«Потерял груз за 14 млн за два дня»
С кем разговаривал клиент на самом деле и кто был на том конце провода? Тот ли он человек, за которого себя выдает? Это основной риск, с которым сталкиваются предприниматели.
Текущий год был сложным для всех. Коснулось это и сферы перевозок. В частности, возросло количество краж.
О подводных камнях страхования грузов и возможных путях решения проблемы рассказал директор филиала в Нижнем Новгороде «Страховой компании ПАРИ» Антон Александров.
— Иногда страховые компании могут отказать вам в страховании груза. Почему это происходит? Потому что мы видим, что он пропадет. Страхование — наш бизнес и мы отказываемся от сделки только в самых опасных случаях.
Представьте себе: клиент заключает договор перевозки удаленно. В точку «А» приезжает машина, загружается, а до точки «Б» не доезжает. И скорее всего, этот автомобиль больше никто не увидит.
С кем разговаривал клиент на самом деле и кто был на том конце провода? Тот ли он человек, за которого себя выдает? Это основной риск, с которым сталкиваются предприниматели.
«Дорогостоящий груз пропал за два дня»
Мы, как страховая компания, всегда проверяем грузоперевозки наших клиентов. И нам удается вычислить большинство мошенников. Приведу пример из практики.
Ранее мы получили от клиента четыре заявления на страхование груза. Все автомобили и перевозчики прошли проверку по базам данных и ответили на наши вопросы. Наш отдел предстраховых проверок, который работает на всю Россию, провел анализ, который не показал особых проблем. И все же, одна вещь бросалась в глаза — всё: компания, директор, водители и их транспортные средства были зарегистрированы в разных регионах. А это не характерно для компании-перевозчика (владельца транспортных средств).
В итоге, мы приняли решение отказать клиенту в страховании груза от кражи и сообщили ему об этом. Но собственник компании не разделил наших опасений.
Позже стало известно, что дорогостоящий груз — за 14 млн руб. — пропал в течение двух дней после загрузки. Автомобили просто «исчезли», а на телефонные звонки в компании-перевозчика никто не отвечал.
Какие существуют альтернативные варианты?
Еще один вариант обезопасить грузоперевозки — прибегнуть к услугам собственной или наемной службы безопасности. Рассмотрим плюсы и минусы такого подхода.
Плюсы:
- Быстрая проверка
- Не дорогая стоимость
Минусы:
- Проверяющий может отказать при малейшем подозрении. Его заработок не зависит от того, будет ли заключен договор перевозки. Таким образом, логисты теряют возможность заработать.
- Службы безопасности не создают финансовые резервы для покрытия своих ошибок. Потому возместить весь убыток вам не смогут. А собственная служба безопасности и вовсе не покроет затрат. В то же время, у страховых компаний финансовые резервы есть. Этакий «денежный мешок на чёрный день», которые контролирует Центробанк, чтобы в случае беды, клиент мог получить возмещение.
Добавлю, что я не призываю отказываться от служб безопасности. Наоборот, компаниям вместе со страховщиками нужно разрабатывать механизмы сохранности грузов и финансовых гарантий.
Большую роль в снижении рисков играет и организация логистических цепочек. От нее зависит либо систематическое возникновение убытков, либо устранение или сокращение причин их возникновения. Такие ситуации часто возникают в международных и мультимодальных перевозках. Подробно на эту тему поговорим отдельно.