Бумкомбинат «Волга»: высокое качество — с заботой об экологии
Гендиректор бумажного комбината в Балахне — про смену приоритетов в бизнесе, выпуск новой продукции, модернизацию оборудования и стратегию развития компании на ближайшие годы.
Генеральный директор АО «Волга» Сергей Пондарь подвел для NN.DK.RU предварительные итоги работы предприятия в 2020 г.
Сергей Иосифович, 2020 год был непростым для многих промышленных предприятий, и мы понимаем, что пандемия сказалась в том числе на целлюлозно-бумажной промышленности России. Но хотелось бы узнать, какие планы все же выполнить удалось? Какие результаты работы вы считаете особенно ценными?
— Год, действительно, выдался напряженный. Мировой локдаун потребовал от нас гибкости и способности к быстрой трансформации бизнеса: до пандемии мы были преимущественно «газетчиками», и производили ничтожное количество упаковки, где-то 0,10% (на уровне погрешности). Но затем сменили приоритеты, и к третьему кварталу значительно расширили линейку выпускаемой продукции за счет производства разных видов упаковочной бумаги. На данный момент упаковочная бумага — это порядка 50% нашего ассортимента. Оглядываясь назад, уверен, что мы пережили всемирный локдаун лучше, чем могли бы, если бы вовремя не присмотрелись к новым, трендовым видам бумаги.
Второе важнейшее событие для предприятия за последние годы, если не десятилетия, — это реализация крупнейшего инвестиционного проекта — строительства линии по производству термомеханической массы. Благодаря новым мощностям мы увеличили производительность в этом году на 30% и за полный календарный год планируем выпустить 330 тыс. т. бумаги.
Чтобы продолжить создание вертикально-интегрированного бизнеса, было принято решение реализовать приоритетный инвестиционный проект – в результате одобренного ПИП адм НН области и фед МинПромом мы получили в аренду первые участки для заготовки древесины и начали работу по освоению расчетной лесосеки в январе 2020 года . В результате, все свои обязательства наши подразделения выполнили, и уже подготовили лесные дороги на следующий год, купили технику для вывозки древесины и начали строить железнодорожные пути.
Также, считаю важным событием модернизацию в мае 2020 года турбины в энергокомплексе (НиГРЭС). Теперь мы обеспечиваем свое производство электроэнергией на 100%.
Стратегия развития предприятия на ближайшие восемь лет сейчас находится на финальной стадии разработки. Частично, она уже действует с 2020 г. Именно этим обусловлены взрывной рост производительности, диверсификация портфеля и т. п. Но много мероприятий еще предстоит предусмотреть. В частности, мы презентуем программу по снижению воздействия наших производств на окружающую среду.
На данный момент документ находится на доработке и будет представлен совету директоров в конце года.
Какие меры были предприняты для того, чтобы обезопасить сотрудников «Волги» от заражения коронавирусом? Насколько эти изменения сказались на эффективности работы?
— Мы серьезно вложились в обеспечение безопасности наших сотрудников. Как и многие предприятия, закупили средства индивидуальной защиты, санитайзеры, рециркуляторы. Все смены в каждом цехе были разведены по времени, хотя раньше было как в кино: звучит гудок, и несколько сот человек проходят через проходную. Понятно, что сейчас это бы увеличивало риск заражения. Но потребовались и дополнительные мероприятия, обусловленные спецификой нашей работы. Например, теперь на «Волге» установлена система автоматического измерения температуры всем работникам при входе на предприятие.
На эффективности производства все эти нововведения фактически не сказались. Куда более негативно я оцениваю перевод на дистанционную работу наших управленцев. Мы вынуждены были пойти на такой шаг еще весной, и ввели даже правило под названием «две команды»: наш менеджер может посетить офис только если уверен, что один из его коллег находится дома.
Но переезд обошелся нам дорого: пришлось закупить современную и мощную технику для «удаленных сотрудников», модернизировать информационную систему компании, обеспечить ее безопасность и перейти на электронный документооборот. И, самое главное, мы лишились личного, живого общения, что заметно усложняет коммуникацию между подразделениями.
В общем, работаем в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора и правительства, но тут нам есть чему поучиться у тех бизнесов, которые сохранили продуктивность, полностью перейдя на дистанционный режим.
