Банки бьют картой потребительские кредиты

dk@dknn.apress.ru эксперты Татьяна Андреева начальник отдела продаж стандартных и пластиковых продуктов Михаил Бернер вице-президент, директор по развитию бизнеса и разработке новых продуктов управ

Кредитные карты появились на нижегородском рынке несколько лет назад — первым в регионе этот продукт ввел местный филиал Банка Москвы. Сегодня его, как в классическом виде, так и в «рюшечках» ко-брендов, бонусов и льготных периодов, предлагает большинство нижегородских банков. Банкиры считают, что недалек тот день, когда пластик вытеснит с рынка классическое потребительское кредитование — по крайней мере, в городах, где развита инфраструктура эквайринга.

dk@dknn.apress.ru

эксперты
Татьяна Андреева
начальник отдела продаж стандартных и пластиковых продуктов
Михаил Бернер
вице-президент, директор по развитию бизнеса и разработке новых продуктов управления кредитных карт ЗАО КБ «Ситибанк»
Елена Бочарова
директор по розничному бизнесу филиала «Нижегородский» ОАО «Альфа-Банк»
Татьяна Бурнакина
директор департамента проектов Русфинанс Банка
Владимир Дементьев
заместитель управляющего филиалом ТрансКредитБанка в Н. Новгороде
Алексей Кожевников
управляющий Нижегородским филиалом ОАО «Русь-Банк»
Юрий Кораблев
заместитель начальника ГУ Банка России по Нижегородской области
Людмила Мохова
менеджер управления корпоративного бизнеса Нижегородского филиала банка «Возрождение»

Зачем банкам вводить grace-period
Отвернутся ли VIP-клиенты от премиум-продуктов
Выгодны ли банкам ко-брендовые карты
Когда появятся кредитки для предпринимателей

Кредитные карты — одно из самых перспективных направлений банковской деятельности. Доля кредиток в общем объеме кредитования растет, на рынок выходят новые участники, конкуренция обостряется. Это заставляет банки совершенствовать условия предоставления пластиковых кредитов: снижать тарифы, увеличивать grace-период, вводить дополнительные сервисы. Как отмечают эксперты, рынок далек от насыщения, а значит, конкуренция и дальше будет расширять возможности кредитных карт. Переживая последствия кризиса ликвидности, размеренному и долгосрочному потребительскому кредитованию банки предпочитают быстрый круговорот карточных денег: комиссии за обналичивание, проценты по кредиту, частичное погашение, снова обналичивание и покупки в кредит. Однако, несмотря на маркетинговую активность, донести свои предпочтения до большинства заемщиков финансовым институтам пока не удалось.

Вице-президент Ситибанка МИХАИЛ БЕРНЕ убежден, что сдержанный спрос на карточные кредиты обусловлен низкой информированностью потенциальных клиентов. По мнению эксперта, банкам приходится инвестировать в разъяснительную работу, рассказывая об удоб­ствах пользования кредитками. Для этого необходим большой штат сотрудников. Ситибанк держит такой штат не только в офисах банка, но и в местах наибольшего скопления потенциальных клиентов: торговых комплексах, автозаправках, вокзалах и т.д. Эксперты отмечают большой потенциал роста пластикового кредитования — большинство банков уже перешли на выпуск кредиток либо в рамках зарплатных проектов, либо для клиентов с готовой кредитной историей. Отдельные финансовые институты, реализующие рисковую финансовую политику, готовы предоставить карту любому, кто пожелает ею обладать.

Пластик выдается в комплексе с другими услугами

Заместитель начальника ГУ Банка России по Нижегородской области ЮРИЙ КОРАБЛЕВ отмечает, что банки с более консервативной кредитной политикой предпочитают выдавать кредитные карты в рамках зарплатных проектов. Для дер­жателей зарплатных карт они предлагают кредитки на более льготных условиях.

