Коронакризис зачистил рынок. Нижегородцы массово выставляют свой бизнес на продажу
Эксперты не ждут возобновления докризисной активности на покупку готового бизнеса в этом году, поэтому предложение будет расти дальше, а спрос — стагнировать.
Не все компании смогли пережить «коронакризис», возобновив деятельность после снятия ограничений. По подсчетам экспертов ЦИАН, число желающих продать готовый бизнес после самоизоляции выросло на 28% в крупнейших городах России.
Хуже всего пережил «карантин» бизнес в Воронеже, Самаре и Уфе, где число предпринимателей, продающих бизнес, выросло в два раза.
Чаще всего уходят с рынка владельцы гостиничного бизнеса, офисов, развлекательных заведений, компаний, связанных со сферой спорта, а также салонов красоты и образовательной сферы (для детей).
В 6 из 15 городов-миллионников основную долю готового бизнеса в реализации составляют кафе и рестораны. Еще в 5 городах — салоны красоты. В Москве и Санкт-Петербурге готовый бизнес в продаже чаще всего представлен гостиницами.
Рост числа объявлений о продаже готового бизнеса наблюдается в большинстве сфер, но для некоторых он оказался относительно небольшим. По подсчетам аналитиков, неплохо себя чувствуют предприятия, связанные с автомобильным бизнесом и коворкинги.
В Нижнем Новгороде в сентябре на спецсайтах стало на 59% объявлений о продаже готового бизнеса больше, чем в марте. Таким образом, в полтора раза увеличилось число предпринимателей, желающих продать свою компанию.
Чаще всего в городе выставляют на продажу медицинские и развлекательные центры, заведения общепита. Больше всего предложений на данный момент в категориях «кафе», «cалон красоты» и «медцентр».
При этом текущий спрос на покупку готового бизнеса в городах-миллионниках ниже, чем в начале года, несмотря на снятие основных ограничительных мер. Число просмотров объявлений уменьшилось на 26%. В Нижнем Новгороде — на 23%.
«Пандемия коронавируса привела к падению на четверть спроса на покупку готового бизнеса, - отмечает Александр Павленко, директор по аналитике ЦИАН.Коммерческая. — Одновременно высокая конкуренция и отсутствие запаса прочности у многих компаний способствовали существенному приросту объема предложения: число желающих продать помещение “под ключ” — с готовым бизнесом — сегодня выше на треть, даже спустя четыре месяца после снятия основных ограничений. Мы наблюдаем цифровизацию предпринимательской деятельности: компании уходят в онлайн — закрываются те, кто не имеет возможности «перейти в цифру»: салоны красоты, гостиницы, офисы. С учетом ухудшения эпидемиологической обстановки, мы не ждем возобновления докризисной активности на покупку помещений с готовым бизнесом в этом году. Многие взяли в такой неопределенности паузу, поэтому предложение будет расти дальше, а спрос — стагнировать».