Инженеры для государства: как нижегородская STM Labs строит IT-системы для миллионов

В мире высоких нагрузок и государственных цифровых проектов немногие компании могут похвастаться тем, что их кодом ежедневно пользуются миллионы.
Компания STM Labs из Нижнего Новгорода — одна из них. От скромного старта с двумя разработчиками до статуса ключевого IT-партнера для Федеральной налоговой службы — такой путь прошла компания, оставаясь верной своему региону и принципам.
Коммерческий директор STM Labs Алексей Щепетков в интервью NN.DK.RU рассказал о том, как заслужить доверие государства, почему создавать с нуля проще, чем перестраивать legacy, и зачем IT-компаниям вкладываться в оперный театр.
Алексей, STM Labs прошла путь от двух основателей до более чем 300 сотрудников. Что было самым сложным в этом масштабировании?
— Если честно, масштабирование шло достаточно планомерно. Мы двигались на драйве, на эмоциях, понимая, что делаем что-то правильно. Начинали в 2010 году с небольшого заказа, двух учредителей и двух исполнителей. Не было ни инвестиций, ни изначального капитала — только мозги и желание делать свое дело. Сложности начались не в росте как таковом, а в момент, когда компания переросла определенный порог.
Переломный момент наступает, когда количество людей и проектов увеличивается настолько, что администрировать их единолично уже невозможно. Для нас это был рубеж в 150-200 человек. Компания обязана развиваться в сторону формирования, скажем так, здоровой бюрократии — передачи полномочий, создания центров ответственности.
Мы сумели выстроить систему управления с генеральным, коммерческим и финансовым директорами, где аккаунт-менеджеры не только работают с клиентами, но и несут финансовую ответственность, могут сами нанимать людей. Так мы трансформировались из МСП в крупный бизнес.
Один из ваших ключевых проектов — запуск систем для налога на профессиональный доход (НПД) и АУСН. Это инструмент, который изменил жизнь миллионов. Как вы справлялись с ответственностью?
— Мы точно знаем свое место в таких проектах. Изначальная идея и политическое решение — всегда за государством, за ФНС. Мы — технические исполнители, которые обеспечивают работу системы под колоссальной нагрузкой, надежность и сохранность данных. Конечно, ответственность колоссальная, особенно когда сроки неотвратимы — закон принят, и с 1 января система должна работать. Никаких девиаций, как в коммерческих проектах, быть не может.
Но мы не позволяем себе поддаваться панике. Мы относимся к этому как к сложной, но решаемой инженерной задаче. Технологическая зрелость самой ФНС к моменту разработки НПД уже позволяла реализовать такие продукты. Наша задача — сделать это в срок, с гарантированным качеством. Не надо себя переоценивать; мы — звено в цепи, и наша работа должна приносить пользу конечным пользователям — гражданам.
Как вам удалось завоевать такое доверие в государственном ведомстве? Ведь ФНС — не самый простой заказчик.
— Мы коммерческая компания, и у нас много коммерческих заказчиков. Но ФНС в этом смысле скорее подходит под описание идеального коммерческого клиента: они глубоко погружены в проекты, у них высокий уровень компетенции. С ними приятно работать.
Попали мы туда не по блату. Сначала был проект «Маркировка лекарств», который курировала ФНС. Мы его качественно сделали, и это стало нашей визитной карточкой. Затем нас позвали на проект по самозанятости — и мы снова справились. Можно сказать, что «вода камень точит»: мы работали добросовестно, открыто, а в нашем штате есть действительно сильные разработчики и архитекторы, способные проектировать и создавать такие системы. Это открыло дорогу к сотрудничеству с АО «ГНИВЦ» —генеральным подрядчиком ФНС.
Для многих IT-компаний стоит дилемма: создавать систему с нуля или модернизировать систему. Что, на ваш взгляд, сложнее?
— Создание с нуля, конечно, проще и приятнее для разработчиков. Можно использовать самые современные технологии, это дает заряд энергии. Но в реальности запросов на «переделки» сейчас больше.
Хотя и здесь есть свои вызовы и возможности. Иногда проект, начинающийся как «замена устаревшей платформы западного производителя», в процессе трансформируется настолько, что, по сути, превращается в создание новой системы. Новые технологии позволяют обеспечить более высокую надежность, экономию по вычислительным мощностям и улучшить сетевое взаимодействие. Так что аппетит приходит во время еды: заказчик, видя новые возможности, часто хочет получить не просто аналог, а качественно новый продукт.
STM Labs — компания из Нижнего Новгорода. В эпоху удаленки это преимущество или недостаток?
— Я считаю, что это отражение новой реальности. Ковид и развитие средств коммуникации стерли границы. Разработка ПО — это то направление бизнеса, у которого больше нет географических привязок. Заказчикам в основном все равно, откуда мы.
Мы — нижегородская компания, и мы этим гордимся. Я сам родился и вырос в Нижнем, в Сормове. Мы видим, как преображается город, как власти делают ставку на IT и образование. Желание уехать у людей резко упало по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Ощущение, что завтра будет лучше, что мы живем в среде с поступательным развитием, — это дает огромный запас энергии. И мы как компания стараемся инвестировать в развитие региона.
А как вам удается растить и удерживать 300 с лишним инженеров в условиях жесткой конкуренции за таланты?
— Мы используем гибридную модель. Около 20 человек работают удаленно из разных регионов, но костяк — 300 инженеров — это нижегородцы. Для нас важно создавать комфортную среду. Этим занимаются целые службы — HR и бренд-менеджер.
У нас есть корпоративная культура, хотя она не всегда формализована в документах. Это негласный набор правил, где важно «друг друга любить» и чувствовать ответственность за общее дело. Мы делаем упор на заботу о сотрудниках: удобный офис с диванами, массажным креслом и тренажерным залом, финансирование занятий спортом, корпоративные мероприятия. Все это формирует тренд: мы заботимся о ребятах, создаем комфортные условия, платим конкурентные зарплаты — и в ответ имеем право требовать качественного выполнения задач.
Вы строите цифровую инфраструктуру для страны и одновременно поддерживаете «аналоговую» — культурную и социальную — в своем регионе. Это две стороны одной стратегии?
— Нет, это абсолютно разные вещи. В бизнесе у нас понятные KPI, задачи, прибыль. А поддержка культурных или спортивных проектов — это скорее желание поделиться частью этой прибыли, когда мы видим, что эта поддержка действительно необходима и найдет отклик. Это очень приятно — чувствовать, что ты можешь помочь чему-то хорошему в своем городе. Никакого системного подхода здесь нет, это скорее вопрос личной и корпоративной позиции.
Как вы считаете, какой главный вклад IT-компания, подобная вашей, может внести в развитие региона помимо создания рабочих мест?
— У меня на этот счет особое мнение. Самый важный вклад, который могут сделать компании, подобные нашей, — это оставаться здесь. Чтобы собственники и руководители бизнеса жили в Нижнем Новгороде, а не только их офисы. Когда бизнес-сообщество глубоко укоренено в регионе, мы вместе формируем сильную и привлекательную среду. Главный постулат: не только бизнес должен работать в регионе, но и регион должен быть привлекательным для того, чтобы собственники и их семьи хотели здесь оставаться. Поэтому наш ключевой вклад — это то, что мы никуда не собираемся. Мы здесь родились, развиваемся и намерены делать это дальше, внося свой вклад в общее «положительное движение», которое мы сейчас в Нижнем наблюдаем.
сайт — stm-labs.ru
ТГ-канал - https://t.me/stm_labs.
Реклама STM Labs, ERID: 2W5zFHRnSNt








