Лучшие технологии для бизнеса в 2021 г. Шесть ключевых трендов телеком-рынка
По мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», негативные факторы, связанные с пандемией, продолжат действовать на рынок, как минимум, на протяжении первого полугодия 2021 г.
Прошлый год стал непростым для рынка телекоммуникаций в России. Динамика рынка за 2020 г. оказалась самой низкой за всю современную историю, отмечают в аналитическом агентстве «ТМТ Консалтинг».
Наибольшее негативное влияние на сектор оказало снижение темпов роста в сегментах мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и платного телевидения. Кроме того, сократились доходы от фиксированной телефонии, межоператорских услуг и ряда других сервисов. Кроме пандемии, к таким результатам привело и то, что рынок начинает «упираться в потолок».
Однако аналитики «ТМТ Консалтинг» ожидают на рынке устойчивого роста на уровне 2% в год. С помощью каких новых направлений можно будет достигнуть такого результата? NN.DK.RU собрал основные тренды в телекоммуникациях, которые продолжат развитие в этом году.
Сегмент B2B достиг точки насыщения
В 2020 г. стало понятно, что рынок телеком-услуг в B2B достиг точки насыщения. Компании отмечают замедление динамики подключения услуг. Так, по информации «ЭР-Телеком», особенно сильно это было заметно среди МСБ, в частности, в туризме, развлечениях, ресторанном и гостиничном бизнесе.
Потенциалом роста здесь обладают направления цифровых сервисов, передача данных в сегменте B2G (в связи с реализацией государственных программ федерального уровня — прим. ред.) и аренда каналов и VPN для компаний.
Скорость цифровизации только растет
Потребители продолжают интересоваться цифровыми решениями, основанными на технологиях искусственного интеллекта, Big Data и IoT. Автоматизация производства, контроль за соблюдением мер безопасности, дистанционный вызов специалистов, сервисы для таргетированных рекламных рассылок — похожие продукты есть, пожалуй, у всех крупных игроков российского рынка телекоммуникаций.
Мы прогнозируем дальнейший рост популярности интернета вещей. Это называется “Machine-to-Machine”, сокращенно М2М. Например, раньше сотрудник проезжал насосные станции раз в неделю, снимал показания, фиксировал их в офисе. А теперь этим будут заниматься блоки телеметрии каждый час или каждый день. Информация будет передаваться с использованием каналов связи в центральный офис, далее на центральный сервер компании и потом в личный кабинет, где будут видны все затраты и итоговый результат. Может выяснится, что выработанный продукт не был потреблен или, наоборот, мощность работы приборов была недостаточной. Такие технологии позволяют оперировать данными в режиме онлайн и серьезно экономить, в том числе, человеческие ресурсы», — отмечают в территориальном управлении компании «Вымпелком.
В то же время меняется подход к работе и в компаниях-операторах.
«В прошлом году мы создали проектную группу по искусственному интеллекту и запустили тестирование собственной платформы. Платформа предназначена для решения ряда сложнейших задач в области ИИ, которые не могут быть решены традиционными методами и текущими решениями, представленными на рынке. Среди собственных технологий, которые мы разрабатываем, основное внимание уделяется Speech Recognition, Speech Synthesis, Natural Language Generation, Machine Learning, Sentiment и Sense analysis. Долгосрочной целью мы ставим максимальную автоматизацию рутинных бизнес-процессов и задач, которые сейчас выполняются людьми. В течение 3-5 лет мы планируем значительно повысить эффективность труда за счет внедрения алгоритмов ИИ. Большой акцент мы делаем на предиктивные меры в области работы с клиентами — предотвращение сбоев сети, предугадывание новых востребованных сервисов, удержание пользователей за счет предиктивных мер реагирования на их потребности. Запуск первых собственных решений запланирован на 2021 г.», — добавляют в «ЭР-Телеком».
Потребители готовы покупать комплексные пакеты услуг
Среди потребителей, в частности, в сегменте B2B, растет спрос на комплексные услуги, которые можно получать по сервисной модели — с быстрым доступом к готовому облачному решению и возможностью оформить подписку. Компаниям нужны виртуальные рабочие места, сервисы для хранения данных и решения для обеспечения работы бизнеса.
Добавим, что системные интеграторы и игроки рынка телекоммуникаций еще в 2020 г. оценили потенциал роста рынка облачных технологий на уровне 30% в год.
Все больше пользователей хотят общаться в мобильном приложении
Несколько месяцев работы в режиме самоизоляции только подстегнули желание пользователей общаться с операторами в мобильных приложениях. В отличие от традиционного общения по телефону, в приложениях доступны чаты с сотрудниками техподдержки, а история переписки в них сохраняется.
