«Первое — увольте нытиков и лентяев». Опыт выживания от бизнесмена, прошедшего три кризиса
«Лучшая подготовка к любому кризису — это держать компанию в форме, постоянно заботится о ее эффективности, автоматизировать процессы и работать с людьми, разделяющими ваши ценности».
Компания «СОНЕТ» — федеральный системный интегратор, который работает уже более 20 лет, и успешно пережил три крупных кризиса в российской экономике. Что помогает руководству организации сохранять и развивать свой бизнес даже в самые турбулентные времена, рассказал «Деловому кварталу» генеральный директор «СОНЕТ» Алексей Малышев:
— У нашей компании очень большой опыт работы в условиях тотальной нестабильности, и я хотел бы поделиться им, рассказав о том, как мы пережили пандемию в 2020 г.
В принципе, в этот период происходило все то же самое, что и в остальные кризисы. Что мы видели? Цена на нефть упала, а курс доллара скаканул вверх. Китай закрылся, приостановили работу заводы. Все это тут же ударило по сфере ИТ. Все контракты оказались под угрозой срыва. Потом пандемия пришла и в Россию. Высокая степень неопределенности привела к сокращению потребительского спроса. Все заказчики поставили свои проекты на паузу. И вот, в последнюю неделю апреля мы сели и стали думать: как же выжить?
И придумали.
Нытики и лентяи — на выход
Первое, что мы сделали — уволили всех нытиков и лентяев. Ровно также мы поступили в предыдущий кризис.
В нашей компании, как и во многих других, такие сотрудники есть. Иногда они даже могут работать довольно долго на какой-то позиции, отлично имитируя собственную занятость. Чтобы вы им не поручили — прячутся за спинами более эффективных спецов.
Но у нас существует критерии оценки эффективности работы для сотрудников, и мы видели объективно, что эти люди — самое слабое звено.
Плюс, ко всему прочему, стоит помнить, что нытики и лентяи всегда морально разлагают ваш коллектив. Именно они главные паникеры в компании. И первыми обычно начинают говорить всем вокруг: «Ой, наступает кризис, ой, мы все умрем. Все будет плохо».
В общем, мы уволили 11 человек такого типа (из 200, работающих в компании), то есть чуть больше 5% коллектива. И это быстро дало результат. Моральная обстановка в коллективе резко изменилась. Люди стали мыслить более позитивно, как мы и планировали.
Но это было не единственное сокращение штата. Прошло еще время, уровень неопределенности не снижался. Стали искать другие «дыры» на корабле. Выяснилось, что одно из направлений провисает за счет долгих контрактов и циклов сделки. Требовалось оптимизировать расходы. В итоге, по матрице выбора и объективным показателям нам пришлось сократить численность подразделения, которое занималось инженерными системами зданий и сооружений. В общей сложности компанию покинули еще 25 сотрудников.
От этого мы не проиграли, а выиграли, так как в команде остались наиболее сильные и опытные сотрудники. Они подхватили задачи этих людей, и, как не странно, вполне с ними справились, пусть им и было непросто. А атмосфера борьбы за результат здорово сплотила команду.
Наконец, мы всегда знали, каких людей хотим видеть в своей компании. И в сентябре, вернувшись к набору персонала, мы поняли, сформулировали эти ценности:
• Лидерство: стремление быть первым
умение вести за собой свою команду, достигать вместе с командой выдающихся результатов
• Ответственность за результат
• Здоровый перфекционизм: критическое отношение к своим результатам и процессам, постоянное желание их улучшать
Здоровье сотрудников — это самое важное
В кризис, как правило, у людей чаще возникают проблемы со здоровьем и мы пристальнее следим за самочувствием работников. Пандемия коронавируса заставила «СОНЕТ» работать в этом направлении еще активнее. Внутри нашей компании мы создали штаб для поддержки заразившихся сотрудников. Также мы заранее купили дефицитные лекарства, необходимые для лечения Covid-19 и выдавали их бесплатно тем, кто в них нуждался.
Я тоже переболел «короной», как и многие в регионе. Но во время болезни мне очень повезло найти профессионального, компетентного и адекватного врача. Он лечил меня очень эффективно. И я доверил ему здоровье членов своей команды.
Обеспечили мы и оперативную госпитализацию всем нуждающимся. Не будет преувеличением, если я скажу, что таким образом мы спасли двух человек. В случае промедления они были бы обречены если не на гибель, то на долгую реабилитацию.
В общем, персонал, особенно в экспертных компаниях, является ключевым фактором успеха— поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о нем в кризисы.
Фокус «говорящая голова»
После того, как у большинства людей исчезла возможность вживую общаться с клиентами, наша компания приняла решение сделать из меня «говоряющую голову». То есть я создал личный аккаунт в Инстаграм, выступал экспертом на онлайн-выступлениях. Так я смог делиться с партнерами и заказчиками новостями о команде, ситуации на рынке, какие изменения и какие решения я как собственник принимаю в сложившихся обстоятельствах. И этими действиями повысил доверие к действиям компании.
Ищите новый спрос
Также в кризисы обычно возникает спрос на нестандартные решения. Предприниматели особенно ценят продукты, которые могут помочь им сохранить свой бизнес. Если вы хотите зарабатывать в такие периоды, то очень важно быстро нащупать этот спрос и актуализировать свой продуктовый портфель. Поэтому мы приняли решение об открытии нового Департамента Цифровой трансформации и развития у себя компетенции в области технологии «Индустрия 4.0». Для меня «Индустрия 4.0» — это новое вдохновение: «СОНЕТ» всегда был высококомпетентным инфраструктурным системным интегратором. А сейчас мы учимся решать новые прикладные задачи. Задачи, которые новые не только для нас, но и для всего рынка.
Краткие выводы:
В нормальном состоянии мы, как предприниматели, не всегда замечаем непродуктивную работу, лишние расходы и т. д. Но когда начинается кризис, мы «открываем глаза». Я тоже вынужден был погрузиться в текущие расходы только когда возникла угроза для бизнеса — и ужаснулся. А потом начал работу над ошибками.
Теперь я считаю, что лучшая подготовка к любому кризису — это держать компанию в форме, постоянно заботится о ее эффективности, автоматизировать процессы и работать с людьми, разделяющими ваши ценности.
К 2021 г. «СОНЕТ» практически восстановился после пандемии. Мы открыли новое подразделение. Автоматизировали многие процессы. Нашли своих людей и активно развиваемся в мире, который так серьезно изменился за прошлый год — и в то же время, в каких-то базовых вещах остался совершенно неизменным.