«Главное не переусердствовать и не получить эффект цифрового концлагеря»
Постаматы с подогревом, системы, предотвращающие катастрофы и квантовые угрозы, уроки в виртуальной реальности. В Нижнем выбрали лучшие IT-проекты. Среди них есть и нижегородские.
В Нижнем Новгороде подвели итоги всероссийского конкурса «IT-проект: Back To The Product». В этом году конкурс охватил 15 городов России: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Белгород, Новосибирск, Уфа и др. По итогам отбора заявок самыми популярными стали следующие направления: веб-решения (39,5% от всех поданных заявок), Industry 4.0/IoT (30,2%), AI (27,9%), No code (14%), AR & VR (11,6%).
Эксперты, среди которых были представители технологического бизнеса, регионального правительства, определили лучшие цифровые решения в шести номинациях.
NN.DK.RU рассказывает о лучших проектах конкурса.
Справка NN.DK.RU
В 2018 г. соревнования вышли за пределы домашнего региона и в 2021 г. уже официально состоялись в статусе всероссийских.
«IT-проект» создает коммуникационную площадку для всех участников цифровой экономики: стартапов, крупных компаний и корпораций, правительства, образовательных учреждений.
Qapp
В номинациях Cybersecurity и Dream Team победителем признана команда Qapp за программное решение для квантово-устойчивого туннелирования трафика.
Руководитель проекта Антон Гугля говорит, что квантовая угроза — это новый риск информационной безопасности для государства и бизнеса. Злоумышленники могут получить доступ к зашифрованным традиционными методами данным в результате проведения кибератаки с применением квантовых компьютеров.
Год к году эти устройства становятся все мощнее и появляются в различных странах. Ценные данные с длинным жизненным циклом требуют усиленной защиты. Мы разработали программный продукт — «Qtunnel» с целью противостояния квантовой угрозе, — говорит Антон Гугля.
Разработчики используют новые типы алгоритмов шифрования, взлом которых в принципе невозможен с помощью квантовых компьютеров. Они уже протестировали свой продукт в финансовых и медицинских организациях и сейчас заинтересованы в стратегическом партнерстве с крупными IT-интеграторами.
В России мы не видим себе конкурентов, а на глобальном рынке знаем несколько компаний, которые предлагают решения, чем-то схожие с нашими. Но в России мы хотим оставаться технологическим лидером, — говорит разработчик.
Иммерсивная VRШкола
В номинациях AR/VR и Grand Prix победила нижегородская иммерсивная VRШкола. Она же стала фаворитом по итогам голосования жюри и зрителей финала.
Проект родился при поддержке конкурса «Лидеры России». Основные авторы проекта — финалисты и полуфиналисты конкурса. Как рассказывает руководитель проекта, исполнительный директор компании «Цифровое пространство» Михаил Евстифеев, сначала продукт назывался VR-ОБЖ и был образовательным симулятором. На уроках ОБЖ при помощи виртуальной реальности моделировали различные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, ураганы. Дети были в восторге, и разработчики пошли дальше.
Мы задумались, а что если сделать не просто контент визуальной реальности, а построить на этом весь образовательный процесс. Проблема в том, что в существующих реалиях у учителей нет времени на то, чтобы создавать новые образовательные программы. Этим занимаются федеральные органы: где-то успешно, где-то не очень. Тем не менее, помощь им требуется от социально ориентированных организаций. Когда мы делаем это вместе с ними, у нас получается гораздо больше, — рассказывает Михаил. — Мы теперь делаем полностью сценарный план уроков: с заданиями и методическими материалами. Это интересно детям и упрощает работу учителя. В завершении урока дети проходят квест, который вызывает бурю эмоций и мотивирует заниматься обучением и повышать навыки.
По словам Михаила, такой продукт попробовали уже более 500 школ по всей стране, а команда стартапа выросла с пяти человек до 50-ти.
«Бизнес есть бизнес, — рассуждает Михаил. — Клиент всегда голосует рублем, когда понимает, что мы делаем точечный продукт под запрос аудитории. Это не просто разработка в стол, это продукт, который необходим сейчас, и это уже проверено. Мы успешно продаем, у нас растут заказы, в том числе с точки зрения контента. Мы начинали с ОБЖ, а сейчас у нас физика, химия и биология, потом появятся технологии и изобразительные искусство».
Neurocam supervisor
В номинации AI/Deep learning победу одержала компания Neurocam supervisor за комплексное решение видеоаналитики на основе технологии распознавания лиц.
