Рейтинг страховых компаний Нижегородской области
NN.DK.RU проанализировал данные страховых компаний за 2020 г., представленных на территории Нижегородской области в сфере добровольного и обязательного страхования, кроме ОМС.
Как собирался рейтинг
На первом этапе проанализированы данные отчетности ЦБ РФ о результатах деятельности страховых компаний за 2020 г. и отраслевые порталы по страхованию.
На втором этапе сформированы таблицы основного рейтинга по всему рынку страхования — добровольное страхование жизни и несчастных случаев, добровольное и обязательное страхование.
Основные ранжирующие показатели — объем собранных премий по добровольному и обязательному страхованию, кроме ОМС в 2020 г., млн. руб. в Нижегородской области.
В итоговую версию рейтинга вошли ТОП-19 страховых компаний с объемом собранных страховых премий в добровольном и обязательном страховании в 2020 г. от 230 млн. руб. В рейтинге исключены компании, которые прошли процедуру банкротства в 2020 г.
В рейтинге дополнительно представлены компании по видам страхования:
Итоги 2020 г. оказались для страховщиков лучше, чем в 2019 г. Восстановление объема бизнеса в 3 и 4 кварталах вывело рынок на положительную динамику по итогам всего 2020 г. (рост рынка нон-лайф страхования составил 3,4%).Пандемия фундаментально не оказала негативного влияния на клиентов-физических лиц. Снижение доходов населения выразилось в более прагматичном подходе граждан при планировании затрат на страхование. В условиях пандемии отмечалось естественное падение спроса на программы по страхованию путешествующих, защиту имущества, в тренде оказались усеченные по наполнению и безосмотровые продукты.
При этом спрос на актуальные в условиях пандемии медицинские продукты неизбежно рос. Фокус клиентов сместился к сервисной составляющей этих продуктов — консультациям с применением телемедицинских технологий, психологической поддержке, реабилитации для переболевших коронавирусной инфекцией, чек-апам. Следует отметить увеличение интереса граждан к дистанционным каналам продаж.
Что касается юридических лиц, то средний и малый бизнес, как и ранее, проявлял слабый интерес к страхованию, а крупный корпоративный бизнес не уменьшился, но и не вырос.
В 2021 г. постепенно восстанавливается туристическое сообщение между странами, ожидается оживление турпотока из России за рубеж, что поддержит рынок страхования ВЗР в 2021 г., после падения рынка на 51% в 2020 г. Страховщики разработали продукты для путешествующих, учитывающие риск заболевания ковид. Новое расширение страховки позволяет путешественникам чувствовать себя более уверенно и снизить риски, связанные с текущей эпидемиологической ситуацией, что в свою очередь вызывает положительный отклик у населения и, следовательно, популярность подобных продуктов растет.
В этом году ожидаемая постепенная нормализация эпидемической ситуации будет способствовать дальнейшему восстановлению экономики, росту доходов и открытию границ. Это поддержит спрос населения на заемные средства и приведет к росту большинства сегментов страхового рынка. Хотя глобального роста российского страхового рынка в 2021 мы не ожидаем — максимум 6-7% прироста. В случае достаточно быстрого проведения вакцинации от коронавируса, и, следовательно, быстрого возобновления традиционной активности бизнеса можно получить дополнительные пару процентных пунктов прироста.
2021-й будет первым полным годом после старта процесса либерализации тарифов по ОСАГО. И в этом сегменте мы ожидаем относительной стабилизации — конечно, он не должен вырасти по объемам, но должен стать более предсказуемым в плане убыточности «автогражданки» как вида.
За последний год покупку полисов с помощью IngoMobile совершили 30 тыс. клиентов. Полис страхования ипотеки приобрели более 3000 человек, застраховали квартиру и/или загородный дом более 2000 пользователей, около 2000 клиентов оформили туристический полис для поездок за рубеж. На сегодняшний день более 18% клиентов предпочитают заявлять об убытках по каско онлайн. По результатам 1 полугодия 2021 г. количество заявленных убытков по каско в мобильном приложении выросло почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом – зарегистрировано около 19 тыс. случаев; по ОСАГО увеличилось на 276%. При этом более 35% клиентов использовали новую функцию сканирования документов. Система распознавания чаще всего применялась для банковских карт, паспортов, водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных услуг.
Остаются востребованными продукты каско с франшизой и «усеченные полисы». В нашей компании в последние годы на долю франшизы стабильно приходится более 60% договоров. Также растет интерес к дополнительным опциям в каско и «экспресс-продуктам». Повышенным спросом пользуется сервис «Гарантия мобильности», предоставляющая клиенту возможность уехать с места ДТП на такси бесплатно, а в период ремонта автомобиля воспользоваться услугами такси или каршеринга. Партнерами «Ингосстраха» в рамках данной опции выступают «Яндекс.Такси» и BelkaCar. Еще «Ингосстрах» запустил новую опцию «Ограничение по пробегу», которая поможет сократить расходы на страхование клиентам, редко использующим автомобиль.
Пандемия коронавируса простимулировала граждан внимательнее относиться к своему здоровью, что способствовало росту спроса на программы ДМС среди физических лиц. Мероприятия по диагностике после COVID включаются в покрытие всем корпоративным застрахованным, мероприятия по реабилитации – как дополнительно выбираемая опция. Под реабилитацией подразумеваются как консультации профильных специалистов, так и лечебные процедуры, такие как занятия физкультурой, массаж, физиотерапия. Для застрахованных, перенесших COVID-19 с крайне тяжелым течением (если не проводилась реабилитация в амбулаторных условиях), предусмотрен даже вариант со стационарным лечением с целью реабилитации.
Мы видим, что несмотря на все сложности, обусловленные пандемией коронавируса, экономика продолжает восстанавливаться. Пока сложно делать однозначные прогнозы, но, если текущие темпы сохранятся, есть основания полагать, что рост страхового рынка региона может составить 8-10% по итогам 2021 года.
Реализуется отложенный из-за пандемии спрос на плановую медицинскую помощь. Учитывая кризис, планируем рост продаж нишевых продуктов – «Антиклещ», «Только экстренная помощь», «Телемедицина». Также надеемся на рост продаж программ страхования квартир и домов. Сохраняется интерес к ипотечному страхованию в связи с сохранением ряда льготных государственных ипотечных программ. С постепенным открытием границ и увеличением интереса к путешествиям по России будет расти спрос на туристическое страхование.
Рейтинг подготовила Александра Александрова