«Как я стал бизнесменом? Был голодным. На дворе стояли 90-е. Холодильники были пустые»

«Люди, разбогатевшие после развала СССР, только начинают передавать свои бизнес и власть детям. От того, насколько качественно они это сделают, зависит, что будет с нашей страной в ближайшем будущем».

Образ предпринимателей в России 90-ых годов общеизвестен. Но с тех пор экономика страны серьезно изменилась. Поменялись ли за 20 лет привычки и внешний вид бизнесменов? Какими видит их сегодня общественность? NN.DK.RU публикует интересные размышления на эту тему предпринимателя ( «Бобров и КО», «Логистик-сервис», «Рубеж»), экс-депутата гордумы Нижнего Новгорода Алексея Боброва:

— Образ предпринимателя за последние годы действительно изменился. Если в 90-ые, в основном сапоги точил пирожник, а пироги пек сапожник (то есть многие занимались тем, в чем не разбирались абсолютно), то теперь в стране настало время профессионалов. Произошел естественный отбор: чтобы вести бизнес успешно много лет, понабилось не только иметь минимальные предпринимательские навыки, но и глубоко разбираться в своем продукте, проанализировать, чем занимается конкурент и взять у него лучшее. В результате, те, кто выжил, были вынуждены стать профессионалами в своем деле.

Внешность предпринимателей в целом изменилась тоже.

И главное отличие, на мой взгляд, в том, что у бизнесменов прошла мода на сверхпотребление. В нашей компании, например, даже нет менеджеров среднего звена: все руководители работают круглыми сутками, целыми днями находятся на производстве.

И у многих моих знакомых идут такие же процессы в бизнесе. Соответственно, и выглядят бизнесмены сейчас в обычной жизни скромно: простые качественные вещи, никаких лишних понтов. Даже не отличишь такого человека, бывает, от рабочего. Приходишь к нему, и не понимаешь, кто есть кто.

Что касается отношения россиян к предпринимателям, то до революции у них в голове предприниматель был купцом, в 90-ые — жуликом. А сейчас, я даже не знаю… Общество стало очень сегментировано. И у каждого свое представление.

В то же время, я слышал, что, согласно последним исследованиям, молодые люди не спешат становиться предпринимателями, а предпочитают наемный труд и госслужбу. Но, возможно, это связано с тем, что бизнесмен — профессия непростая: большинство стартапов через несколько лет терпят крах, а работать над ними нужно много. Проще устроиться на стабильную работу, скажем, разносить кофе с девяти до шести.

Как стал предпринимателем я сам? Просто был голодным. На дворе стояли 90-е. Холодильники были пустые. Мы с мамой и сестрой жили впроголодь, как и многие тогда, мама работы лишилась. Начать свой бизнес казалось мне тогда самым быстрым способом поднять семейное благосостояние. Но то, что быть предпринимателем — мое призвание, я ощутил позже, когда мое дело оказалось на грани краха, и казалось, что я могу уйти из этой сферы. Тогда я уже был женат, дома сидели трое детей, сейчас их уже, кстати, пятеро. И я подумал: а не наняться ли мне куда-то, я же умный, специалист. Сходил на несколько собеседований и понял — нигде мне столько не будут платить, сколько я сам зарабатываю в своём деле. Пришлось вытаскивать предприятие со дна!

Сегодня стать предпринимателем люди чаще решают не от бедности, но, как я и говорил, это непросто. Государственные меры поддержки тут могут помочь, но это не таблетка от всех болезней. Каждый человек должен найти свой путь.

Для меня всегда очевидна разница между человеком-бизнесменом и человеком-чиновником, кто бы из них где ни работал.

Предприниматель — это всегда менеджмент по целям. Это человек, умеющий достигать цель любыми путями. А что такое чиновник? Это всегда менеджмент по инструкции. Потому что если каждый будет управлять как захочет — в стране будет бардак. У чиновников совсем иной подход к делу, хотя перед такими людьми тоже стоит важная и почетная миссия.

Есть у предпринимателей и другие важные черты — привычка к риску, стремление к деньгам и гибкость мышления. А еще в какой-то мере предпринимательство — это искусство. Этакая смесь Моцарта и Сальери, талант, помноженный на труд.

Хотя, конечно, не стоит забывать, что успех некоторых предпринимателей обусловлен везением, а не собственными умением. Например, хорошо известно, что многие современные олигархи стартовали с присвоения государственных активов. И если вы богатый наследник, как Трамп, например, вам тоже легче подниматься. Но в России в 21 веке еще не много бизнес-династий. У нас почти не сыскать Рукавишниковых или Либхеров. Люди, разбогатевшие после развала СССР, к 2020 году только начинают передавать свои бизнес и власть детям. От того, насколько качественно они передадут все это, зависит, что будет с нашей страной в ближайшем будущем.

Самое читаемое
  • Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»
  • Виталий Калугин: Возможно, я запрыгнул в этот вагон слишком поздноВиталий Калугин: Возможно, я запрыгнул в этот вагон слишком поздно
  • Парковка как драйвер эффективности: опыт международного бизнес-парка «Деловой квартал»Парковка как драйвер эффективности: опыт международного бизнес-парка «Деловой квартал»
  • Запас прочности металлургических предприятий стремительно истощается: грозит рецессияЗапас прочности металлургических предприятий стремительно истощается: грозит рецессия
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.