Как пандемия изменила рынок и предпочтения потребителей?
— Изначально, вопрос о диверсификации портфеля возник перед нами еще в прошлом году. Мы как топ-менеджмент подхватили это знамя, ознакомившись со статистикой и увидев, что потребление печатной и газетной бумаги в мире снижается. Почему? Потому что в 2020 г. колоссальное количество информации распространяется в электронном виде. Причем в первые годы после возникновения интернета эта тенденция не была столь яркой. Наоборот, на какое-то время потребление бумаги возросло. К примеру, многие на ней печатали презентации. В нашей жизни появилось большое количество информации, которую нам хотелось распространять.
Но все это в прошлом.
Развитие техники уничтожает газеты. Реклама уходит в сеть, все больше новостей люди получают с сайтов. Печатные СМИ теперь распространяются только в транспорте и магазинах. Пандемия добила этот рынок, на какое-то время парализовав выпуск прессы в десятках стран мира.
Сейчас часть ограничений потеряли силу: снова ограниченно, но работает транспорт, разрешено передвижение по городам, открылись типографии и киоски. Но люди все равно больше находятся дома. И нуждаются в том, чтобы товары, которые они закажут в сети, приходили к ним в качественной и красивой упаковке. В этот сегмент мы сегодня и входим достаточно агрессивно.
Активно производим такой массовый продукт, как гофроупаковка, и работаем с потребителями, чтобы сделать ее максимально востребованной. Из нишевых новых продуктов запустили производство жировлагопрочной бумаги разных типов. Пергаменты и подпергаменты, барьерные бумаги тоже нам интересны. Сейчас по ним делаем опытно-промышленные выборки.
Удалось ли «Волге» расширить партнерскую сеть в 2020 г.?
— Еще до пандемии наши продукты были востребованы в Китае, но с середины этого года КНР стал для нас ключевым партнером с точки зрения объемов. Поставки увеличиваются за счет хорошего спроса и новых дистрибьюторов. Прежде всего, речь идет о торговле упаковочной бумагой. Насколько перспективным будет этот рынок в ближайшем будущем — не могу сказать, влияние пандемии на потребителя в мире остается сильным, и лишь в Китае пока правительство полностью контролирует ситуацию и восстанавливает производство, потребление и темпы роста.
В этом году вы реализовали крупный инвестпроект — запустили линию по производству термомеханической массы. Довольны ли вы первыми месяцами работы импортной техники? Необходима ли дальнейшая модернизация предприятию?
— С гордостью хочу сказать, что месяц за месяцем мы делаем рекорды. С августа рынок в целом стал более активным, и мы три месяца подряд увеличиваем производство, причем до рекордных показателей для предприятия с 2015 г.
Все это было бы невозможно без модернизации нашего оборудования, и мы продолжим работать в этом направлении.
Сейчас на «Волге» проводятся многочисленные аудиты, вводится ТЭО по различным процессам. В первую очередь это все необходимо для того, чтобы сделать качество продукции еще более высоким.
Также мы планируем значительно увеличить производительность за ближайшие восемь лет. Как за счет модернизации существующего оборудования, так и за счет новых мощностей. Готовим глобальный проект по запуску еще одной бумагоделательной машины.
В октябре вы, Сергей Иосифович, были избраны членом Совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Какие задачи стоят перед вами на этом посту?
— Союз лесопромышленников — одна из якорных организаций для целлюлозной промышленности. Она уверенно себя чувствует при взаимодействии с правительством, в ней числятся все основные представители отрасли. Бумкомбинат «Волга» уже давно сотрудничает с Союзом, но в таком формате мы будем взаимодействовать впервые. И я считаю, что это будет обоюдно полезный опыт. Прежде всего, мы планируем отстаивать на данной площадке интересы лесопромышленного комплекса. И тут много вопросов, заслуживающих обсуждения: от изменений, которые необходимо внести в Лесной кодекс до развития ЦБП в России и сохранения отечественной экологии. Кроме того, нам хотелось бы внести свою лепту в инвестиционное законодательство. Многочисленные программы для инвесторов, которые появились в России в последние годы — это хороший инструмент развития бизнеса, и я хотел бы, чтобы их стало больше.