Быть или не быть: появится ли Восточный обход Нижнего Новгорода в Артемовских лугах
Природная зона, на территории которой уже второй год подряд планируют начать строительство восьмиполосной автотрассы, постепенно превращается в помойку.
Артемовские луга стали камнем преткновения у нижегородских чиновников и экоактивистов весной 2021 г. 40 жителей Кстова и прибрежного района Столбищи собрались на сход, чтобы выразить несогласие с планами областного правительства по строительству участка Восточного обхода Нижнего Новгорода и записать обращение к президенту Владимиру Путину против создания дороги. На данный момент острота обсуждений снизилась, но местные жители все еще опасаются, что излюбленное ими место для прогулок, отдыха и сбора ягод «уйдет» под асфальт. Помимо тревог о будущем природной зоны, люди столкнулись с другой проблемой — мусором.
Корреспондент NN.DK.RU решил проверить, насколько правдивы жалобы о появлении в лугах «свалки», а также выяснить у нижегородских властей, ждет ли уголок природы превращение в восьмиполосную автомагистраль.
Первое впечатление
На подходе к лугам, со стороны частных домов, место выглядит чистым и и красивым: настоящий уголок нетронутой природы вблизи города. Тут действительно растут целебные травы и полевые ягоды, а люди косят сено для животных — видны небольшие стога.
Но стоит сделать несколько шагов дальше и появляются первые мусорные кучи, и их становится все больше. Местная жительница Анастасия говорит, что отходы сюда свозят по вечерам на грузовиках и просто сваливают как попало.
Девушка сетует: единственное место вблизи от дома, где можно искупаться, позагорать, отдохнуть, превращается в свалку, а обращения к властям ничего не дают. Вскоре и несколько самосвалов караваном появляются на горизонте.
В самые дебри
Идем дальше. Мусора становится больше. Он кучами разбросан в траве вдоль дороги, ведущей к озерам. Анастасия говорит: «Об экологии никто не думает, пока сам не окажется по шею в мусоре, как мы. Так уж у нас принято».
Место, где останавливаются грузовики, завалено мусором. Я уточняю у Анастасии, точно ли это не хранилище отходов. Ответ отрицательный. Все здесь появилось недавно, а о создании официальной свалки ни она, ни ее соседи по деревне не слышали.
Уже на подходе к месту, где останавливаются самосвалы, становится понятно, что кучи мусора здесь вдвое, а то и втрое превышают рост человека.
Ни нам ни вам
Строительство Восточного обхода, которого боятся местные жители, не ведется, но и без создания многополосной автомагистрали Артемовские луга постепенно перестают быть чистой природной зоной.
Артемовские луга — это один из немногих сохранившихся в мире кусочков волжской поймы. Если брать среднюю Волгу, то в том виде, как она протекала сто, двести и более лет назад, она сохранилась только в Нижегородской области, от Городца до Работок. Все остальное выше и ниже по Волге уничтожено каскадом ГЭС. Собственно, Волга как река — это теперь достояние нашего региона. А на реке всегда были участки пойм, которые весной заливались паводком, потом вода уходила, оставляя после себя различные по размеру пойменные водоемы, старицы. Это способствовало богатому биоразнообразию этих территорий. От всей поймы великой реки Волга остались четыре участка: Городецкая дубрава, Копосовская пойма, Борская дубрава и Артемовские луга. Из них под охраной только Городецкая дубрава. По числу редких видов Артемовские луга сильно превосходят все остальные участки волжской поймы, — поделился с NN.DK.RU мнением эколог Асхат Каюмов.
Комментируя влияние подобного строительства на фауну и флору Артемовских лугов, специалист сообщил:
А про восточный обход Нижнего другой вопрос: куда он пойдет дальше от Подновья? Он должен уходить на мост через Волгу, которого нет и денег на который никто не обещает. И зачем тогда нужна эта восьмиполосная трасса? По факту это будет не восточный обход Нижнего Новгорода, а северный обход Афонино. Круто, конечно, если мы первые в мире вокруг такого небольшого поселка построим такой мощный обход. Нужно понимать, что такая трасса явно будет затрагивать места обитания ряда видов, занесенных в Красные книги. Соответственно, проектировщики должны бы эти места выявить и учесть в проекте. В августе посмотрим.
Касаемо места расположения объекта остается только гадать. В социальных сетях в 2020 г. уже появилась план-карта межевания объекта. Однако ее достоверность не подтверждена.
Нет денег — нет стройки
Статус Артемовских лугов как места для создания восьмиполосного обхода неясен, однако в 2021 г. план дороги начнут разрабатывать.
Стратегическое направление магистрали определено Генеральным планом развития г. Нижнего Новгорода, утвержденным в 2010 г. На 2021 г. запланирована и на данный момент выполняется только разработка проекта планировки и проекта межевания территории объекта. Решение о дальнейшем выполнении проектной документации, а также сроках строительства объекта, будет принято после определения источников финансирования и с учетом мнения жителей. Для определения точного местоположения объекта и резервирования необходимых земель и проводятся работы по разработке документации по планировке. Реализация проекта возможна исключительно при максимальном учете мероприятий по природоохранным требованиям, включающим вновь выявленные данные экологических исследований. Стоит отметить, что проектная документация в обязательном порядке будет проходить государственную экспертизу, — ответили нашему корреспонденту в правительстве Нижегородской области.