Частной медицине кризис не помеха
Уходящий год для рынка частных медицинских услуг стал богатым на события. Открылся новый филиал стоматологии «Садко» на улице Родионова. Начал работать еще один медицинский офис лаборатории «АВК-
Уходящий год для рынка частных медицинских услуг стал богатым на события. Открылся новый филиал стоматологии «Садко» на улице Родионова. Начал работать еще один медицинский офис лаборатории «АВК-Мед» на улице Белинского. Клиника Волкова инвестировала в свое развитие более 10 млн руб. Лариса Кочетова: «Средства пошли на реконструкцию площадей, ремонт и развитие программы очищения организма». Группа компаний «Медси» запланировала открыть детское отделение в Нижнем Новгороде. Компания «НИКА-СПРИНГ» также приняла решение не сокращать финансирование сети медицинских офисов. «Наиболее крупный из инвестиционных проектов — развитие сети современной централизованной лаборатории и сети медицинских офисов», — рассказала Наталья Маянская, директор по развитию ООО «НИКА-СПРИНГ».
— Мы не берем кредиты, развиваемся только за счет собственных средств, — подчеркивают все участники рынка частных медицинских услуг. Добавляя при этом, что в текущем году они оказались в сложной ситуации: расходы надо было сокращать, но экономить в частной медицине можно только в ущерб качеству. Людмила Еремина, главный врач ЗАО «Группа компаний «Медси» (Нижний Новгород): «За последний год экономили как могли — расходы, например, на канцтовары урезали. Единственное, на чем не экономили — на зарплате и на обучении сотрудников. Высококвалифицированные кадры — основа качественного медицинского обслуживания».
С г-жой Ереминой соглашается и Наталья Соловьева, директор по развитию сети клиник «Садко». По ее мнению, в кризис нельзя экономить на кадрах и оборудовании. «В этом сентябре мы купили уникальный УЗИ-аппарат. Он пока единственный в России, стоит 8 млн руб. Купили не потому, что денег много, а потому что покупка была запланирована полтора года назад. Уровень лечения постоянно возрастает, и клиника должна ему соответствовать», — рассказала г-жа Соловьева. О том, что кризис не отразился на сотрудниках, говорит и директор Он клиник Сергей Бутримович: «Мы не сокращаем персонал, не урезаем заработную плату. Что касается пациентов, то они по-прежнему могут рассчитывать на высокий уровень качества оказываемых медицинских услуг: используется новейшая аппаратура; применяются оригинальные препараты, прошедшие несколько уровней контроля».
Частные клиники правильно просчитали аудиторию
По словам экспертов, частные клиники имеют возможность развиваться, поскольку изначально делали ставку на то, что будут обслуживать обеспеченных нижегородцев. Клиенты премиум-сегмента менее других почувствовали кризис на своем кошельке. Поэтому спрос на услуги частных клиник практически не изменился. Инна Ачкасова, коммерческий директор ООО «Централизованная лаборатория «АВК-Мед»:
«В связи со снижением доходов у клиентов просто произошло перераспределение приоритетов. Стали менее востребованы дорогостоящие услуги: вызов на дом; профильные (комплексные) исследования, как правило, направленные на профилактическое обследование. Клиент стал выбирать наиболее актуальные для него на данный момент исследования, в соответствии с беспокоящими его симп-томами».
Игроки отмечают также снижение спроса на такие услуги, как профилактика инфекционных заболеваний, объясняя это тем, что многие работодатели стали экономить на вакцинации, даже не смотря на опасность высокопатогенного гриппа. Кроме того, по словам медиков, уменьшилось количество клиентов, получающих услуги за счет средств добровольного медицинского страхования.
Сервис важнее оборудования
В настоящее время рынок частных медицинских услуг продолжает свой рост. По словам экспертов, причин для этого несколько. Наталья Соловьева: « Первая — рынку есть куда развиваться, у него много возможностей. Вторая — сейчас происходит укрепление брендов частных клиник. Третья — у пациентов есть желание, чтобы он, его родители, его дети могли получить грамотное, квалифицированное лечение в одной клинике».
Инна Ачкасова заметила, что отчасти рынок растет за счет повышения цен на услуги, связанного с резким удорожанием импортных реактивов, медикаментов и других составляющих. Хотя некоторые клиники, стимулируя спрос, оставили цены на свои услуги на докризисном уровне. «Несмотря на повышение рублевых цен во всех сферах, руководство наших клиник приняло решение не повышать стоимость стоматологических услуг в 2009 г.», — рассказала главный врач клиники «Академия» Юлия Засыпкина.
Еще одна причина для роста — пациенты стали ориентироваться на качество услуги. Инна Ачкасова: «Неудовлетворительное качество и отсутствие сервиса в бесплатной медицинской помощи обращает людей к услугам платной медицины». Лариса Кочетова также заметила, что с началом кризиса клиенты стали более требовательны не только к профессионализму врачей, но и к качеству обслуживания. Это легко объяснить: ухудшение экономической ситуации привело к тому, что люди стали больше работать. У них нет времени просиживать в долгих очередях государственных поликлиник. И уж если человек приходит в платную клинику, то хочет не напрасно отдать свои деньги.
Эксперты отмечают, что частные клиники редко теряют своих клиентов. «Люди, привыкшие пользоваться услугами частной медицины, не идут лечиться в государственные медицинские учреждения», — считает Людмила Еремина. Хотя справедливости ради надо сказать, что многие крупные государственные клиники сейчас оснащены очень дорогим и даже уникальным оборудованием, которое они получили по нацпроекту. Однако, по словам экспертов, государственные клиники — не конкурент частным, так как уровень обслуживания в них оставляет желать лучшего. Г-жа Еремина: «Приходится констатировать частые проявления равнодушия со стороны персонала госклиеник, а также случаи нарушения медицинским персоналом правил этики и деонтологии. А ведь большинство пациентов в первую очередь обращает внимание на сервис, бытовые условия и отношение к ним медицинского персонала, а уже потом на собственно медицинские аспекты диагностики или лечения».
Индустрия красоты движется в сторону медицины
Кризис — непростое время для любого бизнеса, и на индустрии красоты он тоже, конечно, сказался. В течение 2008 г. мы работали над дизайн-проектом новых интерьеров салона и аккумулировали средства на ремонт. Пришлось быть немного скромнее, чем рассчитывали, но ремонт все равно осуществили. За время кризиса клиенты кардинально не изменились. Тем, кто привык за собой ухаживать, очень трудно от этого отказаться, они все равно находят возможность посетить салон, только может быть не три раза в неделю, а два или один.
Сейчас основная тенденция в бизнесе красоты — создание комплексов с широким набором услуг, в том числе и медицинских. Мне кажется, это наиболее перспективное направление для роста. Мы также планируем расширение спектра оказываемых медицинских услуг и надеемся в новом году открыть медицинский центр.