«Бизнесу лучше подстраховаться и убрать все QR-коды со ссылками на Facebook и Instagram»
«Руководителям также стоит издать письменный приказ, в котором ответственным за продвижение и рекламу поручено убрать упоминания об этих социальных сетях».
21 марта 2022 г. Московский суд признал Meta экстремистской организацией. Социальные сети Facebook и Instagram теперь официально запрещены в России, решение не касается только мессенджера WhatsApp. По данным пресс-службы суда, обычным пользователям не грозит ответственность за использование соцсетей, но блолее подробных официальных разъяснений пока нет. NN.DK.RU узнал у адвоката Михаила Гаранина, стоит ли бизнесу в срочном порядке убирать значки запрещенных соцсетей с сайтов компаний и из рекламной продукции.
— Текста решения суда пока никто не видел, хотя его политическая окраска совершенно понятна. Сама организация Meta не могла быть признана экстремистской, потому что наше законодательство такой статус может дать только некоммерческой организации. Как я понимаю, запрет касается деятельности Facebook и Instagram по признаку использования для экстремистской деятельности.
Определенная опасность попасть под кампанию прокуратуры у предпринимателей есть — существует ответственность по статье 20.3 КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций». И, соответственно, любое упоминание Facebook и Instagram с целью рекламы на меню в ресторане, вывесках, рекламе и других информационных материалах может быть трактовано по этой статье, а руководители или предприниматели — привлечены к ответственности.
Здесь надо понимать, что чёткая юридическая логика не всегда будет работать. Я не исключаю, что правоохранительные органы могут проявить инициативу привлечения предпринимателей к ответственности по данной статье, руководствуясь политической целесообразностью. И лучше наблюдать эту инициативу со стороны, чем быть её объектом.
Я полагаю, что бизнесу будет совершенно целесообразно убрать все QR-коды со ссылками на Facebook и Instagram, либо заклеить их. И, как минимум, директорам, руководителям стоит издать письменный приказ, в котором они поручают ответственным за продвижение и рекламу убрать упоминания и ссылки на эти социальные сети с указанием «скрыть от публичного обозрения на физических носителях».
По возможности лучше отказаться и от рекламы. Если она заранее предоплачена , стоит написать заявление о расторжении рекламных контрактов, направить электронные и бумажные письма. Может быть, это и не возымеет действия, потому что реклама уже запущена и работает алгоритм, но подстраховаться документально все же стоит. Понятно, что все это достаточно странно. Но у нас сейчас все странно происходит.
В этой ситуации возможны и жалобы инициативных граждан, которые могут написать донос. И будет проверка. Поэтому организациям лучше подстраховаться приказами. Да, я не исключаю, что доносы будут. Недовольные клиенты, среди которых есть очень активные и патриотически настроенные граждане, которые очень легко могут таким образом проявить свою гражданскую позицию, а прокуратура примет ее к исполнению.
Как ранее рассказывал DK.RU, в Роскомнадзоре сообщили, что работа мессенджера WhatsApp на территории России не будет ограничена.