Нам это не грозит: почему в России неактуальна четырехдневная рабочая неделя
«Если работник придет к работодателю и скажет, мол, я хочу за четыре дня получать как за пять, ему ответят: хорошо, тогда отдыхай дальше». Мнение предпринимателя Александра Саратовцева.
Четырехдневная рабочая неделя — о ней говорят во всех европейских странах и очень неохотно обсуждают в России. Опрос 2021 г. от известного сервиса по поиску работы показал: сейчас переход на четырехдневку поддерживают 39% россиян. Если для сотрудников сокращение рабочих дней кажется заманчивой перспективой, то как дела обстоят у работодателей?
NN.DK.RU пообщался с Александром Саратовцевым, соучредителем компаний Bonex Group и «Клинпарк». Предприниматель ответил на наши вопросы о четырехдневке, ее объективных минусах и возможности дальнейшего внедрения в трудовые будни.
С позиции работодателя, как вы относитесь к четырехдневке?
— Отрицательно. Люди порой не успевают делать в пятидневку ту работу, которая на них лежит. Мое мнение — подобные инициативы приходят от чиновников, у которых на сегодняшний день так много свободного времени, что они подумывают вести «четырехдневку».
На данном этапе из-за зажатости и низкого уровня организации российских предприятий в плане графика работ, этого делать не стоит. Сейчас множество сотрудников занимаются не только своими обязанностями. На них лежит то, чем они заниматься н должны. Так что нам это пока не грозит.
Все, что должно быть автоматизированно и переведено в электронный формат в России лежит на плечах трудящихся людей.
Как можно повсеместно вводить четырехдневку, когда кадровики, бухгалтерия, закупщики, государственные и коммерческие организации вынуждены перекладывать на своих сотрудников отчеты, ответы на запросы, другие рабочие моменты? Если всех этих людей освободить от подобных обязанностей, у них появится свободное время и сокращать рабочую неделю не понадобится.
Касаемо доходов, мы настолько завязаны деньгами после пандемии, что приходится сокращать людей. В том числе и стратегически важных сотрудников. Там, где раньше можно было держать «полтора человека», сейчас выходит только 0, 75. Нет возможности содержать хоть какой-нибудь избыток рабочей силы. Опыта ведения четырехдневки у нас не было. Но и переводить на такой график людей в данной ситуации было бы просто неуместно.
Некоторые объекты у нас функционируют круглосуточно. Без выходных. У нас даже не возникало и мысли о подобном сокращении графика. Все бизнес-организации на сегодняшний день созданы под пятидневку или график «два на два». Условия загруженности у нас не располагают.
А как же разбивка недели на часы?
— Многие мои сотрудники и так вынуждены задерживаться на работе, без всяких дополнительных моментов.
Те, что работают по графику «два на два» по 12 часов. Каким образом они должны работать? По 16 часов в сутки вкалывать? Мы же придерживаемся трудового законодательства.
А почему для России така схема не работает?
— С той нехваткой рабочей силы, которая есть на сегодняшний день такая схема просто невозможна. Для работника безусловно четырехдневная рабочая неделя — хорошо. Но если человек здравый он задастся вопросом: я отработал четыре дня, как теперь мне получить такую же по сумме зарплату?
Если работник придет к работодателю и скажет, мол, я хочу за четыре дня получать как за пять, ему ответят: хорошо, тогда отдыхай дальше.
Те, кто говорят об увеличении часов и сокращении дней, не понимают, что последние два часа работы у людей станут непродуктивными. С работой просто перестанут справляться в срок.
А что если дать «четырехдневку» женщинам? Мужчины же выносливее физически.
— Все те, кто выступают за гендерные права, такой новости не обрадуются. Это — укол в больное место. Вопрос не в том, женщина это или мужчина. У меня девушки гири не таскают. Но бумаг у них много. Документов меньше не становится. Они сидят с легкой работой, но долго. Представьте, если я им сейчас скажу: «девчата, теперь всю свою работу должны успевать за четыре дня». Они же меня первым пристрелят!
Как вы считаете, мы все же однажды перейдем на четырехдневную рабочую неделю?
— В Европе, где четыредневный график практикуют, количество избыточной рабочей силы очень велико. В России же работодатели не могут найти себе сотрудников. Пока ситуация не изменится, о переходе на этот график не стоит и говорить.