«Мы хотим пойти вразрез вашему рынку»
«Мне очень нравится Нижний Новгород и считаю, что у него огромный потенциал. Если бы я выбирал, в каком регионе жить, то кроме родного Ульяновска, выбрал бы ваш город»
Застройщик из Ульяновска Дамир Абдрахманов в конце прошлого года приобрел 19 га земли в Кстовском районе. Участок находится неподалеку от Нижнего Новгорода, напротив поселка Селекция. Еще пол-гектара там же предприниматель выкупил в апреле.
Чем знаменит новый игрок нижегородского строительного рынка, что он собирается строить и почему для развития бизнеса выбрал именно Нижний Новгород? Об этом мы поговорили с владельцем строительной компании «Новая жизнь» Дамиром Абдрахмановым.
- Дамир Ержанович, участок площадью 19 гектаров на границе Нижнего Новгорода будет вашим первым проектом в нашем городе?
У нас есть еще один небольшой участок на два гектара в районе проспекта Гагарина, приобрели его полтора года назад. Пока совместно с городскими властями решаем, что именно там строить. Но основной наш проект будет развернут на 19 гектарах буквально на границе Нижнего Новгорода и Кстовского района.
- Почему вы выбрали именно эти земли?
Был объявлен аукцион, и я приобрел участок, потому что считаю эту территорию перспективной площадкой, где можно творчески развернуться. Мне этим участок и понравился. Там нет никаких ограничений, кроме ограничений по этажности. Думаю, что 4-этажки будут там хорошо смотреться. Генплан с ПЗЗ (Правила землепользования и застройки — прим.ред.) согласованы. Мне нравится комплексная застройка. Наша компания в Ульяновске строит микрорайоны на площади 50 гектаров.
- Я видела проект на сайте вашего жилого комплекса. Красивый, современный микрорайон, но на мой взгляд, тесновато...
- Думаете, люди, которые там покупают квартиры не видят сколько там места? Они прежде, чем купить квартиру, сто раз посмотрят. К нам, например, приходят: играют с детьми на наших детских площадках, катаются на великах, гуляют, чтобы сделать осознанный выбор.
У нас в Ульяновске, да и в Нижнем Новгороде тоже, расстояния не такие как в Москве — всегда можно прийти и посмотреть на стройку, поэтому покупатели всегда точно знают, что покупают.
Мы стараемся между домами делать расстояние с запасом от норм, которые установлены законодательно — не менее 70 метров, а в среднем получается 111-115 метров — это, поверьте, совсем не тесно.
- Вы строите не только в Ульяновске?
Да, у нас в Москве строятся два объекта: на Шаболовке и в Измайлове. Оба проекта плотностью около 40 тысяч квадратных метров на один гектар. В планах еще один проект более плотной застройки — на одном гектаре будет 48 тысяч квадратных метров жилья. Это немного для Москвы. Есть там проекты и на 100 тысяч квадратных метров на гектар.
Например, у нас в Ульяновске плотность застройки 15 тысяч квадратных метров на гектар. Отзывы на «Новую жизнь» (жилой комплекс «Новая жизнь» в Ульяновске — прим. ред.) можно посмотреть в интернете. Негативных — немного. По продажам в нашем микрорайоне мы лидируем. Причем, цены у нас не самые низкие. Значит, людям нравится.
- Около поселка Селекция тоже будет бюджетное жилье?
Наоборот! Это будет комфорт-плюс или бизнес-класс. Мы хотим пойти вразрез вашему рынку. Я видел, что строят в Новинках. Мне кажется, эти 19 гектаров нужно использовать под качественный проект: кроме соответствующих материалов должна быть еще и инфраструктурная часть. Понятно, что мы не сделаем второй Нижний Новгород на 19 гектарах, но нормальная инфраструктура там будет.
У нас все проекты предполагают дворы без машин. Причем, это не просто декларация — у нас во двор машины вообще не могут проехать. Конечно, чтобы дойти до машины, нужно потратить полторы минуты, но, я считаю, ничего страшного, зато у нас и дети, и бабушки спокойно гуляют — все счастливы.
- В Нижнем Новгороде концепция «двор без машин» уже активно используется...
И это здорово. Когда делаешь крупный проект, нужно спланировать все. Вот, я хочу сделать то же самое.
Сейчас мы работаем с немецким конструкторским бюро Obermeyer — эта компания работает во многих городах мира, в Москве тоже.
Мы будем заказывать у них мастер-план. Рабочий проект закажем в Нижнем, а планирование территории будут разрабатывать лучшие специалисты мира.
У проектировщиков, которые работают по всему миру, мастер-план всегда предполагает больше комфорта, больше воздуха, даже если жилье расположено плотно. Они хорошо понимают логистику движения и делают так, что бы на территории отсутствовали пустые зоны. Важно, чтобы в жилом массиве люди могли пройти из одной точки в другую по максимально короткому и удобному маршруту, чтобы дорожки пересекались, чтобы были точки притяжения.
Это как кровеносная система в организме. Когда она работает — все нормально, как только куда-то кровь перестает доходить — начинаются болезни. Примерно то же самое происходит и в крупных микрорайонах — где нет точек притяжения, там нет жизни.
