«Бизнес у нас ничего о себе не знает. 95% не могут ответить на вопрос о целевой аудитории»

Основатель международного интернет-агентства полного цикла ФЕРТ Екатерина Шукалова о том, почему интернет-маркетологам сложно работать с бизнесом, а бизнесу — с интернет-маркетологами.

Екатерина Шукалова — системный интернет-маркетолог, эксперт-практик в области интернет-маркетинга, веб-аналитики, веб-дизайнер, юзабилист, специалист по всему циклу работы с бизнесом в интернете. DK.RU поговорил с экспертом о поиске правильного интернет-маркетолога, проблемах взаимоотношений бизнеса и подрядчика и интернет-маркетинге будущего.  

Екатерина Шукалова станет спикером «Стратегического форума от 2020 к 2025». Форум пройдет в Нижнем Новгороде 27 марта. Подробнее о мероприятии по ссылке.

Екатерина, как и когда вы пришли в интернет-маркетинг?

С первого курса университета я хотела работать как предприниматель в области компьютерной техники. Начиная с 90-х годов я занимаюсь предпринимательской деятельностью. В начале 2000-х я прочитала самоучитель по HTML, сделала свой первый сайт, встретила партнера и сказала: «Ты классно продаешь, а я могу делать сайты. Давай работать вместе». После встреч с потенциальными клиентами он приходил ко мне со списком того, что хочет заказчик, а я искала решения в интернете. Через пару лет мы уже делали сайты на высоком уровне, а еще через пару лет открыли отдел, который начал заниматься продвижением: поисковая оптимизация, контекстная реклама, а потом добавили и продвижение через  социальные сети.

Продвижение в интернете быстро меняется. Что сегодня входит в понятие интернет-маркетинга?

Я апологет системного подхода. Любой бизнес, который хочет продвигаться через интернет, должен понимать, как работает система инструментов интернет-маркетинга. Это как автомобиль. Невозможно знать только как крутить руль, чтобы ехать, необходимо понимать принципы работы автомобиля, знать всю систему в целом.  

Основные инструменты системы интернет-маркетинга:

  1. Веб-аналитика. Мы анализируем спрос, клиентов, целевую аудиторию, конкурентов. В обязательном порядке используем Яндекс.Метрику и Google Analytics, а также еще ряд инструментов сквозной аналитики. С этим инструментом у бизнеса много проблем. Не понимая, как анализировать, неправильно ставя задачи, предприниматели теряют деньги.
  2. Веб-сайт и все, что с ним связано. Современный бизнес должен иметь свой сайт. Это моя жесткая позиция. Если у вас серьезная компания,  которая использует маркетинг, PR, GR, у вас обязательно должен быть сайт.
  3. Весь инструментарий продвижения: поисковая оптимизация, непоисковые способы (контекстная, баннерная реклама, реклама в соцсетях, контент-маркетинг, email-маркетинг и т.д.), социальное продвижение (социальные сети, PR в интернете, вирусный маркетинг, частично контент-маркетинг).

В блоке продвижения начало зарождаться новое направление мобильного маркетинга. Оно еще не оформлено, да и специалистов, которые бы в этом понимали, мало. Инструментарий продвижения в мобильном телефоне будут отличаться от продвижения в вебе.

Технологические прорывы будут модернизировать эту систему, но скелет из веб-аналитики, сайта и продвижения в ближайшее время сохранится.

Можно ли сказать, что всем современным компаниям нужен интернет-маркетинг? Или кто-то может без него обойтись?

Есть виды бизнеса, в которых интернет-маркетинг может использоваться минимально. Местный бизнес — кафе, рестораны, салоны красоты — могут не тратить много денег на интернет. Потенциальный потребитель, как правило, коммуницирует с ними в реальном мире. И еще практика показывает, что продуктовые магазины у дома не нуждаются в интернет-маркетинге. Какой смысл продвигать продуктовый магазин через интернет, если целевая аудитория обитает вокруг дома.

Предположим, у меня есть бизнес, и я хочу заняться его интернет-продвижением. С чего начать и как выбрать достойного подрядчика?

