Исследование ВТБ, Литрес и «Читай-города»: более 80% россиян верят в чудеса

Исследование ВТБ, Литрес и «Читай-города»: более 80% россиян верят в чудеса
Иллюстрация: freepik.com

Книжный сервис Литрес, ВТБ и федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город» в преддверии новогодних праздников провели исследование и выяснили, как россияне относятся к сказкам.

Большинство респондентов (83%) верят в чудеса. Любимой русской сказкой стал «Аленький цветочек», а зарубежной – «Снежная королева». Самый популярный сказочный персонаж – Чеширский Кот из «Алисы в Стране чудес».

По результатам опроса, 83% отметили, что верят в чудеса, при этом 68% читают и слушают сказки, будучи уже взрослыми. В детстве сказки им чаще всего рассказывали мама или бабушка (77%). Россияне читают детские сказки, чтобы эмоционально разрядиться и снять стресс (27%), почувствовать ностальгию и связь с детством (23%) или восполнить потребность в положительных эмоциях (18%).

Родители считают основными преимуществами чтения сказок детям развитие фантазии (16%), формирование нестандартного мышления и умения находить выход из сложных ситуаций (14%), а также формирование устойчивых моральных ценностей (12%).

Среди русских сказок самая любимая у россиян «Аленький цветочек» Сергея Аксакова. В топ-5 также вошли «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака, русский фольклор «Морозко» и произведения «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина.

Среди зарубежных сказок пальма первенства принадлежит «Снежной королеве» Ганса Христиана Андерсена. На втором месте – «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. На третьем – произведение «Золушка» Шарля Перро. Следом расположились «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена и британская повесть «Винни-Пух» Алана Милна.

Фаворитом среди персонажей стал Чеширский Кот из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Далее разместилась Герда, центральный персонаж сказки «Снежная королева». Третья строчка – у Алисы, ещё одной героини из уже упомянутой «Алисы в Стране чудес». В пятёрку также вошли Василиса Премудрая и Винни-Пух.

Темы домашнего театра и переосмысления сказок стали центральными элементами новой кампании ВТБ, который в преддверии Нового года запустил проект «Новогодничайте с домашним театром». Вместе с известными режиссёрами и драматургами банк адаптировал любимые сюжеты детских сказок, превратив их в пьесы для домашних постановок – с семьёй, близкими или друзьями. Проект предлагает пять сюжетов для разной аудитории.

*Исследование проведено ВТБ и Литрес в рамках совместного проекта компаний – поддержки VIII сезона литературной премии «Электронная буква – 2025», где банк выступает генеральным спонсором и наградит победителей в двух номинациях: главной – «Книга года» – и новой специальной номинации для чтецов – «Голос классики».

Опрос прошёл в декабре 2025 года среди 600+ россиян в возрасте 18–65 лет в городах с населением от 100 тыс. человек. Респондентам предлагали ответить на вопросы через онлайн-форму, затем результаты были проанализированы. При подсчёте все респонденты принимались за 100%, а остальные данные высчитывались, исходя из этого числа. Пользователям были предложены как готовые варианты ответов, так и графа «Другое». Они могли выбрать не только один, но и несколько вариантов ответов.

Реклама, ВТБ, Генеральная лицензия Банка России №1000. ERID: 2W5zFGUipXa

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.