Свой – чужой: как трактовать Приказ Минфина 126н?
Размещая закупку товаров из перечней, заказчик в извещении ссылается на Приказ 126н и должен предусмотреть преференции, указав их конкретный размер в процентах.
Санкции внесли существенные коррективы в порядок проведения госзакупок. Денис Разин, управляющий директор IT-компании Seldon, рассказал о последних изменениях Приказа Минфина 126н и предупредил о «подводных камнях» при определении страны происхождения товаров.
Чужой среди своих
По понятным причинам в большей степени санкционная политика отразилась на сфере государственного заказа. Особое место среди документов, регламентирующих порядок обращения с иностранными товарами, занимает Приказ Министерства финансов 126н от 04.06.2018 об условиях допуска такой продукции на госзакупки. В профильных сообществах документ также неофициально называют Приказом о преимуществах российских товаров.
С октября 2020 года Приказ содержит два специальных перечня товаров для закупки. Первый перечень включает порядка 200 позиций: продукты питания, лекарства, посуду, стройматериалы, химические вещества, полиграфию, игрушки, изделия из резины и пластмасс и товары других категорий. Второй перечень несколько уже: в него включены медицинские изделия, компьютерная техника, транспортные средства, осветительные приборы и др.
Если закупаемые товары входят в первый перечень, заказчик предусматривает преимущества по цене для отечественных поставщиков в размере 15%, если во второй перечень – в размере 20%. Часть товаров есть в обоих перечнях, и тогда для определения размера преимуществ нужно ориентироваться на наличие национальных проектов. Если товар есть и в первом, и во втором перечне, и заказчик закупает его на деньги в рамках нацпроекта, используется преимущество в размере 20% от цены контракта. Во всех других случаях – 15%.
Действие Приказа 126н в аукционах
В разных типах торгов Приказ работает по-разному. Рассмотрим алгоритм действий для самого популярного способа закупки – аукциона.
Размещая закупку товаров из перечней, заказчик в извещении ссылается на Приказ 126н и должен предусмотреть преференции, указав их конкретный размер в процентах. Если в документации это не прописано, поставщику есть смысл направить заказчику запрос на разъяснение.
Если аукцион выиграет поставщик с иностранным товаром, то при заключении контракта с ним цена уменьшается на дополнительные 15% или 20%. При этом соотношение иностранных и отечественных позиций у него может быть любым (99 отечественных товаров и 1 иностранный автоматически приведут к снижению цены). Если аукцион выиграл поставщик, предлагающий исключительно российские товары или из стран ЕАЭС, контракт заключается по цене, предложенной в ходе торгов (без дополнительного снижения).
Важно, что механизм минуса от цены работает только в том случае, если была подана и допущена хотя бы одна заявка с полностью отечественными товарами. В связи с этим поставщик иностранной продукции должен заранее определить минимально допустимую для себя цену с учетом возможного снижения на 15% или 20%. При этом для подтверждения страны происхождения товара поставщику не требуется предоставлять никакие специальные документы или подтверждать наличие товара в каких-либо реестрах – достаточно указать в заявке Россию или дружественную страну из ЕАЭС.
В чем подвох?
Федеральные электронные торговые площадки обязаны уведомлять участников о допуске поставщиков с российскими товарами, но на практике это делают далеко не все ЭТП. Основная опасность таких уведомлений в том, что они не учитывают поставщиков с товарами из ЕАЭС, которые фактически приравниваются к российским. Площадка неосознанно может ввести участников в заблуждение: в уведомлении будет значиться, что заявок с российским товаром нет, но про заявки с товарами из ЕАЭС сообщаться не будет. В итоге участникам может быть сложно определить тактику во время самих торгов: снижать цену до предела рентабельности или остановиться заранее с учетом возможного снижения по Приказу 126н.
Еще один нюанс – площадка не погружается внутрь документации и формирует уведомления на основе информации, указанной поставщиком в интерфейсе ЭТП. То есть площадка не знает, 100% отечественной продукции предлагает участник или только часть. При этом в сообщении будет указано, что есть заявка с российским товаром. Какую-то компанию с иностранной продукцией это остановит, и она не станет торговаться до победного, а конкурент может предложить более выгодную цену и получить контракт без дополнительного снижения (потому что фактически не будет ни одной допущенной заявки с полностью российскими товарами).
Чтобы больше узнать об особенностях работы по Приказу 126н, посмотрите наш недавний вебинар.
Внимательно изучайте закупочное законодательство и корректируйте тактику участия в торгах в зависимости от условий каждой процедуры. Обучающие программы Seldon для поставщиков и заказчиков помогут всегда быть в курсе всех значимых изменений и повысить эффективность работы!