Это «больная» тема. У нас беда и с подрядчиками, и с агентствами. Первым делом нужно сформулировать, что вы хотите: какое количество клиентов получить из интернета, с каким средним чеком, какова предельная стоимость привлечения одного клиента. Понимая хотя бы это, можно запрашивать коммерческое предложение у подрядчика.

Где искать подрядчиков? Спрашивайте у коллег по цеху. Если я открываю салон красоты, проще всего познакомиться с такими же руководителями на отраслевых конференциях, где можно узнать, кто с кем работает.  Например, я узнаю, что другие салоны работают с Васей, Петей и ООО «Ромашка», смотрю на их сайты, и если они меня устраивают, то направляю им письмо с просьбой выставить КП на работы, согласно описанным целям. Скорость ответа — лакмусовая бумажка, показывающая  заинтересованность подрядчика в вас как в клиенте. Важно понимать, что если я работаю в Хабаровске, искать подрядчика в Москве — сложно. Для эффективной работы с разработчиками и интернет-маркетологами очень желательно иметь возможность личной встречи.

Второй вариант поиска подрядчика — отраслевые рейтинги.  Их достаточно много на рынке интернет-разработки и продвижения. В зависимости от масштаба вашего бизнеса необходимо выбирать агентства из разных частей рейтинга. Если у вас все тот же салон красоты, искать в топ-30 не имеет смысла, — эти агентства будут дорогими. А если у вас международный бренд, можете себе позволить работать с  лидерами рейтинга.

При поиске подрядчика можно обратить внимание на сайты конкурентов, поинтересоваться, кто их делал.

А дальше та самая магия, которая касается любой компании при выборе услуг, — встретились, посмотрели друг другу в глаза, а дальше как повезет — то ли сработаемся, то ли нет.

Кажется, что в случае с интернет-маркетингом этот выбор сделать все-таки сложнее.

У нас рынок еще незрелый. Юридический, логистический, бухгалтерский рынки — сформированы, а нашему рынку без году неделя. Он активно развивается десять последних лет: нет стандартов, нет правил, масса псевдо-специалистов, которые хорошо говорят, но ничего не делают, поэтому бизнес спасет только личная встреча и правильная формулировка целей.

Очень часто проблема не в исполнителях, а в клиенте. Например, когда я спрашиваю клиента о целях, целевой аудитории, то получаю «волшебные» ответы. Недавно состоялся такой диалог:

—Кто ваша целевая аудитория?

— Мы не знаем.

— Кому вы будете это продавать?

— Мы не знаем.

— А кому сейчас продаете?

— Ну, вот мужчины, женщины, семьи.

— Хорошо, а какой у них доход, где они живут? Какой у вас средний чек?

— А что, это надо знать?

На эти вопросы не может ответить 95% бизнеса.

Получается, что интернет-маркетолог ничего не может сделать, потому что у него нет данных для работы. Чтобы «вытащить» эту информацию, нужен опыт работы в отрасли. Почему агентству или специалисту по интернет-маркетингу надо работать в отрасли не менее 3-4 лет?  За это время приходит четкое понимание того, что типичный российский бизнес ничего про себя не знает, работает несистемно, без четкого понимания рынка и своих потребителей.

Вы сказали, что инструменты интернет-маркетинга работают только в системе. В компаниях часто бывает, что тут заказали сайт, наняли SMM-специалиста в штат, привлекли стороннего менеджера по контекстной рекламе. Будет ли это рабочим вариантом или нет?

Такое положение вещей имеет место быть, но схема работает только тогда, когда в бизнесе либо руководитель, либо маркетолог имеет стратегическое мышление и может все инструменты интернет-маркетинга связать вместе. Нет ничего зазорного в том, чтобы брать разных подрядчиков на разные работы, но они все должны быть объединены в одной системе веб-аналитики, о которой я говорила в самом начале нашей беседы.

Бизнес может привлечь подрядчика, который настроит аналитику, предложит установку CRM-системы, покажет, как с ней работать. Тогда можно нанять ряд подрядчиков, т.к. результаты их работы аккумулируются в одной аналитической системе.

