«Формат онлайн-продажи больше подойдет для эксклюзивного алкоголя»
«Какой будет скорость доставки? Будут ли организованы склады со специальным оборудованием для хранения вина, определенные условия его доставки?».
С 1 ноября 2023 г. в двух пилотных регионах РФ — Москве и Подмосковье — планируется запустить на специальном сайте «Почты России» онлайн-продажу вина (тихого, игристого и крепленого). В дальнейшем к проекту могут подключить Санкт-Петербург, а также Ленинградскую и Нижегородскую области. NN.DK.RU узнал мнение директора отдела маркетинга завода «Стандартъ» (Выкса) Вадима Чернова насчет перспектив реализации алкоголя через интернет-ресурсы.
— Данная инициатива касается только определенного вида алкоголя, очень небольшой его прослойки — вина российского происхождения. Соответственно, область распространения законопроекта не столь широка. Много ли таким образом можно будет продать отечественного вина? Вопрос пока остается открытым. Кроме того, как мне известно, существует ряд ограничений, согласно которым производитель российского вина не может просто так включиться в эту систему. Прежде необходимо заплатить взнос и войти в винодельческий союз, который будет контролировать и подтверждать географию продукции. И только после этой процедуры компания сможет интегрироваться в онлайн-продажу винодельческой продукции.
Российским считается вино из Крыма, ради которого, в основном, все эти законы и писались, какие-то бонусы также должны получить вина Краснодарского края. Но, как говорил мой учитель по маркетингу: «Умей забежать по другую сторону прилавка, когда якобы придумываешь что-то гениальное». Необходимо посмотреть на инициативу глазами потребителя.
Сейчас российское вино хорошо представлено на полках магазинов, есть соответствующие указания по государственной линии. Но ажиотажного спроса на продукцию мы не видим. Если она представляет самый минимальный ценовой сегмент на рынке, то не очень понятно, зачем организовывать онлайн-продажи. Если нет, то, как мне кажется, над имиджем российских вин нужно еще много работать. Покупатели пока не доверяют им настолько, насколько винам из более классических стран-производителей.
Также стоит представить ситуацию, когда покупатель озаботился покупкой российского вина на онлайн-площадке. Даже для разбирающихся в вине задача найти подходящую бутылку в интернете может стать непростой. Плюс, какой будет скорость доставки? Получится ли приобрести продукт, например, на неделе перед выходными? Будут ли организованы «Почтой России» склады со специальным оборудованием для хранения вина, определенные условия его доставки? Вопросов по процедуре возникает очень много. Не слишком ли сложен станет путь заказа бутылки вина российского производства?
Таким образом, сначала необходимо понять, будет ли иметь успех данная инициатива в двух пилотных регионах. И только потом можно будет говорить о расширении географии эксперимента. Но лично я пока не уверен, что эта система сработает. Возможен только один вариант — когда онлайн-торговля будет проходить относительно элитного алкоголя (не только российского), возможно — в сувенирных упаковках. На дорогой, эксклюзивный алкоголь на рынке запрос есть. Но если речь идет об обычных бутылках по стандартной цене, то у меня возникают большие сомнения относительно этой задумки.