Чем хорошая стратегия отличается от плохой? 9 ½ признаков хорошей стратегии

Сформулировать общие признаки хорошей стратегии не так то и просто. Действительно, человек настолько интересное существо, что регулярно изобретает новые способы решения стоящих перед ним задач.

"Сформулировать общие признаки хорошей стратегии не так то и просто. Действительно, человек настолько интересное существо, что регулярно изобретает новые способы решения стоящих перед ним задач. Равно, как он не устаёт придумывать и всё новые ляпы и глупости. И в том, и другом люди проявляют завидный энтузиазм", - ректор бизнес-школы EMAS Андрей Коляда постарался систематизировать эффективные подходы к стратегическому планированию и обозначил некоторые ошибки.

Признак хорошей стратегии № 1 – Вы не подменяете стратегию целями и отвечаете на вопрос  «Как».

Нужно понимать, что стратегия – это чёткий ответ на вопрос  «КАК мы будем достигать поставленных целей?». Да, без целей не бывает стратегии, но и одних целей совершенно недостаточно. Если стратегия вашей компании не даёт внятных и подробных ответов на вопрос КАК она будет достигать поставленных целей – значит, у компании нет стратегии.

Признак хорошей стратегии № 2 – Вы демонстрируете лидерские амбиции.

При этом данная черта обусловлена не столько амбициями руководства компании, сколько здоровой логикой стратегического планирования. Дело в том, что стремление превратить компанию в лидера задаёт её развитию хороший темп, а её бизнес-процессы приобретают должный уровень. Появляются чёткие ориентиры. Очевидно, исходя из смысла ставящейся задачи, речь идёт о темпе, который опережает темп конкурентов и процессах, которые превосходят их процессы. Именно такие темпы и процессы и необходимы для того, чтобы компания демонстрировала рост, опережающий динамику рынка.

Признак хорошей стратегии № 3 – У вас паранойя.

Удивительно, но очень многие управленцы полагают, что их конкуренты круглые дураки и лентяи. Что они будут сидеть, сложа руки, и отдадут рынок в руки компании просто так. Будут безропотно наблюдать за тем, как компания забирает себе их клиентов и зарабатывает на них деньги. Такие руководители полагают, будто работают в вакууме, и никто не будет мешать реализовывать их гениальные планы. – Ясно как день, что это не так. Вы должны испытывать паранойю – постоянно просчитывать возможные ходы конкурентов и предусмотреть ваши ответы на них. Не будете этого делать – пропустите критический удар и ваша стратегия пойдёт прахом. Запомните: конкуренты не глупцы и скорее всего тоже будут предпринимать активные и даже агрессивные действия. Вы должны быть готовы к этому, просчитать все возможные варианты действий оппонентов и заранее предусмотреть вашу реакцию на них. А ещё лучше – сыграть на опережение.

Признак хорошей стратегии № 4 – Вы концентрируетесь.

Даже самый сильный человек, если он затевает драку одновременно со множеством противников, скорее всего будет повержен. Его просто задавят массой, несмотря на то, какой он молодец. И наоборот, человек со способностями чуть выше среднего, по очереди выбирая одиночных или небольшие группы противников, способен повергнуть на землю целую толпу. Ровно всё точно также и в бизнесе. Если вы планируете играть против всего рынка – вам не выиграть. Вы хороший стратег, если отделяете более важное от второстепенного, умеете отказываться от малозначимого в пользу достижения тех показателей, которые предопределят вашу победу. Помните, вы хронически страдаете от дефицита ресурсов, поэтому используйте их мудро – добивайтесь достижения именно тех показателей, которые действительно важны.

Признак хорошей стратегии № 5 – Вы стремитесь к минимальной зависимости от конкретных людей.

Забудьте рассказы о том, что люди – это ключевая ценность вашего бизнеса. Это наивный и «слабый» взгляд на реалии бизнеса. Опытные и мудрые руководители и HRы знают, что это совершенно не так – люди не должны быть главной ценностью вашего бизнеса. Потому что если вы ставите вопрос таким образом, то это означает, что вы раб своих людей, зависите от их прихотей и доброй воли, удерживаете людей у себя любой ценой. В этом случае можете даже не сомневаться, сотрудники начнут диктовать вам свою волю и она будет иметь мало общего с теми стратегическими целями, которых вы хотите достичь.

