«Потенциал российских разработчиков велик, они могут создать продукты мирового уровня»
«На фоне ухода международных компаний потребность в отечественном софте многократно возросла и пришло четкое понимание, насколько опасно зависеть от программных продуктов, контролируемых извне».
В сентябре в Нижнем Новгороде состоялась ежегодная открытая встреча пользователей СУБД PostgreSQL, организатором которой выступает Postgres Professional, где около 100 представителей нижегородского ИТ-сообщества обсудили настоящее и будущее PostgreSQL.
Сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко в разговоре с NN.DK.RU рассказал о планах компании в нижегородском регионе. Как повлиял на российский рынок уход иностранных вендоров? Готовы ли отечественные разработчики СУБД (системы управления базами данных) полностью обеспечить рынок таких решений? Подробнее — в нашем материале.
Почему площадкой для PGMeetup.NN уже не первый год вы выбираете именно Нижний Новгород?
— Если быть точными, PGMeetup.NN — наше третье мероприятие по PostgreSQL в Нижнем Новгороде. Первым была большая открытая встреча с одним из первых разработчиков Postgres — Брюсом Момжаном. Второе событие мы провели в технопарке «Анкудиновка», а в этом году мы перебрались в центр — многим было удобнее прийти в DKRT на Большой Покровской.
Нижний Новгород — известный центр технологических компетенций, не менее 3% всей российской разработки ПО сосредоточено в этом городе. Есть хорошие университеты, известные телеком-компании, большой аутсорс, до недавнего времени был офис разработки компании Intel.
На наши мероприятия в Нижнем стабильно регистрируется по 200-300 человек, это показатель интереса к PostgreSQL. Есть поддержка от местных ИТ-ассоциаций, сообществ разработчиков, ИТ-блогеров. Поэтому мы с удовольствием делимся знаниями и будем продолжать это делать.
У вашей компании есть планы по открытию своего представительства в Нижнем Новгороде?
— Открытие нижегородского офиса мы рассматриваем серьёзно, всё зависит от найма сотрудников-нижегородцев. Если их здесь будет несколько, офис тоже появится — так было и в Барнауле, сейчас там работает уже больше десяти человек. Мы стараемся обеспечить равные условия работы для всех, и не важно, ходят специалисты в офис или работают удаленно. Это касается не только уровня зарплат, но и социального пакета, который мы предлагаем всем нашим сотрудникам вне зависимости от их локации.
Может, будут другие проекты, как, например в Барнауле, где вы работаете со студентами?
— СУБД — перспективная отрасль, но в неё сложно влиться без хорошей математической базы и специальных знаний. Работать с молодежью и поддерживать тех, кто хочет развиваться в данном направлении — один из наших приоритетов. Поэтому мы практически с момента образования Postgres Professional стараемся привлекать талантливых студентов к нашим проектам и взаимодействовать с вузами на этой почве. Например, мы активно сотрудничаем с университетами Москвы, Барнаула, Томска и Красноярска: выпускаем курсы и читаем лекции по языку SQL, системному программированию, проводим факультативы по СУБД PostgreSQL. По итогам обучения можно пройти стажировку у нас в компании и стать полноценным участником нашей команды.
Возможно ли перенести этот опыт на нижегородскую почву?
— В Нижнем Новгороде мы совсем недавно наладили контакт с филиалом НИУ ВШЭ и надеемся, что уже скоро нижегородские студенты будут защищать курсовые проекты по нашим задачам, касающимся разработки PostgreSQL. Обсуждаем проведение факультатива по администрированию СУБД и открытых встреч с представителями Postgres Professional.
Ваша компания является разработчиком системы управления базами данных Postgres Pro на основе PostgreSQL. Что сейчас происходит на рынке российских СУБД? Некоторые эксперты говорят, что даже несмотря на внешние факторы, заметных и распространенных отечественных платформ СУБД пока мало. А кто-то говорит, что наш рынок достаточно зрелый и мало чем уступает зарубежным.
— На фоне ухода международных компаний с российского рынка потребность в отечественном софте многократно возросла и, наконец, пришло четкое понимание, насколько опасно для государства и экономики зависеть от программных продуктов, которые контролируются извне.
Потенциал российских разработчиков очень велик, и при правильной организации они способны создавать продукты мирового уровня.