Этот продукт помогает принимать качественные решения на всех этапах развития торговли в розничной точке на основе объективных данных, а клиент получает облачное видеонаблюдение, возможность составлять черные и белые списки с моментальным уведомлением сотрудников в телефон, Телеграм или личный кабинет. Программа также ведет подсчет сотрудников и посетителей, распознает количество одновременного нахождения людей на точке, определяет продолжительность визита, учитывает рабочее время и многое другое. Система распознавания лиц позволяет даже делать сегментацию по эмоциям.
Руководитель нижегородского IT-кластера Марат Мухарьямов из всех участников финала выделил именно проекты в области искусственного интеллекта.
За цифровыми двойниками — будущее. Были интересные проекты и в социальной сфере, когда создается цифровой двойник региона. С точки зрения жителей здесь есть еще этические вопросы, мы тут их не стали обсуждать, но я считаю важным соблюдать определенные правила этики и морали. Понятно, что мы можем отдать все на откуп искусственному интеллекту, который будет создавать разные сервисы, но главное не переусердствовать в этом направлении и не получить эффект цифрового концлагеря, — сказал Марат Мухарьямов.
«АСОНИКА»
В номинации Data platforms/Digital twin лучшей стала команда НИИ «АСОНИКА», предложившая одноименную автоматизированную систему обеспечения надежности и качества электронной аппаратуры.
«АСОНИКА» обеспечивает стойкость аппаратуры и электронной компонентной базы к комплексным тепловым, механическим, электромагнитным воздействиям, усталостной прочности к тепломеханическим воздействиям, что позволяет гарантированно избежать миллионов человеческих жертв из-за возможных катастроф самолетов, автомобилей, поездов, атомных электростанций и других объектов, управляемых электроникой.
OmniHUB
В номинации Industry 4.0/IoT лучшей признана компания OmniHUB за разработку универсального пункта самообслуживания в шаговой доступности с интеграцией большого количества сервисов и подрядчиков услуг.
Команда, имеющая семилетний опыт построения и запуска постаматных сетей, предложила на конкурс проект стерильного комплекса самообслуживания, где можно получать продукты из супермаркетов в том виде, в котором они находятся в магазине, для чего предусмотрено охлаждение ячеек. Также в комплексе можно отправлять и получать посылки, сдавать вещи в химчистку, получать еду из ресторанов, для чего предусмотрены уже ячейки с подогревом.
Эти два последних проекта отметил один из членов жюри Роман Андронов, HR-директор IT-компании Lad.
Лично мне понравилсяся проект с постаматами — это действительно пандемийная история. Я сам активный пользователь постаматов и категорически избегаю посещения магазинов и торговых центров, достаточно много заказываю через интернет, и постаматная доставка, на мой взгляд, одно из самых удачных решений: нет контакта, удобный режим работы, более комфортно, чем получать посылки по почте или при помощи курьера. Ни под кого не надо подстраиваться — мне это понравилось, — говорит Роман Андронов.
«Еще я обратил внимание на проект, который отвечает за выявление узких мест в системах безопасности. Это серьезный проект, который позволяет предотвращать катастрофы с большим количество человеческих жертв. Я оцениваю его с точки зрения социальной составляющей и значимости в глобальном понимании. Я сам ужасно боюсь летать на самолетах, и когда появляются системы, которые позволяют отслеживать и предотвращать катастрофы, — это очень здорово», — добавил эксперт.
Акцент
Еще одна нижегородская компания — Акцент — признана победителем в номинации No Code за цифровую лоу-код платформу. Предложенный Акцентом конструктор информационных систем обладает рядом преимуществ перед написанием информационных систем классическим методом программирования. Среди них: скорость, универсальность, гибкость, простота технического обслуживания и стоимость.
«Звезда ближе»
И в номинации Web Technologies победу одержала инклюзивная цифровая среда «Звезда ближе».
Этот продукт позволяет управлять процессами в детских образовательных учреждений с учетом особенности развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря программе, сотрудники детсадов, которые обычно делают отчеты в программе MS Excel, теперь имеют возможность более взвешенно принимать стратегические решения и более наглядно оценивать социальный эффект, который должны видеть и благотворители, и родители детей. Все процессы в работе детского учреждения с новой программой становятся более прозрачными. Новые цифровые решения уже внедрены в двух учреждениях Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Кстати, все победители конкурса получат оценку своего продукта от технологических и венчурных экспертов конкурса, смогут лично презентовать разработки на фидбэк-сессии с потенциальными партнерами, получат рекомендации по развитию продуктов и усилению команды. Также информация об их разработках будет размещена на «Карте технологий iCluster» — базе для технологического скаутинга.
Справка NN.DK.RU
Читайте также на NN.DK.RU интервью с основателем нижегородской IT-компании «Аксиома» Артемом Табуниным. Продукт этой компании обеспечивает учет питания миллиона школьников в 39 регионах страны.