«Работаем с кадровым голодом, учитываем триумф ЗОЖ, включаем e-commerce и экспорт»
«Помните, что бизнес – это не казино, а игра вдолгую. Строить стратегии на горизонте один-два года — нелепо. Для создания стратегического ядра бизнеса нужно семь-десять лет оптимистично».
Управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про», эксперт по стратегическому управлению Сергей Макшанов рассказал NN.DK.RU о том, у каких отраслей больше шансов на выживание в 2022 г., какую стратегию выбрать и что надо учитывать в планировании, чтобы быть успешной компанией.
Про экономику и бизнес
Как сейчас можно оценить состояние российской экономики, динамика, угрозы? К чему быть готовым бизнесу?
— На «Базовых стратегиях 2022» мы даем развернутую характеристику для 6 типовых рыночных позиций. Между ними есть существенные различия, которые определяют рыночный курс.
Есть верхний уровень компаний, развитие которых мы не обсуждаем. Это государственные монополии, транснациональные компании, работающие в России, конгломераты с претензией на экосистему (Сбер, VK, Яндекс, Севергрупп, ВТБ, Тинькофф) и маркетплейсы.
Наши шесть типовых групп – это как раз реальный частный бизнес, которого в РФ около 3 млн юрлиц и 3,6 млн в формате ИП. Можно их схематично представить вот так:
Есть ряд универсальных рекомендаций для любой из этих групп – и этим занимается прямо сейчас группа устойчивых эффективно управляемых компаний: развивать e-commerce, продолжать настойчиво формировать резервы (помним, что их 4 типа, и это не только финансы), наращивать экспертизу в своей области деятельности и по функциям и работать над имиджем компании на рынке труда (чтобы компания была выбором номер один для соискателей).
Далее начинаются отличия.
Группа 1: бенефециары (IT, фарма, e-commerce + доставка). На чем им сконцентрироваться:
- развивать логистическую и онлайн инфраструктуры
- диверсифицироваться в реальный продукт (не оставаться только в виртуальной экономике)
- выходить на внешние рынки
- открывать собственные (в партнёрстве) учебные заведения среднего профессионального образования (СПО), обеспечивая себя таким образом стабильным притоком молодых кадров нужных специальностей
- создавать собственные акселераторы в происках новых решений в товарах, услугах, технологиях, маркетинге, внутренних сервисах и пр.
Группа 2: компании активно консолидируемых рынков вне группы консолидаторов (недвижимость, логистика, фастфуд, мясопереработка). Для них:
- Разработка новых категорий продукта;
- Экспорт;
- Создание отраслевых союзов;
- Диверсификация;
- Развитие D2C-канала.
Группа 3: производители НЕнасыщенных рынков
- Агрессивный выход на маркетплейсы
- Национальная дистрибуция
- Агрессивный выход на экспорт
- Разработка премиального ассортимента
- R&D
Группа 4: производители насыщенных рынков
- Экспорт
- Развитие омниканальной дистрибуции
- Эффективный new product development (NPD)
- Вертикальная интеграция
- Совместные проекты и предприятия
Группа 5: пострадавшие отрасли. Тут есть особенности по рекомендациям для каждой:
ТУРИЗМ |
HO(RECA) |
ФИТНЕС |
|
Отели
ReCa
|
|
И всем разрабатывать франчайзинговое предолжение |
Несколько слов о конгломератах с претензией на экосистему (возможно, вы думаете о том, сотрудничать ли с ними). В чем их главные отличительные черты? Они дают дополнительный шанс перелома тренда экономического проигрыша в глобальной конкуренции, создают среду для запуска новых продуктов и рынков, развивают средний бизнес, но при этом уничтожают малый и микро-бизнес.
Что они будут делать в ближайшее время, укрепляя свои позиции:
- выходить за пределы РФ (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Африка, США, ЕС);
- специализироваться на группе рынков и/или территорий;
- выравнивать уровень выгод для участников экосистемы.
Можно ли вообще в нынешней экономической ситуации в России каким-то образом строить планы и применять стратегии? Какие стратегии вы бы рекомендовали?
— Стратегии «цветов в проруби» все еще популярны. А зря. Компания, которая имеет амбиции, может занять серию перспективных позиций в своем рынке. Но помните, что бизнес — это не казино, а игра вдолгую. Следовательно, стратегия — долгосрочна.
Строить стратегии на горизонте один-два года — нелепо. Для создания стратегического ядра бизнеса нужно сеьм-десять лет оптимистично. Понятно, что сейчас корректируются способы достижения конечной цели стратегии, но не стратегический курс. За 29 лет нашей практики мы ни разу не меняли образ стратегической цели ни в одном из проектов, а вот способ — да.
Неопределенность сейчас зашкаливает, и действительно отдельным компаниям нужен мощный ремонт образа будущего.
Фото: АРБ Про
Каких проблем ждать бизнесу в 2022 году? Что учесть бизнесу в планировании?
— Здесь короткой строкой. Оцените угрозу для себя разрывов цепочек поставок и их последствия (и везде найдите двойное, а то и тройное резервирование на случай форсмажоров). Следим за инфляцией затрат и цен. Работаем с кадровым голодом. Учитываем триумф ЗОЖ в своем ассортименте товаров и услуг. Агрессивно включаемся в канал е-коммерс и экспорт.
Будут ли какие-то положительные изменения для бизнеса? Какие открыты возможности?
— Со стороны регулятора – будем надеяться. Больше сказать нечего. А возможности – лучшие в мире.
Какие отрасли будут наиболее успешными в наступившем году, а у каких нет потенциала?
— Все индустриальные отрасли, пищевое и с/х сырье, удобрения, медицина и зож-бизнесы, ИЖС и элитная недвижимость, новые ИТ и телеком-сервисы, особенно контролирующие производство контента и медиасообщества.
Про развитие
Если кто-то только решает, в какой отрасли развиваться, какие источники роста вы можете отметить?
— Сложно сказать. В разных отраслях по-разному. Наиболее обобщенное правило – надо инвестировать, тратить, вкладываясь в своих людей и продукт. А дальше все крайне индивидуально – зависит от имеющихся ключевых компетенций, ресурсов, географии.
Чтобы сегодня считаться успешной компанией, над чем нужно работать?
— «Считаться» — не так важно. Важно быть. Три важнейших направления:
- Персонал
- Цифровизация
- Ценностное предложение, в том числе за пределами российской экономики.
Какие навыки личные стоит развивать собственникам бизнеса?
— Креативность, создание деловых сетей.
Про региональные особенности
Нижегородцы, которые приходят на ваши бизнес-конференции, отличаются от жителей других миллионников? Если да, то чем? Что вызывает у слушателей наибольший интерес?
— Поскольку наша конференция, как мы всегда говорим, для тех, что честно строит бизнес и работает не только для себя, то и посетители в разных городах приходят, калиброванные по этому принципу. И в этом нижегородцы не отличаются от других регионов.
Заметно, что любовь к своей губернии у нижегородского бизнеса несколько ограничивает развитие в другие регионы, но нужно эту любовь наоборот нести во внешний мир - предлагая товары и услуги с местным колоритом по всему миру.
Вы ездите по многим российским городам, в Нижнем Новгороде выступаете с 2013 г., вы видите качественные изменения у нас? Вообще, каким вы видите наш регион, его потенциал, слабые стороны?
— Мало «бизнес-маяков» федерального масштаба, очень осторожный стиль, короткие цели, мало партнерства. Город действительно изменился. Не могу сказать, что все посмотрел, но есть феноменальные территории и сооружения. Город стал чище.