Проблема еще и в том, что бизнес часто думает: «Обращусь к интернет-маркетологу, он сделает волшебство, бизнес взлетит». Но если бизнес находится не в очень хорошем состоянии, интернет-маркетинг его не спасет. Интернет-маркетинг — лишь инструмент маркетинга, а маркетинг — часть общих бизнес-процессов в компании. У нас болеет весь организм, а мы лечим отдельно ухо или глаз.

Сколько сейчас стоит интернет-маркетинг, готов ли бизнес на него тратиться?

Есть несколько вариантов приобретения услуг по интернет-маркетингу:

  • можно заказать у подрядчика только разработку стратегии продвижения, а реализовывать ее самостоятельно;
  • можно выкупать весь комплекс услуг от разработки сайта до PR в интернете;
  • можно нанять интернет-маркетолога в штат, который собственными силами будет реализовывать стратегию продвижения.

У каждого варианта есть своя цена: разработка стратегии может стоить от 30 тыс. руб., нанять человека в штат - от 80 тыс. руб. (по Москве).

Если полностью отдавать работы на аутсорс, то по каждому подрядчику есть своя эффективная цена. SEO в Москве от 30 тыс. руб. в месяц, абонентская плата за контекстную рекламу — от 15 тыс. руб. в месяц за систему без учета бюджета, а нормальный SMM-щик, который реально может что-то сделать, не может стоить 5 тыс. руб. в месяц.

Сегодня интернет-маркетинг стоит дороже, чем пять лет назад, и в будущем он станет еще дороже. Это сложный инструментарий, он не может стоить дешево. Ко всему прочему рынок перенасыщен людьми, которые демпингуют и делают работу некачественно. После этого приходит другой специалист, который стоит дорого, и разгребает все, что было сделано псевдо-специалистами, а у бизнеса создается впечатление, что на рынке интернет-маркетинга сплошные мерзавцы.

Все уже знают, что реклама на ТВ или радио — это дорого, теперь пришло время так же думать и про интернет.

Как новые технологии изменят интернет-маркетинг? Каким будет интернет-маркетинг будущего?

Во-первых, все, что сейчас делают менеджеры по контекстной рекламе, будут делать роботы.

Во-вторых, технологии достигнут такого уровня, что бизнес будет знать не просто наши выраженные и сформулированные желания, а то, что нами еще не осознается, находится в стадии зарождения в нашем мозге. Сейчас реклама реагирует на то, что мы искали. Например, вбивали в поисковую строку. В будущем технологии будут, например, только по поведению человека в социальных медиа определять то, что он захочет купить через некоторое время.

В-третьих, будет развиваться дополненная и виртуальная реальности, все, что связано с передачей ощущений через интернет.

Дополненная реальность будет упрощать получение контента, упрощать покупки. Я делаю ремонт, тут же через дополненную реальность можно расставить мебель и заказать ее.

Я хочу посмотреть картины в Лувре — пожалуйста, виртуальная реальность к моим услугам.

В-четвертых, интернет вещей —  прекрасная тема — интернет-технологии встраиваются в объекты материального мира. Про холодильники, которые будут сами заказывать еду, наверное, уже все слышали.

***

Издание «Деловой квартал» приглашает нижегородских предпринимателей 27 марта в бизнес-зал отеля «Мариотт Кортъярд» на первый «Стратегический форум-практикум: от 2020 к 2025».

Программа состоит из трех блоков:

Тенденции: «новое» потребительское поведение, перспективные и деградирующие ниши, тренды на рынке труда и в профессиях, как использовать технологии искусственного интеллекта для анализа данных и какие алгоритмы доступны уже сейчас;

Бизнес-хаки: как двигаться к достижению большой цели с помощью анализа данных, как справиться с выгоранием и текучкой персонала, как двигаться к цели, несмотря на препятствия, как провести первичный анализ ниши перед запуском нового продукта;

Digital: разговор о трендах в интернет-маркетинге, а также о востребованных видеоформатах, а также о том, как оценить работу интернет-маркетинга в вашем проекте.

Подробнее о форуме и форматах участия по ссылке и в социальных сетях «Делового квартала» в Нижнем Новгороде!

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.