Дмитрий Огородцев: «Полимерные композиты. Рынки ожидает революция»

«Мы продаем не просто гранулы и порошки, мы создаем и реализуем производственно-технологическое решение для рынка и отраслей в целом».

Мы продолжаем серию материалов в рамках спецпроекта NN.DK.RU и банка «Центр-инвест» о том, как тренды последних лет и сложные экономические условия подтолкнули нижегородских бизнесменов к поиску новых направлений работы.

Все интервью участников проекта читайте по хэштегу #ТрансформацияБизнеса.

Сегодня представляем Дмитрия Огородцева – основателя и генерального директора компании «ОКАПОЛ», президента Ассоциации промышленников и предпринимателей «ДзержинскХимРегион», который вошел в тройку претендентов в номинации «Человек года в трансформации бизнеса».

СПРАВКА

 
ООО «ОКАПОЛ» — частная высокотехнологичная российская компания, созданная в 2015 г. Это инновационное предприятие обладает уникальной технологией производства модифицированных (привитых) полимеров, которые являются ключевым, неотъемлемым компонентом для создания современных полимерных композиционных материалов, широко востребованных практически всеми отраслями промышленности. В начале 2020 г. в Дзержинске построен и введен в эксплуатацию производственно-технологический комплекс, а с февраля 2021 г. дан старт промышленному выпуску и реализации инновационной продукции, которая позволит удовлетворить спрос в современных полимерных композиционных материалах, так необходимых Российской экономике. Инвестиции — 370 млн руб. Индустриальными партнерами компании являются «Сибур», «Лукойл», «Нижнекамск-нефтехим», «Газпромнефть-Салават». В 2020 году «ОКАПОЛ» удостоен национальной премии «Приоритет-2020», а продукция компании прошла экспертизу и является победителем «100 лучших товаров России» и «Нижегородская марка качества, Лауреат премии «Инвестпроект года-2021», Победитель Премии имени И.П.Кулибина. Решением Департамента Минпромторга РФ технология компании включена в перечень критических технологий.
Дмитрий Огородцев: «Полимерные композиты. Рынки ожидает революция» 1

Дмитрий, как появилась идея создания именного такого производства?

— Все началось в 2008 г., когда мы с моим партнером Петром Каревым занимались проектами в металлургии. Проблема антикоррозионной защиты металла – это один из ключевых вопросов в данной отрасли. Мы стали искать эффективное решение, коим явился современный мировой  тренд  – полимерные композиционные материалы, которые в России, к сожалению, не производились.    

Создание современных полимерных композиционных материалов требует технологической возможности совмещения разных по своей природе трудносовместимых или вообще несовместимых компонентов  с полимерной матрицей – соответственно необходима технология модификации полимеров, позволяющая программировать и создавать изделия из полимеров с уникальными свойствами.  

Было принято решение двигаться именно в этом направлении.

В итоге в лабораторных условиях, практически «на коленке», мы получили искомую технологию и приняли  решение о ее масштабировании до промышленных объемов.

Долгий у вас получился путь – от идеи до запуска завода больше 10 лет. В чем была проблема?

— В 2013 г. мы начали заниматься лабораторными разработками, параллельно готовясь к реализации проекта: считали, планировали, искали инвестиции. Тогда же грянул кризис 2014-2015 гг. В результате мы самостоятельно, шаг за шагом создавали предприятие.

В 2015 г. официально зарегистрировали предприятие, на базе  которого  был создан RnD — это научно-исследовательский центр, где были  выполнены стадии ОКР и НИОКР.  Итогом этого этапа явилась запатентованная технология — результат собственных разработок, где усовершенствованы лучшие технологии  производства и переработки полимеров мировых лидеров полимерной индустрии.

После данного этапа было принято решение и построен завод по производству функционализированных полимеров производительностью 5 000 тн в год на 150 рабочих мест.

Дмитрий Огородцев: «Полимерные композиты. Рынки ожидает революция» 2

Как только мы начали производить и поставлять продукцию в промышленных объемах, мы  получили первые отзывы с рынка. Оказалось, что сфера применения функционализированных полимеров гораздо шире, нежели мы предполагали. Возникла необходимость трансформации самой бизнес-модели, структуры компании, качества кадрового состава с учетом других  масштабов и актуализированных запросов.  