Выпускаемый нижегородскими банками пластик можно разделить на две категории — овердрафтные карты (с коротким сроком кредитования) и долгосрочные (револьверные). Последние, по заявлению многих банкиров, более удобны как банкам, так и клиентам. «Выбор между овердрафтной и револьверной картой зависит от потребностей заемщика. У клиентов популярнее кредитки со сроком на два года, к тому же такие кредиты можно в любое время погасить досрочно, — констатирует менеджер управления корпоративного бизнеса нижегородского филиала банка «Возрождение» ЛЮДМИЛА МОХОВА. — Наш банк сейчас делает ставку на кредитные карты, овердрафт был пробным вариантом».

Среди платежных систем, по данным ГУ Банка России по Нижегородской области, среди кредитных карт большей популярностью пользуется Visa, чем MasterCard. «Среди кредиток широко распространены Visa Classic и MasterCard Mass, — поясняет начальник отдела продаж стандартных и пластиковых продуктов нижегородского филиала Промсвязьбанка ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА, — но более популярны карты Visa. Причина — сложившийся стереотип, что платежная система Visa пришла в нашу страну раньше и более распространена, по сравнению с MasterCard».

Чтобы привлечь клиентов, многие банки снижают проценты, увеличивают льготный период кредитования или вводят скидки при оплате товара кредитной картой. «Наиболее удачным ходом по привлечению клиентов я считаю продажу карт путем direct-маркетинга, например, «Тинькофф Кредитные системы», — заявляет заместитель управляющего филиалом ТрансКредитБанка в Нижнем Новгороде ВЛАДИМИР ДЕМЕНТЬЕВ. Директор департамента проектов Русфинанс Банка ТАТЬЯНА БУРНАКИНА, в свою очередь, самыми популярными инструментами на текущий момент называет отмену или снижение комиссии за первый год обслуживания карты и различные проводимые банками конкурсы. По словам Юрия Кораблева, кредитные организации устраивают розыгрыши автомобилей, путешествий и т.п. среди наиболее активных пользователей карт.

Банки стараются активизировать весь арсенал доступных им средств. Они заключают договоры с предприятиями на предоставление скидок при оплате товаров и услуг кредитными картами. Управляющий Нижегородским филиалом ОАО «Русь-Банк» АЛЕКСЕЙ КОЖЕВНИКОВ рассказал о работающей в Русь-Банке партнерской программе — аналоге ко-брендинговых проектов. Держатель карты имеет возможность получать скидки и бонусы, предъявляя кредитку во многих торгово-сервисных предприятиях города (магазинах, медицинских центрах, ресторанах, автозаправках). Количество предприятий, желающих стать участниками программы, постоянно растет — соответственно, расширяются возможности клиентов. Промсвязьбанк владельцам своих кредитных карт начисляет бонусную премию за безналичные расчеты. Кроме того, напоминает Татьяна Андреева, банки организуют совместные программы, например, выдавая кредитную карту при открытии вклада. Клиенты Русь-Банка, открывшие депозит в сумме от 30 тыс. руб. сроком от полугода, могут воспользоваться картой с кредитным лимитом. Как поясняет Алексей Кожевников, если внезапно потребуются деньги со счета, расторгать договор вклада необязательно — можно снять с кредитки нужную сумму, но под проценты.

