«Будут тянуть до последнего и выжимать деньги». Владелец хостела — о новом законе
С 1 октября вступает в силу закон о запрете размещать хостелы в жилых помещениях многоквартирных домов. Как это отразится на нижегородском бизнесе и хостелах — в материале DK.RU.
Президент России Владимир Путин подписал закон о запрете размещения хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов. Закон вступит в силу с 1 октября 2019 г. Чего ждать нижегородским хостелам и как это отразится на доходах владельцев, DK.RU рассказал нижегородский бизнесмен Юрий Кузьмичев, совладелец «Бугров Хостел».
Что ждет нижегородские хостелы, расположенные в многоквартирных домах?
— Это достаточно больная тема, но надо учитывать тот факт, что есть нижегородская специфика, и есть федеральная. Если брать Нижний Новгород, то количество квартирных хостелов и квартирных мини-отелей в Нижнем Новгороде достаточно небольшое. Но проблема этих хостелов, безусловно, присутствует. Есть игроки на этом рынке, которые выстраивают свой бизнес в рамках тех квартир, которые они арендуют или имеют в собственности. В общем, с октября им предстоит закрыться или искать другие способы реализации своего бизнеса: либо переводить помещения в нежилые или менять сами помещения.
Если брать Санкт-Петербург и Москву, то там другая история: в этих городах почти половина хостелов — «квартирники». Это очень сильно ударит по бизнесу. Но, с другой стороны, им дали полгода на новую раскрутку. Я считаю, что это щадящий формат.
У большинства квартирных хостелов нет шансов после октября работать легально. Если квартира находится на третьем этаже жилого дома, то невозможно сделать, например, дополнительный пожарный выход, который по регламенту необходим. Мало того, люди, которые живут в этом доме, имеют право на тишину. Они имеют право влиять на то, кто посещает их подъезд. У людей, которые занимаются этим бизнесом, есть полгода на то, чтобы перенести бизнес на другие площади, тем более что арендные ставки по коммерческой недвижимости сейчас падают.
Беда в том, что переезд хостела на другой адрес означает полный рестарт. По сути, вы весь бизнес запускаете с нуля. Раскрутка этого бизнеса очень привязана к адресу, и даже переезд на 100 метров дальше фактически означает перезагрузку, поскольку все поисковые системы-агрегаторы вас посчитают заново, а вам придется снова нарабатывать репутацию, отзывы, рейтинги, это многих остановит. Многие скажут: с 1 октября будем заниматься другим бизнесом или переедем в другие регионы. Я знаю нескольких людей, которые переехали. Например, один из успешных нижегородских владельцев хостела продал свой бизнес после ЧМ и уехал жить в Австралию.
Сколько в Нижнем Новгороде хостелов, которые пострадают?
— В Нижнем Новгороде есть хостелы, которые находятся в полуподвальных помещениях даже без окон, их немного, но они присутствуют. Много хостелов открывалось перед ЧМ на волне интереса к гостиничной теме. Да, есть хостелы, которые по всем нормам — пожарным, безопасности и прочим — не могут вести эту деятельность, тем не менее, продолжают ею заниматься.
Что касается изменений, то тут нельзя говорить только об одних хостелах, есть еще мини-отели в квартирах. Они тоже относятся к этому закону, и им тоже предстоят большие изменения либо уход с рынка. Но я думаю, если брать глобально рынок хостелов, то в Нижнем Новгороде таких хостелов, мини-отелей не более 20% от общей массы.
Куда они денутся?
— Тут все будет зависеть от того, насколько жестко этот вопрос будет контролироваться и мониториться. Если действительно те люди, которые должны отвечать за работу этого закона, будут заниматься своей работой, например, мониторить социальные сети, агрегаторы гостиниц типа «Booking», то хостелы, которые находятся в жилых домах, можно достаточно быстро вычислить и провести проверки с последующими штрафами, арестами, опечатываниями помещений. Тогда проблема решится сама собой.
Но есть в России такая особенность, что все тянут до последнего. Будут выжимать столько денег, сколько можно выжать из этого бизнеса.
Ну, наверное, на мундиале заработали все, и больших эксцессов не было, но в принципе они могли быть. Потому что ничто не мешало в этих хостелах жить всем, вплоть до террористов и неизвестно кого. Данные по людям такие места не предоставляют: кто там живет, что там происходит. В принципе, и квартирный рынок был таким диким: все сдавали непонятно кому, 80% тех, кто сдавал квартиры, не регистрировали своих гостей в миграционной службе. Власть, наверное, решила пойти на «мягкий контроль». Никто никого не закрывал, никто никого серьезно не наказывал.
Вопрос тут состоит в политической воле. Да, возможно, было такое решение — дать доработать таким хостелам до конца ЧМ. Я знаю, что многих штрафовали, были проверки. Но ведь есть вопросы антитеррористической безопасности, есть вопросы мошенничества, как, например, история с отелем, который был только виртуальным. Когда есть огромный спрос и малое предложение, всегда найдутся желающие, которые будут заниматься либо чистым мошенничеством, либо не будут соблюдать законодательство.
Порядка будет больше, если те люди, которые должны заниматься реализацией данного закона, будут работать.
Как это отразится на ценах?
— Фактически не отразится: оставшиеся игроки вряд ли поднимут цены. Да, тут еще вопрос в том, чем мерить влияние квартирных хостелов на рынок. Дело в том, что «квартирники», как правило, имеют меньшую среднюю вместимость, чем специальные хостелы. Это связано с размерами помещений. Средний хостел на коммерческой недвижимости рассчитан на 30-40 мест, а «квартирники» — на 10-15.
Конечно, легальные хостелы страдают от деятельности недобросовестных конкурентов, но, повторюсь, доля таких хостелов у нас не такая большая — это раз. И второе, они работают немножко на другую целевую аудиторию.
У легального мини-отеля есть определенный набор критериев, по которым мы принимаем гостей. Если у человека нет паспорта, мы не можем его поселить, и он идет в нелегальный хостел, потому что ему деваться больше некуда. Скажем так: маргинальные слои живут в таких помещениях, но они никак не влияют на нас. С другой стороны, во время Чемпионата мира они сыграли свою роль, что отразилось на ценах на проживание. Естественно, легальные хостелы заработали меньше из-за того, что были нелегальные игроки. Я считаю, что сейчас они не сильно влияют ни на цены, ни на заполняемость хостелов.