По сути, мы сами начали формировать новые рыночные ниши.

С февраля  2021 г. Вы приступили к производству и выпуску промышленных партий.  Как Вы создаете эти продукты? Каковы принципы формирования продуктового портфеля?

— Все продукты на рынке  делятся на универсальные, массового производства и  потребления – commodity, и продукты, разработанные непосредственно под клиента  - так называемые, special.  Рынок полимерных добавок и модификация свойств полимеров  находятся в зоне технического маркетинга и продажи на этом рынке – это «экспертные продажи». Мы продаем не просто гранулы и порошки, мы создаем и реализуем производственно-технологическое решение для рынка и отраслей в целом. Действуем от частного к общему. 

С учетом разработок, полученных индивидуально под клиентов определенной отрасли, собрав достаточный массив данных, обработав их, объединив общие системные точки, мы переходим к созданию универсальной  линейки- commodity.  Данная модель вывода продуктов на рынок –  это достаточно долгий по времени, кропотливый и трудозатратный процесс, но нас здесь выручает наша технология, которая отличается от аналогов возможностью гибко адаптировать производственные процессы под конкретные задачи.

Но ведь индивидуальные решения стоят, как правило, дороже?

— Абсолютно справедливое замечание. Но в данном вопросе мы имеем ряд преимуществ :

- Во-первых,  инжиниринг оборудования мы  производили  сами, именно поэтому получили достаточно мобильную технологию и  простоту аппаратного оформления.

- Во-вторых, благодаря собственной научно-исследовательской базе RnD-центра мы получили эффективную модель, позволяющую вести индивидуальные разработки и поставили их  на поток.

- В третьих, за последние 2 года рынок сам подсказывает нам, в  каких направлениях нужно двигаться. Трансформируются сейчас целые отрасли! Бизнес понял, что существуют более современные, эффективные материалы и их можно производить в России.

Благодаря этим факторам, мы создаем  индивидуальные решения с приемлемой стоимостью для рынка. Это позволяет клиентам, в свою очередь, развивать и совершенствовать собственный бизнес.  

В этом есть необходимость постоянной трансформации:  себя и окружения, где именно мы формируем новые рыночные ниши, где мы на основании наших решений помогаем отраслям получать материалы нового поколения, а бизнесу повышать эффективность его работы.

Приведу простой пример: Компания  производит полимерно-песчаный композит (брусчатку, бордюры и т.д.). В рецептуру входит 2  трудносовместимые субстанции: песок и полимерная матрица, которые  не смешиваются друг с другом и всегда существуют отдельно. Мы предлагаем Компании решение в виде компатибилизатора, который  совмещает песок и полимер, в результате чего, по сути программируются свойства конечного продукта, оптимизируется структура себестоимости за счет бОльшего ввода песка (который дешевле, чем полимер), при этом повышается еще и качество, увеличивается прочность и долговечность.

Зачастую, в силу стереотипности мышления клиенты предполагают, что использование дорогих добавок ведет к удорожанию, но при этом те, кто начинают с нами работать,  видят, что они получают абсолютно новый, качественный уровень своего продукта!  Это позволяет им реализовывать свою продукцию  в более дорогом ценовом сегменте, с совершенно другой маржинальностью.

Какие отрасли для вас сейчас наиболее приоритетны?

— Еще раз повторюсь, сфера применения полимерно-композиционных материалов очень обширна. Для себя мы сейчас определили в качестве ключевых направлений следующие отрасли:  многослойная  упаковка, антикоррозионные защитные покрытия, полимерные добавки для дорожного строительства, отделочных  материалов, товаров народного потребления, изготовления масел, автомобилестроения и инженерных пластиков.

И отдельно выделю еще один очень важный сегмент, который мы для себя ставим в приоритет - это вторичная переработка пластика. В линейке наших продуктов присутствует модификатор, который позволяет восстанавливать свойства вторичных полимеров и снова использовать их  в бОльших объемах при производстве без ущерба для качества конечной продукции.

Какую долю сейчас занимает ваша продукция на российском рынке?

— Очень сложно судить о доле на рынке в тот момент, когда твой продукт уникален.