Кредиторы готовы предоставить держателям бесплатный сервис

Эксперты подчеркивают, что в обслуживании кредитки клиентов привлекают не только низкие тарифы, но и ее функциональное наполнение: к примеру, возможность управлять счетом через интернет или мобильный телефон. Сегодня большинство участников рынка карточного кредитования предлагают держателям кредиток услугу sms-информирования. Таким образом, клиенты могут контролировать все операции по карте и видеть остаток платежного лимита после каждой транзакции, а также получать уведомления о сумме и дате ближайшего обязательного платежа. Если недавно эту услугу чаще всего оплачивал клиент, то сейчас банки готовы бесплатно снабжать карты дополнительным сервисом. В Промсвязьбанке управлять счетом кредитной карты можно при помощи специально разработанной программы PSB-Retail. Татьяна Андреева: «Эту услугу владельцу карты Промсвязьбанк предоставляет бесплатно». Татьяна Бурнакина добавляет, что Русфинанс Банк тоже предоставляет клиентам бесплатные услуги sms-информирования, перевыпуска карты в случае утери, кражи или порчи, перевыпуска ПИН-кода, блокировки карты, направления ежемесячного счета-выписки по почте. ЕЛЕНА БОЧАРОВА, директор по розничному бизнесу филиала «Нижегородский» ОАО «Альфа-Банк»: «У владельцев наших кредиток есть возможность выпустить дополнительную карту на имя третьего лица. Для оформления анкеты-заявки на кредитку с особыми условиями погашения необязательно приходить в банк — эту первоначальную процедуру можно выполнить через интернет».

Отсутствие необходимости ездить в банк для проведения операций со счетом привлекает людей, отмечает Михаил Бернер. По его мнению, клиентам все равно, как карта оформлена, что на ней изображено, с чипом она или с магнитной полосой.

«Цвет карты и ее дизайн не регламентируются платежными системами, лишь бы соблюдались основные критерии оформления, — поясняет Людмила Мохова. — Поэтому сейчас можно встретить карты из прозрачного материала, карты с голографической окраской всей лицевой стороны, с лазерной подписью и голографической магнитной полосой, чиповые карты с вертикально нанесенной информацией». Эксперты отмечают, что в России подавляющее большинство кредиток выпускается пока с магнитной полосой, но, по словам Татьяны Андреевой, российские банки сейчас приступают к эмиссии чиповых карт, которые обладают большей защитой. «С помощью внеш­него оформления, — добавляет Михаил Бернер, — можно привлечь лишь около 5% потенциальных клиентов». Однако, по словам г-жи Андреевой, индивидуальность карты ценят клиентки банка. Пользуется спросом индивидуальный дизайн карт и в рамках зарплатных проектов, когда на пластик наносится, к примеру, символика компании.

С помощью банкоматов финансовые институты наращивают капитализацию

Как отмечают эксперты, ни одно удоб­ство клиенты не ценят так, как развитую сеть банкоматов — дополнительное конкурентное преимущество. Сейчас и федеральные финансовые институты, и региональные банки активно наращивают карточную инфраструктуру. Это требует серьезных инвестиций: стоимость обычного устройства составляет $20–23 тыс., а банкомат с функцией приема наличных — около $35 тыс. Несмотря на высокие затраты на создание и содержание собственной инфраструктуры, на нижегородском кредитном рынке пока нет ни одной межбанковской банкоматной сети. Эксперты объясняют это не только жест­кой борьбой за розничного клиента, но и тем, что банкам разрешили вводить в уставный капитал технику. Это означает, что развитая банкоматная сеть позволяет кредитным организациям повысить свою капитализацию.

«О дэмпинге на рынке кредиток говорить пока рано, — уверена Татьяна Бурнакина, — рынок далек от насыщения, а кредитные карты — технологически сложный продукт, модификация которого достаточно затратна». Тем не менее, в данном сегменте появляется все больше игроков. Алексей Кожевников утверждает, что насыщение рынка всегда ведет к обострению конкуренции, а это влечет за собой появление новых сервисов для держателей карт и расширение возможностей пластика.

Михаил Бернер одной из последних тенденций считает появление инновационных кредитных продуктов. Елена Бочарова приводит пример: карта может совмещать оригинальное оформление и разнообразные ко-брендовые возможности. Кроме того, по мнению г-на Бернера, будет развиваться карточное кредитование с льготным периодом — многие банки либо полностью перешли на такие карты, либо включают их в свой портфель.

Несмотря на привлекательность grace-периода для потенциальных клиентов, некоторые банки принципиально отказываются от этого вида карт. Михаил Бернер высказывает предположение: «Такие банки, возможно, не знают, как правильно выстроить бизнес, и боятся, что банк не получит прибыли, поскольку клиенты станут пользоваться кредиткой только на время grace-периода. А возможно, отказ от льготного периода связан с недостаточностью технических возможностей банков».