Кроме того будет красивый ландшафтный дизайн, детские площадки. Мы делаем не просто площадки, а настоящие игровые детские хабы — это территория в полтора гектара с разными аттракционами, развлечениями, большим количеством оборудования, прогулочными дорожками, зелеными зонами — настоящий детский парк. Я считаю, что делать маленькие детские площадки около каждого дома нецелесообразно. Мы такие детские хабы делаем на каждые 5-6 высотных домов. Заказываем их у «Чехарды» — это, на мой взгляд, проектное бюро номер один в стране по детским площадкам.
Обязательно, я считаю, в микрорайоне должен быть бассейн, пусть небольшой, хотя бы 4-5 дорожек по 25 метров. Если город построит — замечательно, если нет — тогда мы сами построим. И, конечно, должен быть приличный спортзал.
Все это стоит дорого, поэтому это будет не эконом-жилье. Это будет отличный инфраструктурный проект.
- Целевая аудитория — молодые семьи?
Я бы сказал, это семейные люди в возрасте от 25 до 50 лет с детьми, возможно, пенсионеры, которым дети помогут сменить городскую квартиру на пригородное жилье. Район там отличный с точки зрения доступности и логистики. До города совсем близко, при этом хорошая природа, чистый воздух.
- Когда начинаете стройку?
Чтобы сделать мастер-план, необходимо 4-5 месяцев. Сейчас идет сбор документов. По практике знаю, что, в лучшем случае, это займет полгода. Сейчас уже получили градпланы, взяли руководителя проекта, набираем коллектив. В целом проектные работы, я считаю, должны занимать не менее года, иначе это несерьезно. Лучше сейчас потратить лишнее время, зато потом быстро по проекту построить.
- Сколько будут стоить квартиры в этом новом микрорайоне?
Это будет рыночная цена, но дороже, чем у всех остальных. Я не хочу делать дешевый проект. Я хочу сделать так, как еще не строили в Нижнем Новгороде.
- Расскажите немного о себе. Я знаю, что ваша компания занималась и ремонтом дорог, и торговлей...
Да, и завод был — российско-немецкое предприятие «RUSKA», занимались поточным домостроением. Но и строительством занимались всегда. Мне стройка нравится именно с точки зрения самореализации. Когда занимаешься торговлей, у тебя один и тот же процесс ежедневно: купил, продал. А когда стройка — ты накапливаешь энергию, и через полтора-два года видишь воочию то, что задумывал. Стройка тешит тщеславие, в хорошем смысле этого слова! Свой первый свой объект я построил, когда мне было 23 года. Это был небольшой торговый центр в Ульяновске.
- На кого из ведущих застройщиков вы ориентируетесь в своей работе?
Есть такое выражение: «не создавай себе кумира». Я в Москве работаю со многими, и там есть, на кого хотелось бы равняться в плане работы. Но когда узнаешь ситуацию изнутри, понимаешь, как много у всех проблем. Проект красивый, а при сдаче то комплектация другая, то сильно удешевленная концепция…
Но, если говорить про системных строителей, то, конечно, лучший в отрасли для меня это Сергей Гордеев — глава группы компаний «ПИК» (крупнейший девелопер России, по данным Единого ресурса застройщиков в 2020 году ГК «ПИК» введено 2,2 млн кв.м. жилья — прим ред.). Я считаю, что он самый талантливый, системный и серьезный предприниматель в сфере строительства, потому что он первым внедряет самые передовые технологии и идеи и, по сути, привносит их в строительную отрасль нашей страны.
- С нижегородскими застройщиками успели повзаимодействовать?
В Нижнем в этой сфере у меня нет знакомых. Но, я думаю, начнем работать — познакомимся. Уверен, что все здесь профессионалы, нормальные ребята.
Хотя, знаю, что были здесь и проблемные компании, и обманутые дольщики.
- У вас брошенных строек нет?
Мы за полтора года строим дом с отделкой — это очень быстро. А обманутых дольщиков у нас нет и быть не может, потому что мы работаем по эскроу-счетам.
- Вы строите в Ульяновске, потому что там живете, в Москве — по понятным причинам, а почему пришли в Нижний Новгород?
Я в Нижний езжу с 10 лет, со многими знаком. Раньше мы уже вели бизнес в Нижнем Новгороде: закупали товар, продавали, даже офис здесь был . Если бы я выбирал, в каком регионе жить, то кроме родного Ульяновска, выбрал бы ваш город.
Мне здесь очень нравится и не только потому, что веду здесь бизнес. Я считаю, что у города бешеный потенциал и он «рванет» — это 100 процентов! Вопрос только времени...
- О любви к городу говорят многие, но вы еще и инвестируете. Сколько, кстати?
В ту площадку, о которой говорим, — около пяти миллиардов рублей, но точная сумма будет понятна после того, как будет готов мастер-план.
- Вы планируете покупать еще участки в Нижнем Новгороде?
Если будут площадки, то буду покупать. Я за Нижний Новгород двумя руками! Этому городу есть куда развиваться. Это интеллигентный город и здесь надо делать много красивых, интересных проектов.