Например, можно выделить такой интересный российский продукт, как аналитическая СУБД ClickHouse, который, к сожалению, недавно сменил юрисдикцию. Еще есть высокопроизводительная транзакционная СУБД Tarantool, которую разрабатывают в компании VK. Что касается СУБД общего назначения, существуют оригинальная российская разработка Linter и «Ред база», представляющая собой российский форк СУБД Firebird.
В чем заключается ваш подход к разработке СУБД?
— В своей работе мы опираемся на опыт и лучшие практики сообщества, но, вместе с тем, привносим и свою богатую экспертизу, накопленную за годы работы с продуктом.
Наша компания в разработке СУБД уже семь лет, а её основатели, ведущие разработчики PostgreSQL Олег Бартунов и Фёдор Сигаев профессионально занимались расширениями для Postgres ещё в «нулевых» в компании «Рамблер».
Сейчас Postgres Professional развивает свой форк Postgres Pro Enterprise для крупных организаций и больших нагрузок. Мы также вкладываем много усилий в разработку международного проекта PostgreSQL. То есть мы стараемся и улучшить исходный продукт, и в свою систему на его основе добавляем возможности, которые требуют многих месяцев, а то и лет напряжённого труда. Например, мы обеспечили корректную работу СУБД Postgres Pro с продуктами 1С, получили сертификат ФСТЭК. То, что нам удалось создать, уже используется в реальных системах, обслуживающих десятки миллионов человек.
Вернёмся к ситуации на рынке. Что сейчас происходит?
— Уже наметилась тенденция к тому, что после ухода Oracle, Microsoft и SAP наши оставшиеся зрелые игроки (их немного) будут стараться реализовать в своих продуктах некоторые возможности, привычные пользователям СУБД ушедших компаний. В перспективе это позволит убедить тех, кто всё ещё пользуется решениями покинувших рынок вендоров, мигрировать на отечественные продукты. В ситуации, когда происходит передел рынка, будут и попытки «быстро представить новую СУБД», но, как вы понимаете, это простой маркетинг и наклеивание шильдиков на чужие продукты.
Как можно оценить величину российского рынка СУБД?
— Кто-то говорит об 1-3 миллиардах долларов США, высчитывая процент от мирового рынка. Но наши СУБД-решения обычно стоят дешевле зарубежных аналогов, поэтому в денежном выражении российский рынок будет скромнее. Точных исследований на эту тему нет.
Уход иностранных вендоров ужe повлиял на рынок? Спрос на отечественные СУБД в последние месяцы вырос?
— Когда зарубежные вендоры начали объявлять о своём уходе из России, количество заявок от клиентов конкретно у нас выросло на 600%. По факту, Oracle и Microsoft разрешили российским клиентам продолжать использовать их решения, но оставили их без квалифицированной вендорской поддержки — если что-то сломается, позвонить некуда. Кто-то в такой ситуации отреагировал быстро и постарался спланировать миграцию на отечественные решения в самое ближайшее время. Кто-то предпочитает ничего не трогать, пока оно работает, но это, конечно, опасная стратегия. Нельзя исключать внезапные поломки; накопившиеся проблемы в СУБД со временем могут поломать весь бизнес пользователям. Вполне возможно, кто-то будет принимать решение о миграции уже столкнувшись с такими проблемами, но лучше не откладывать до последнего.
Российские разработчики СУБД готовы сейчас полностью обеспечить рынок программных решений?
— Достаточно хорошие решения на рынке есть. Следует понимать, что если две СУБД десятилетиями развивались по-разному, их не сделать полностью взаимозаменяемыми за пару месяцев. Перевод большой прикладной системы на другую СУБД — это серьёзный проект, требующий времени и трудозатрат. Наши сотрудники этим летом опубликовали серию статей о различиях между Oracle Database и СУБД PostgreSQL, чтобы объяснить , как происходит такая миграция. Это возможно, но не нажатием одной кнопки.
Здесь ещё очень важно спросить не только, что разработчики СУБД готовы сделать для пользователей, но и насколько пользователи СУБД готовы к переменам. Многие из них по инерции ещё катятся по старым рельсам и с опаской смотрят в сторону отечественных СУБД, потому что боятся переходить на новые решения.
Зачастую они даже не знают, что есть российские платформы, не уступающие западным аналогам, а также проверенные инструменты и методологии миграции. Поэтому очень важно рассказывать о тех возможностях, которые находятся на расстоянии вытянутой руки, чем мы постоянно и занимаемся на конференциях, встречах и в публикациях. Надеюсь, что и этот наш разговор поможет найти ответы тем, кто их ищет, и поспособствует развитию российского рынка СУБД.