Например, клиент может выслать фото проблемы, а сотрудник – понятную пошаговую инструкцию. При этом переписка сохраняется, можно сделать нужный скриншот или быстро проверить, как проходила консультация, — отмечают в «ЭР-Телеком».
Перспективы мобильных приложений видят и в «Ростелекоме». Только за первое полугодие 2020 г. с помощью чата сотрудники обработали 50 тыс. обращений пользователей — это на 40% выше показателей аналогичного периода 2019 г.
Трафик растет, а участники рынка продолжают пересматривать тарифы
Потребляемый пользователями контент продолжает «тяжелеть», и это заметно не только в B2C, но и в B2B, которым требуются все большие пакеты.
Так, в 2018 г. компания Cisco спрогнозировала рост числа пользователей интернета в России до 69% граждан (при этом, предполагается наличие до шести устройств на одного человека — прим. ред.) и рост скорости до 20,1 Мбит/с к 2022 г. Объем трафика IP-видео в России ожидают на уровне 109,6 Эксабайт (для сравнения, список всех слов, известных человечеству, займет около 5 Эксабайт — прим. ред.). К 2022 г. трафик видео будет равен примерно 79% всего российского IP-трафика. Аналогичные темпы роста ожидают и на мировом рынке.
Операторы, по ожиданиям аналитиков «ТМТ Консалтинг», продолжат пересматривать свою ценовую политику:
По мере роста объемов потребляемого трафика и требований к пропускной способности сетей, операторы будут делать ставку на более дорогие скоростные тарифы на услуги, включающие проводной интернет-доступ, а в мобильном сегменте будут продвигаться тарифы с большим или безлимитным объемом трафика. Исходя из практики предыдущих лет можно ожидать сохранения на телекоммуникационном рынке устойчивого роста на уровне 2% в год. С большой вероятностью динамика прироста будет снижаться по мере исчерпания возможностей по увеличению средней доходности на абонента от услуг связи и роста в структуре операторских доходов доли ИТ и медиа.
Мощности инфраструктуры игроков, в том числе и для партнерских проектов, растут
«Утяжеление» трафика и внедрение цифровых решений требуют дальнейшего увеличения пропускной способности инфраструктуры. Свои линии связи и дата-центры строят ключевые мировые и российские компании.
В городах мы зафиксировали спрос на более высокие скорости, поэтому активно модернизировали свою сетевую инфраструктуру и смогли предложить линейку новых скоростных тарифов — до 1 Гбит/с. В течение ближайших пяти лет мы собираемся инвестировать около восьми млрд рублей в строительство оптических сетей. Это позволит около 11 млн домохозяйств получить доступ к цифровым сервисам на еще более высокой скорости. Уже в 2021 г. мы обновим наше техническое решение иначнем предоставлять клиентам доступ в интернет на скорости до 10 Гбит/с, — заявляют в «ЭР-Телеком».
Аналитики также ожидают в 2021 г. все более масштабное развитие технологии 5G. Так, например компания T-Mobile планирует уже к концу этого года обеспечить в США 5G-покрытие. В России лицензию на предоставление мобильной связи стандарта 5G/IMT-2020 в 83 регионах страны получил оператор МТС.
В перспективе, пользователям сети «пятого поколения» будут доступны: в промышленности — машинное зрение, предиктивная аналитика и цифровые двойники для управления оборудованием; в сельском, лесном хозяйстве и нефтегазовом комплексе — инспектирование инфраструктурных объектов при помощи дронов; в медицине — дистанционные хирургические операции и мониторинг состояния пациентов; в ритейле — цифровые торговые залы и полноформатные биометрические системы оплаты; в логистике — автоматизация складских операций и беспилотное управление автопогрузчиками.
В подготовленном несколько лет назад Ассоциацией GSMA (международная ассоциация операторов GSM — прим. ред.) исследовании под названием «Мобильная экономика: Россия и СНГ 2018» говорится, что к 2025 г. в нашей стране 5G будут использовать около 80% жителей.
Операторы ждут роста в 2021 г.
По мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», негативные факторы, связанные с пандемией, продолжат действовать на рынок, как минимум, на протяжении первого полугодия 2021 г. Однако в большинстве сегментов эксперты ждут если не роста, то хотя бы восстановления показателей прошлых лет. В частности, рост доходов должны обеспечить рост абонентской базы и частичное восстановление сегмента роуминга.
Свои ожидания есть и у игроков рынка.
«В целом пользователи стали предъявлять более высокие требования к скорости и качеству услуг, доступности социально значимых сервисов. Чтобы оправдать эти ожидания, операторам предстоит продолжать расширять сети и повышать качество услуг, запускать ещё более скоростные тарифы. В отсутствие негативных трендов 2020 г. ускорится рост выручки от широкополосного интернет-доступа и платного ТВ», — говорят в «ЭР-Телеком».