По словам Татьяны Андреевой, решение о введении grace-периода вполне может быть обусловлено экономическими возможностями каждого банка в отдельности: как правило, grace-период вводят банки — лидеры российского финансового рынка. «Сегодня grace-период — обязательное условие, — добавляет Татьяна Бурнакина. — Его не предлагают только при отсутствии технологических возможностей».

Людмила Мохова поясняет: «Суть кредиток с grace-периодом — во взимании при его использовании дополнительных комиссий: за годовое обслуживание карты, ведение ссудного счета, операцию погашения кредита. — Это и есть стоимость grace-периода. Просто так деньги, тем более привлеченные средства, ни один банк раздавать не будет. Банки, которые не используют grace-период, возможно, просто более честны со своими клиентами и предпочитают другие способы получения доходов». Алексей Кожевников: «Grace-период — дополнительный сервис, призванный привлечь и удержать клиента. Его предоставление связано с отвлечением денежных средств на достаточно длительный срок, поэтому не каждый банк готов на это пойти». Как показывает практика, готовые к этому банки предпочитают устанавливать для карт с льготным периодом более высокие проценты. Ставки в среднем составляют от 24 до 26% годовых, у некоторых банков они доходят до 33% — например, если кредит по карте был получен не при расчете за покупки, а наличными сред­ствами в банкомате.

Одной из основных тенденций рынка кредитных карт Михаил Бернер считает появление ко-брендовых (совместных) карт, ориентированных на определенные группы клиентов, например, на любителей путешествий или шопинга. Ситибанк выпускает ко-брендовую карту совмест­но с авиаперевозчиком Lufthansa. Владельцам таких карт банк начисляет дополнительные бонусы, которые можно использовать при покупке товаров или услуг. Подобный продукт есть у Альфа-Банка — это карта Visa Cosmopolitan. В комплекте с ней банк выпускает две карты: основную — стандартного размера — и мини-карту в два раза меньше. Последняя ориентирована на современных преуспевающих девушек — с ней можно получать скидки и подарки в магазинах, проходить на закрытые вечеринки в популярные ночные клубы.

Самыми распространенными сферами бизнеса, в которых востребованы ко-бренды, Михаил Бернер считает авиаперевозки, ритейл, мобильных операторов, автозаправки и турагентства. При этом, по мнению эксперта, наибольшим потенциалом роста среди ко-брендовых продуктов обладают ритейловые карты. К примеру, Ситибанк недавно выпустил такие карты совместно с сетью магазинов Stokmann. Как отмечает Елена Бочарова, в производство ко-брендовых карт вкладывают деньги сразу несколько компаний — чтобы «привязать» клиентов и заставить их постоянно пользоваться тем или иным набором услуг. Михаил Бернер уверен: ко-брендовый проект работает, если есть интерес трех сторон: банка, компании-партнера и самого клиента. С точки зрения Татьяны Бурнакиной, в идеале ко-бренд — это способ приобрести лояльность потребителя, которая даст обеим сторонам дополнительный доход, но на практике баланс интересов достигается не всегда.

По мнению Людмилы Моховой, ко-брендовые продукты не особо рентабельны — они нужны, чтобы привлечь побольше клиентов. Доходный бизнес от таких карт банки получают, только если ко-бренд совмещен с каким-либо карточ­ным продуктом, приносящим банкам более высокий доход — например, с картами премиум-класса.

