Бизнесмены с трудом находят консультантов по душе
На очередной встрече Дискуссионного клуба «Делового квартала» эксперты обсуждали, нужны ли бизнесу консультанты. Ответ был единодушно положительным. Однако тесному сотрудничеству местных бизнесмено
эксперты
Игорь Альтшулер
бизнес-консультант
Игорь Колтунов
директор консалтинговой фирмы «Колтунов и партнеры»
Андрей Костин
директор ГК «Лэндон»
Александр Котюсов
президент ГК «Пир»
Алексей Рензин
директор «Рензин компани»
Мария Свиридова
директор ГК «Роза ветров»
Что для предпринимателей определяет выбор консалтера?
Как бизнесмены страхуют себя при работе с консультантами?
Как показала встреча Дискуссионного клуба, вопрос о том, какие бизнес-задачи можно доверить консультанту и стоит ли ему доверять вообще, всерьез волнует предпринимателей. Первым слово взял бизнес-консультант ИГОРЬ Альтшулер, который заявил, что консультанту бизнесмен может доверить все, кроме целеполагания. Цель должен поставить собственник, а дело консультанта — подсказать, как достичь ее: «Консультанты нужны, когда компания взлетает, чтобы взлетала не слишком высоко. Нужны, когда она летит нормально, чтобы не сбилась с курса. Нужны, когда приземляется, чтобы посадка была достаточно мягкой». Из зала прозвучал вопрос, а кто же такие консультанты. Эксперты предложили на выбор несколько вариантов определения: «несостоявшийся бизнесмен, который уже точно знает, как не надо делать в бизнесе», «человек, готовый рисковать только чужими деньгами», «врач, который может прописать бизнесмену лечение или профилактику». Игорь Альтшулер посоветовал сразу же разделить консультантов на три категории: консультанты по клиентам, по продукту и по самому бизнесмену.
От качества услуг и ответственности консультанта эксперты перешли к вопросу выбора консалтинговых компаний. Собравшиеся предприниматели признали, что выбрать консультанта сегодня сложно. Мария Свиридова пожаловалась на уровень подготовки специалистов: «На презентациях они нередко пересказывают то, что я сама прочитала в книгах. Иногда кажется, что я знаю больше них». Г-жа Свиридова поделилась опытом поиска консультантов для разработки мастер-плана горнолыжного курорта: «Мы общались с консультантами федерального уровня, обошли все компании, которые специализируются на подобных проектах. В итоге выяснили, что больше нас никто про наш бизнес не знает». Игорь Колтунов заметил, что с подобными сложностями предприниматели сталкиваются часто: «Неудивительно, что выбрать хороших консультантов так трудно. У нас каждый год специалистов разного профиля, особенно юристов, выпускают «пачками». Часть из них сразу пытается открыть свой консталинговый бизнес, не имея никакого опыта. При этом они еще и демпингуют». Директор «Рензин компани» АЛЕКСЕЙ РЕНЗИН добавил, что после двух-трех встреч с «новоявленными консультантами» у предпринимателей отпадает охота общаться с консультантами в принципе. По мнению эксперта, этого избежать сложно, даже обратившись за консультацией в фирму «с именем». «Когда мы искали консультантов по продвижению, выбрали компанию с большим опытом, хорошим портфолио, замечательной презентацией. Дело дошло до реализации намеченного — и выяснилось, что заниматься нашими проектами будет не тот, кто презентовал услуги, а вчерашний студент», — рассказал Алексей Рензин. Игорь Альтшулер заметил, что такова общепринятая практика компаний не только в регионе, но и во всем мире: продают услуги харизматичные люди, решают задачи — начинающие специалисты.
Еще одним критерием выбора консультантов эксперты назвали качественное портфолио — предыдущие реализованные проекты. Однако пример Андрея Костина заставил в этом усомниться. Сейчас руководство «Лэндона» разрабатывает проект строительства яхт-клуба. Консультантов по этому виду бизнеса в стране не так уж много, и все они обладают хорошим портфолио на федеральном уровне. Для Андрея Костина масштаб их деятельности стал помехой: «Они не хотят вникать в тонкости моего бизнеса. Говорят: «Не надо нам ничего объяснять. Ждите — мы пришлем решение для вашего яхт-клуба. Если наш план не совпадет с рельефом береговой линии, потом выкопаете». Теперь г-н Костин выбирает консультантов не по масштабу деятельности, а по их готовности разбираться в его конкретном проекте.