Люди это ресурс, один из трёх главных видов дефицитных ресурсов. И именно так и нужно воспринимать свой персонал – это здравый подход, который позволяет управленцу создать стратегию, успех которой минимально зависим от лояльности, способностей и прихотей конкретных работников. Люди не роботы – им присущи многочисленные слабости. Момент, когда кого-то из ключевых сотрудников понесёт, и он начнёт вести себя отлично от того, чего вы от него ожидаете – это просто вопрос времени. Так было, так есть  и так будет – это люди и их природа противоречива и непостоянна.

Признак хорошей стратегии № 6 – Вы создаёте эффективную бизнес-модель .

Помните, выше мы договорились, что стратегия – это ответ на вопрос "КАК?" – Так вот, ответ на это вопрос подразумевает не просто перечень мероприятий, которые приведут вашу компанию к желаемым целям. Это ещё – это обязательно! – и ответ на вопрос о том, как ваша компания будет зарабатывать деньги, делая это более умно и эффективно, чем конкуренты. Знайте, если вы рассчитываете обогнать конкурентов, зарабатывая деньги таким же способом, как и они, то есть просто больше работая – успеха вам не видать.

Признак хорошей стратегии № 7 – Вы добиваетесь превосходства над конкурентами.

Превосходство над конкурентами – это не конкурентное преимущество. Это следствие умелого использования имеющихся конкурентных преимуществ, которое обеспечивает вашей компании опережение в сравнении с конкурентами в значимых для бизнеса областях. Обладать конкурентным преимуществом и реализовать на его основе своё превосходство над конкурентом – это не одно и то же. Я же настоятельно рекомендую чётко отличать одно от другого, это сделает ваш подход к разработке стратегии куда более осознанным. Конкурентное преимущество – это тот базис, на который вы можете опираться, это ваш потенциал. Если вы его реализуете, то у вашей компании появится превосходство над конкурентами. Если нет – толку от вашего конкурентного преимущества будет немного.

Хорошая стратегия – она всегда про превосходство.

Признак хорошей стратегии № 8 – Концентрируясь, вы дифференцируетесь, чтобы пережить тяжёлые времена.

В стратегическом смысле под дифференциацией понимается создание такой бизнес-модели компании, которая устойчива к внешним шокам и способна развиваться и расти даже в неблагоприятных внешних условиях. Как правило, речь идёт о целенаправленном уменьшении зависимости от одного рынка, одного продукта или иного важного фактора, то есть о снижении рисков, связанных с такой чрезмерной зависимостью.

Признак хорошей стратегии № 9 – Вы многовариантны, план "Б" есть всегда.

Как известно, стратегическое планирование должно быть сценарным. Однако, здесь всё не так очевидно. Зачастую сценарность выливается в адаптацию стратегических целей под разные сценарии. Задаётся определённый уровень целей под основной сценарий, а затем в зависимости от содержания других сценариев, значения этих целей соответствующим образом наращиваются или уменьшаются. Например, в сценарии прогнозируется рост рынка – в качестве цели закладывается рост продаж, в другом сценарии заложен ещё больший рост рынка – синхронно увеличивается и цель по объёму продаж. Сценарий исходит из меньшего роста рынка – цель по объёму продаж уменьшается, и так далее. – Эта логика транслируется в отношении всех или почти всех видов целей.

Описанный подход имеет существенный изъян – фактически разработчик стратегии закладывает в неё зависимость компании от внешних обстоятельств. Всё будет хорошо – и компания будет развиваться достойными темпами, всё будет плохо – и компания, в лучшем случае, прекратит своё развитие. И разработчик стратегии соглашается с этим!

Признак хорошей стратегии № 9 ½ – Вы думаете о возможной продаже компании –  следствием реализации стратегии должен быть рост её стоимости.

Этот, последний, признак является не столько признаком самой стратегии, сколько важной стратегической концепцией, которую должен держать в уме хороший стратег. Даже если вы и не помышляете о продаже своей компании, вы всегда должны закладывать для себя такую возможность. Хорошая стратегия и умелый бизнес – это искусство создания (да-да, именно создания!) и использования возможностей и, следовательно, вы должны создавать для себя возможность продать компанию по хорошей цене. Воспользуетесь ли вы ею при случае или нет – решать только вам. Но заранее лишать себя такой возможности, не думая об этом, не дальновидно.

Полную версию читайте здесь<<<

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.