Банки выпускают карты более высокого уровня, чем «золото» и «платина»

Эксперты «ДК» отмечают еще одну тенденцию на рынке — продвижение элитных карточных продуктов в массы. Алексей Кожевников: «Многие виды пластиковых карт премиум-класса стали доступны массовому потребителю. Наличие элитной карты перестало свидетельствовать о высоком социальном статусе. Соответственно, интерес в VIP-сегменте к продуктам подобного рода снизился». Обслуживание и перевыпуск карт gold и platinum, естественно, обходится клиенту дороже, чем карт классических, но разница не столь существенна. «В банке «Возрождение» за перевыпуск утерянной карты gold и platinum credit придется заплатить 2400 руб. По классическим кредитным картам — всего 800 руб., — рассказывает г-жа Мохова. — А поскольку суммы кредита по элитным картам высокие, обеспечение по ним должно быть соответствующим, сумма страховки кредита — выше и отбор клиентов — жестче».

Элитные карты отличают ускоренная процедура замены в случае утраты, экст­ренная выдача наличных по всему миру, возможность получить скидки и льготы. Поэтому, по мнению Елены Бочаровой, на них будет спрос именно со стороны VIP-клиентов, и он будет расти.

«Продвижение элитных продуктов в массы негативно сказывается на имидже самого продукта», — считает Татьяна Бурнакина. У некоторых эмитентов комиссия за обслуживание карты gold сопоставима с классической картой. Банки продвигают карты премиум-класса потому, что операции по ним более прибыльны для эмитента. «Если платежные системы не ужесточат требования к продвижению элитного пластика, то грань между золотой и классической картой перестанет существовать», — высказывает опасения г-жа Бурнакина.

Владимир Дементьев полагает, что VIP-клиенты незначительно влияют на спрос: проникновение элитных продуктов в массы пока не велико. Однако чем больше будет в массах карт gold и platinum, тем меньше будет спрос на эти продукты у VIP-клиентов. Как следствие, эксперт прог­нозирует появление «бриллиантовых» и иных элитных продуктов с более жесткими критериями отбора владельцев.

«Продвижение элитного пластика в массы — это попытка «продать» услугу, снабдив ее большей ценностью в глазах клиента, — продолжает Владимир Дементьев. — Думаю, что это путь в никуда. Банки девальвируют ценность элитных карт, решая свои тактические задачи. А причина одна для всех — неумение продавать банковские услуги без «задабривания» покупателя премиальными продуктами. Думаю, в конeчном итоге рынок выработает правила распространения премиум-продуктов и раздача элитного в массы закончится». Михаил Бернер, напротив, считает данную тенденцию не «проблемой роста» карточного рынка, а естественным путем его развития. К примеру, Ситибанк выпускает кредитку следующего за platinum уровня — карту Ultima — для всех своих клиентов. Как уверяет эксперт, ее престижность от этого не снижается. Продвижение элитного в массы Михаил Бернер считает тенденцией рынков всех развитых стран, и российский рынок пойдет по тому же пути.

По мнению экспертов, кроме разнообразных ко-брендовых продуктов, рынок пластикового кредита ждет сегментирование: банки будут выпускать кредитные карты для бюджетников, для студентов, для молодоженов и других категорий клиентов. В странах с развитой банковской системой широко распространены кредитные карты для предпринимателей, с более низкими процентами и возможностью использовать заемные средства не только на личные цели, но и для бизнеса. Сегодня на нижегородском рынке нет ни одного подобного предложения — банки предлагают бизнесу только дебетовые карты с овердрафтом. В последнее время эксперты все увереннее прогнозируют, что карточный финансовый круговорот полностью вытеснит экспресс-кредиты, от которых уже отказалось большинство банков, а затем и классическое потребкредитование. Елена Бочарова подчеркивает, что уже сейчас потребителям проще и выгоднее удовлетворять свои желания с помощью пластиковой карты, чем оформлять кредит на эти цели.

Татьяна Бурнакина: «Сейчас grace-период — это обязательное условие, и его не предлагают только при отсутствии технологической возможности».

Алексей Кожевников: «Предоставление grace-периода связано с отвлечением денежных средств на достаточно длительный срок, поэтому не каждый банк готов на это пойти».

Людмила Мохова: «Банки, которые не используют grace-период, более честны со своими клиентами и предпочитают другие способы получения доходов».

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.