Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
75,08
90,46

«Первое — увольте нытиков и лентяев». Опыт выживания от бизнесмена, прошедшего три кризиса

Алексей Малышев
Алексей Малышев. Иллюстрация: СОНЕТ

«Лучшая подготовка к любому кризису — это держать компанию в форме, постоянно заботится о ее эффективности, автоматизировать процессы и работать с людьми, разделяющими ваши ценности».

Компания «СОНЕТ» — федеральный системный интегратор, который работает уже более 20 лет, и успешно пережил три крупных кризиса в российской экономике. Что помогает руководству организации сохранять и развивать свой бизнес даже в самые турбулентные времена, рассказал «Деловому кварталу» генеральный директор «СОНЕТ» Алексей Малышев:

— У нашей компании очень большой опыт работы в условиях тотальной нестабильности, и я хотел бы поделиться им, рассказав о том, как мы пережили пандемию в 2020 г.

В принципе, в этот период происходило все то же самое, что и в остальные кризисы. Что мы видели? Цена на нефть упала, а курс доллара скаканул вверх. Китай закрылся, приостановили работу заводы. Все это тут же ударило по сфере ИТ. Все контракты оказались под угрозой срыва. Потом пандемия пришла и в Россию. Высокая степень неопределенности привела к сокращению потребительского спроса. Все заказчики поставили свои проекты на паузу. И вот, в последнюю неделю апреля мы сели и стали думать: как же выжить?

И придумали.

Нытики и лентяи — на выход

Первое, что мы сделали — уволили всех нытиков и лентяев. Ровно также мы поступили в предыдущий кризис.

В нашей компании, как и во многих других, такие сотрудники есть. Иногда они даже могут работать довольно долго на какой-то позиции, отлично имитируя собственную занятость. Чтобы вы им не поручили — прячутся за спинами более эффективных спецов.

Но у нас существует критерии оценки эффективности работы для сотрудников, и мы видели объективно, что эти люди — самое слабое звено.

Плюс, ко всему прочему, стоит помнить, что нытики и лентяи всегда морально разлагают ваш коллектив. Именно они главные паникеры в компании. И первыми обычно начинают говорить всем вокруг: «Ой, наступает кризис, ой, мы все умрем. Все будет плохо».

В общем, мы уволили 11 человек такого типа (из 200, работающих в компании), то есть чуть больше 5% коллектива. И это быстро дало результат. Моральная обстановка в коллективе резко изменилась. Люди стали мыслить более позитивно, как мы и планировали.

Но это было не единственное сокращение штата. Прошло еще время, уровень неопределенности не снижался. Стали искать другие «дыры» на корабле. Выяснилось, что одно из направлений провисает за счет долгих контрактов и циклов сделки. Требовалось оптимизировать расходы. В итоге, по матрице выбора и объективным показателям нам пришлось сократить численность подразделения, которое занималось инженерными системами зданий и сооружений. В общей сложности компанию покинули еще 25 сотрудников.

От этого мы не проиграли, а выиграли, так как в команде остались наиболее сильные и опытные сотрудники. Они подхватили задачи этих людей, и, как не странно, вполне с ними справились, пусть им и было непросто. А атмосфера борьбы за результат здорово сплотила команду.

Наконец, мы всегда знали, каких людей хотим видеть в своей компании. И в сентябре, вернувшись к набору персонала, мы поняли, сформулировали эти ценности:

Лидерство: стремление быть первым

умение вести за собой свою команду, достигать вместе с командой выдающихся результатов

Ответственность за результат

Здоровый перфекционизм: критическое отношение к своим результатам и процессам, постоянное желание их улучшать

Здоровье сотрудников — это самое важное

В кризис, как правило, у людей чаще возникают проблемы со здоровьем и мы пристальнее следим за самочувствием работников. Пандемия коронавируса заставила «СОНЕТ» работать в этом направлении еще активнее. Внутри нашей компании мы создали штаб для поддержки заразившихся сотрудников. Также мы заранее купили дефицитные лекарства, необходимые для лечения Covid-19 и выдавали их бесплатно тем, кто в них нуждался.

Я тоже переболел «короной», как и многие в регионе. Но во время болезни мне очень повезло найти профессионального, компетентного и адекватного врача. Он лечил меня очень эффективно. И я доверил ему здоровье членов своей команды.

Обеспечили мы и оперативную госпитализацию всем нуждающимся. Не будет преувеличением, если я скажу, что таким образом мы спасли двух человек. В случае промедления они были бы обречены если не на гибель, то на долгую реабилитацию.

В общем, персонал, особенно в экспертных компаниях, является ключевым фактором успеха— поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о нем в кризисы.

Фокус «говорящая голова»

После того, как у большинства людей исчезла возможность вживую общаться с клиентами, наша компания приняла решение сделать из меня «говоряющую голову». То есть я создал личный аккаунт в Инстаграм, выступал экспертом на онлайн-выступлениях. Так я смог делиться с партнерами и заказчиками новостями о команде, ситуации на рынке, какие изменения и какие решения я как собственник принимаю в сложившихся обстоятельствах. И этими действиями повысил доверие к действиям компании.

Ищите новый спрос

Также в кризисы обычно возникает спрос на нестандартные решения. Предприниматели особенно ценят продукты, которые могут помочь им сохранить свой бизнес. Если вы хотите зарабатывать в такие периоды, то очень важно быстро нащупать этот спрос и актуализировать свой продуктовый портфель. Поэтому мы приняли решение об открытии нового Департамента Цифровой трансформации и развития у себя компетенции в области технологии «Индустрия 4.0». Для меня «Индустрия 4.0» — это новое вдохновение: «СОНЕТ» всегда был высококомпетентным инфраструктурным системным интегратором. А сейчас мы учимся решать новые прикладные задачи. Задачи, которые новые не только для нас, но и для всего рынка.

Краткие выводы:

В нормальном состоянии мы, как предприниматели, не всегда замечаем непродуктивную работу, лишние расходы и т. д. Но когда начинается кризис, мы «открываем глаза». Я тоже вынужден был погрузиться в текущие расходы только когда возникла угроза для бизнеса — и ужаснулся. А потом начал работу над ошибками.

Теперь я считаю, что лучшая подготовка к любому кризису — это держать компанию в форме, постоянно заботится о ее эффективности, автоматизировать процессы и работать с людьми, разделяющими ваши ценности.

К 2021 г. «СОНЕТ» практически восстановился после пандемии. Мы открыли новое подразделение. Автоматизировали многие процессы. Нашли своих людей и активно развиваемся в мире, который так серьезно изменился за прошлый год — и в то же время, в каких-то базовых вещах остался совершенно неизменным.

Самое читаемое
  • «Он был как старший брат». Скончался 50-летний управляющий ВТБ Игорь Рожковский«Он был как старший брат». Скончался 50-летний управляющий ВТБ Игорь Рожковский
  • Из кабинета — в отдел МВД. В Нижнем Новгороде задержан академик Ефим ХазановИз кабинета — в отдел МВД. В Нижнем Новгороде задержан академик Ефим Хазанов
  • Владимир Путин: «Нижний Новгород получит возможность развить метро»Владимир Путин: «Нижний Новгород получит возможность развить метро»
  • Акция протеста сторонников Алексея Навального прошла в Нижнем НовгородеАкция протеста сторонников Алексея Навального прошла в Нижнем Новгороде
  • Убийца пропавшей три года назад Маши Ложкаревой получил 19 лет колонии. Её тело не найденоУбийца пропавшей три года назад Маши Ложкаревой получил 19 лет колонии. Её тело не найдено
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.