Cоветы экспертов и предпринимателей о том, как подбирать сотрудников в малом бизнесе
26 мая ежегодно отмечается день российского предпринимательства. Предприниматель – это своего рода универсальный сотрудник – он в своем деле и начальник, и первый работник.
Справляться со всем в одиночку – это непросто, и поэтому ко Дню предпринимателя команда hh.ru, крупнейшей российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников, подготовила подборку рекомендаций по подбору персонала именно для малого бизнеса.
Команда hh.ru совместно с предпринимателями подготовила спецпроект ко Дню предпринимателя, где собрали советы экспертов и предпринимателей, а также обобщили опыт на тему «как подбирать самых распространенных специалистов в малом бизнесе».
В результате анализа вакансий наиболее востребованными для малого и среднего бизнеса оказались профессии бухгалтера, курьера, юриста, официанта, повара, бариста, водителя, администратора и флориста.
Первым шагом становится оценка «типового» набора компетенций для каждой профессии. Так, от бухгалтера чаще всего ждут внимательности и логики, от официанта – умения работать с людьми и разрешать конфликты, от повара – опрятности и организованности, от администратора – доброжелательности и уравновешенность, от флориста – креативности и стрессоустойчивости. Описание каждого типа специалиста можно увидеть ЗДЕСЬ.
Второй шаг подбора – это формирование списка вопросов для каждого из кандидатов, где необходимо уточнить информацию не только об образовании и опыте. Так, у бухгалтера, например, мы рекомендуем узнать, приходилось ли ему принимать ключевые решения и как они повлияли на развитие компании? У флориста спросить – что он делает, если день не задался с утра? У официанта – что означает для вас слово «гостеприимность» и как вы реагируете, если несовершеннолетние пытаются купить алкоголь без паспорта? У юриста – когда допустимо нарушать закон?
Своими наблюдениями делятся опытные предприниматели и эксперты:
На собеседовании помимо очевидного обязательного списка вопросов, я всегда оцениваю две вещи: отношение к работе и умение рассуждать. Первое важно, чтобы обучить и вырастить сильного специалиста, второе показывает умение применять свои знания. Один из «контрольных» вопросов – является ли футбольное поле объектом недвижимости? - Вячеслав Леонтьев, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры».
Ануш Мирзоянц, шеф-повар и хозяйка кулинарной школы уверена, что выбирая повара внимание необходимо обратить в первую очередь на руки:
Если это рабочие руки, они изнеженными быть не могут. Они в заусенцах, порезах, ожогах – по ним видно, что они работали. Ещё спрашиваю рецепт любимого пирога. Причём с описанием продуктов. Где покупали? Сколько стоят? Почему именно эта мука, какая у нее клейковина? Детали. Профессионал всегда в деталях и в том, как он разбирается в процессе.
В рамках проекта команда hh.ru подготовила полезную подборку:
Инструкция по подбору ключевых сотрудников. Вы можете скачать карточки, чтобы они всегда были под рукой. А также установить наше новое мобильное приложение hh бизнес, чтобы не отрываясь от работы, прямо в телефоне найти надежных помощников для своего дела. Которые подстрахуют, поддержат или просто возьмут на себя часть задач. Потому что индивидуальный не значит один.
А также список сервисов, которые помогут оптимизировать процессы найма и искать таланты для развития бизнеса:
С помощью сервиса Clickme от hh.ru можно мгновенно публиковать и продвигать вакансии сразу на нескольких площадках: в «Яндексе», в соцсетях «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники», на доске объявлений «Юла», на сайтах партнёрской сети myTarget. Clickme — это и рекламные объявления тизерного формата на hh.ru.
Также среди полезных для малого бизнеса инструментов можно отметить платформу «YouDo Бизнес». Сервис берет на себя подбор, документооборот и расчеты с самозанятыми и внештатным персоналом, а также сводит к минимуму все риски для бизнеса, которые могли бы возникнуть при неправильной работе с исполнителями. Есть варианты интеграции на любой вкус — от личного кабинета до реального аккаунт-менеджера.
CRM-система для рекрутмента Talantix позволяет импортировать резюме из hh.ru автоматически, не теряя талантливых кандидатов из вида. Новая функция — автообновление резюме. Теперь уточнённые данные из профиля кандидата на job-сайте будут моментально подгружаться в Talantix после импорта откликов. Система будет подсвечивать, что изменилось в резюме кандидата, при этом не нужно искать вручную. Этот инструмент полезен для ведения кадрового резерва: вы увидите, на каком этапе кандидат, ищет ли он работу, что в его жизни изменилось, и решите, актуален ли он для вас.