Если принять во внимание, что на рынке есть так называемые «субстраты»,  то можно  говорить о том, что  в 15 ключевых направлениях, которые мы для себя определили, «ОКАПОЛ» присутствует  с долей более 50% по ряду рынков, а есть рынки с долей до 10%, потому как промышленное производство продукции было запущено только в  феврале 2021 года.

Дмитрий Огородцев: «Полимерные композиты. Рынки ожидает революция» 3

Как вы продвигаете свои разработки? Какие инструменты используете?

—Мы используем как стандартные подходы, так и инновационные. В основе данной деятельности лежит  проектный подход. Мы рассматриваем  рынки, продукты, клиентов как отдельные проекты.

Очень просто прийти и сказать клиенту:  - «Тебе нужно техническое перевооружение. Покупай новое оборудование, меняй производственный цикл  и др. и только тогда у тебя будет новый, усовершенствованный продукт».  Это дорого!

Мы действуем по принципу разумной достаточности: учитывая особенности технологий, производственной базы, требований клиента, мы подбираем оптимальное решение,  позволяющее максимально эффективно использовать  существующие ресурсы.

Мы создаем на рынке новую модель взаимоотношений в формате «Экспертных коммуникаций», при которой наша задача дать максимальный сервис для клиентов, а через это получить максимальный объем информации для создания эффективного решения.

А на экспорт поставляете свою продукцию?

— Безусловно. Мы активно поставляем продукцию в ближнее зарубежье — Белоруссию, Казахстан. В силу того, что за рубежом данные технологии более известны потребителям, есть запросы на поставки от Турции, Китая, Польши, Индии. Но в свете текущей  гео-политической  обстановки и в связи с масштабными запросами российских предпринимателей мы решили сконцентрироваться пока на внутреннем рынке.  

По самым скромным прогнозам,  в течение следующих 5 лет внутренний рынок потребления  станет  вдвое больше – у нас много работы.

У вас много работы, а вы еще возглавили Ассоциацию промышленников и предпринимателей «ДзержинскХимРегион». Это вам зачем?

— Ассоциация — это инструмент, который позволяет выстроить эффективный диалог между бизнесом, государством, финансовыми структурами.... Взаимодействуя совместно, нам удаётся решать массу системных вопросов, направленных на развитие промышленности и бизнеса. Выстроен продуктивный диалог с Администрациями города и региона, Федеральными властями,  ВУЗами. 

Закон синергии ещё никто не отменял. Работая вместе можно добиться бОльших результатов и успеха, нежели действуя по одиночке!

Дмитрий, а в чем тогда ваша личная формула успеха?

— В моем случае существует следующая формула: 100% Результата  =  10% личных талантов + 40%  знаний, компетенций и навыков + 50%  мое (наше) окружение.Я уверен, что окружение – это половина успеха, поэтому совершенствуясь сами, мы должны участвовать в совершенствовании  Общества, то есть Окружения.  В этом и есть суть Трансформации!

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

 
В 1980-е годы СССР занимала третье место в мире по применению композитных материалов, однако, в 1990-е развитие отрасли практически остановилось. Сейчас объем производства композитных материалов на душу населения в России в 40 раз ниже, чем в Европе, Америке или Китае. Россия обеспечивает лишь 0,3-0,5% мирового спроса. Согласно статистике рынок композиционных материалов с 1960-го года увеличился в 60 раз. Сегодня он оценивается более чем в $90 млрд. Даже сейчас, на фоне общего падения и стагнации мировой экономики, мировая композитная отрасль показывает стабильный рост — около 7%. К 2024 г. аналитики прогнозируют рост до $132 млрд. Большой потенциал для роста отрасли есть и в России.
 

Для предпринимателей, которые хотят трансформировать свое предприятие в минимальные сроки, банк «Центр-инвест» запустил уникальную кредитную программу. Кредитные средства выдаются по ставке от 12% до пяти лет. Максимальная сумма 10 млн руб., а без залога под поручительства собственников бизнеса можно получить кредит в размере 1 млн руб.

Клиенты банка могут рассчитывать на информационную и консультационную поддержку в Акселераторе банка. Подробные условия кредитования и оформление онлайн-заявки на кредит на официальном портале банка.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.