Рейтинг лизинговых компаний Нижнего Новгорода: основные тренды и драйверы рынка
В рейтинге лизинговых компаний Нижегородской области представлены филиалы и представительства федеральных независимых лизинговых компаний, действующие в регионе на июль 2020 г.
На первом этапе проведен анализ рынка на основании данных отраслевых ресурсов all-leasing.ru, аналитики деловых СМИ и рейтинговых агентств.
На втором этапе определен круг компаний, которым предложено предоставить информацию о показателях деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Полученная информация была проверена и уточнена.
Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области в 2019 г. (с НДС), млн руб. Объем нового бизнеса рассчитан как сумма стоимости имущества по договорам лизинга с НДС за 2019 г. Дополнительный показатель — количество заключенных новых сделок в 2019 г., структура объема нового бизнеса по видам предмета лизинга, млн руб. Принятые сокращения: н/д - нет данных.
Автор: Александрова Александра. Cсылка на рейтинги по другим городам: https://nn.dk.ru/wiki/reyting-lizingovykh-kompaniy
Тренды рынка лизинг Нижегородской области 2019-2020
1| Лизинговые компании хорошо в ТОПе цифровой экономике. В последние 2-3 года компании переводили бизнес-процессы на ИТ - платформы, это позволило быстро адаптироваться к условиям пандемии. Ключевые игроки рынка в течение недели с начала карантина перешли на удаленный режим офисов, оперативно начали адаптировать и улучшать цифровые сервисы для проведения удаленных сделок с клиентами. Основные инструменты удаленных сделок– личный кабинет, мобильные приложения и витрины каталогов производителей.
2| Объем рынка лизинга в Нижегородской области по итогам 2019 года составил порядка 32 млрд. руб. ( + 30 % к в 2018 г.). В структуре нового бизнеса ТОП игроков, 74% сделок в руб.- приходится на сделки с транспортом. При пессимистичной оценке рынок по итогам 2020 г. сократится до 20 млрд. руб. При оптимистичном прогнозе, ТОП компаний, ожидает удержание позиций 2019 года. Количество текущих сделок в 1 пг 2020 г. в Нижегородской области уже превысило объем новых сделок за 2019 года.
3| Автотранспорт и спецтехника останутся драйверами рынка.
В 2019 г. основными драйверами роста был сегмент автолизинга - легковые и грузовые автомобили, пассажирский транспорт (ВТБ-лизизнг отмечает рост на 15-30% в год), а также строительная и дорожно-строительная техника. Компании отмечают, что перспектива роста и развития этих сегментов сохранится.
По Нижегородской области в 2019 году в 4 раза вырос сегмент сделок по автобусам за счет сделок «Сбербанк лизинг» на сумму договоров в 3,4 млрд.руб. и Carcade – 143 млн. руб.
Динамика роста сделок в денежном выражении в сегменте легкового транспорта в среднем составила + 46,5 %, грузового транспорта + 70 %, строительной и дорожной техники в 1,5 раза, сельхозтехники +59%. Сформировался сегмент рынка лесозаготовительной техники, техники для добычи ископаемых, складской техники, которую финансируют Сименс Финанс, Сбербанк лизинг, Элемент Лизинг.
4| Сделки проводятся удаленно и оперативно.
Игроки рынка отмечают, что в настоящее время до 80 % сделок совершается удаленно. Увеличился объем подписанных договоров в системе ЮЗЭДО, при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично. Компании увеличили скорость обслуживания – с первого звонка клиента до выдачи техники проходит минимум 2 дня. Сократился минимальный пакет документов для лизингополучателей, все документы загружаются в личных кабинетах клиентов.
5| Лизинговые компании реализуют стратегию поддержки бизнеса. Клиентам предлагаются продукты с господдержкой. В рамках Программы Минпромторга предоставляется лизинг с субсидией на технику и транспорт от производителей КАМАЗ и УРАЛ, ГАЗ, Автоваз, Россельмаш, ТОНАР, ПТЗ, ЧТЗ и др. Часть компаний вкладывается своим капиталом, предлагая каникулы, пролонгацию, увеличение выкупного платежа, снижение ставки, уменьшение размера минимального аванса до 0%, реструктуризацию договоров. Совместно с партнерами, компании реализует маркетинговые акции с бонусными условиями по сервисному обслуживанию автотранспорта.
ТОП 13 лизинговых компаний в Нижегородской области
|
№ |
Компания |
Объем нового бизнеса в |
Динамика в ср с 2018г., % |
Основной предмет лизинга в объеме нового бизнеса в 2019 г, руб.% |
Кол-во филиалов в ПФО/РФ |
Кол-во штатных сотрудников филиале на 01.07.2020 |
Объем нового бизнеса филиала в 2019 г./1 сотрудника, млн. руб. |
Год начала работы в Нижнем Новгороде |
|
1 |
Волго-Вятский региональный филиал АО "Сбербанк Лизинг"
|
6340,8 |
34 |
Автотранспорт, оборудование |
16/70 |
19 |
333,7 |
2008 |
|
2 |
ЛК "Сименс Финанс"
|
2431,5 |
59,3 |
Оборудование, спецтехника, транспорт |
4/24 |
10 |
243,2 |
2013 |
|
3 |
ВТБ Лизинг
|
2017,5 |
16,6 |
Легковой и грузовой автотранспорт |
14/60 |
21 |
96,1 |
2013 |
|
4 |
Альфа-Лизинг 1
|
1969,4 |
202,2 |
Грузовая техника, легковой транспорт, спецтехника |
65 |
21 |
93,8 |
2017 |
|
5 |
Филиал "Балтийский лизинг" в Нижнем Новгороде
|
1639,9 |
19,5 |
Универсальная компания , финансирует автотранспорт, оборудование и спецтехнику |
13/74 |
24 |
68,3 |
2006 |
|
6 |
"РЕСО-Лизинг"
|
1095,4 |
19,5 |
Легковой и грузовой автотранспорт |
15/51 |
18 |
60,9 |
2009 |
|
7 |
"Элемент Лизинг"
|
1033,2 |
84 |
Грузовой транспорт, автобусы |
16/67 |
7 |
147,6 |
2005 |
|
8 |
Carcade
|
829,0 |
17,3 |
Легковой и грузовой автотранспорт |
9/54 |
н/д |
н/д |
2000 |
|
9 |
Росагролизинг 2
|
664 |
35,6 |
Сельскохозяй-ственная техника |
- |
- |
- |
2002 |
|
10 |
Ураллизинг, филиал г.Нижний Новгород
|
639,7 |
8,7 |
Легковой, грузовой транспорт, оборудование |
1/22 |
6 |
106,6 |
2012 |
|
11 |
ГК Интерлизинг
|
266,3 |
5,7 |
Строительная тезника, легковой и грузовой транспорт |
4/19 |
6 |
44,4 |
2018 |
|
в/р |
Европлан
|
н/д |
н/д |
Универсальная компания, финансирует автотранспорт, оборудование и спецтехнику |
6/78 |
н/д |
н/д |
2002 |
|
в/р |
КАМАЗ Лизинг |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
1. Данные предоставлены по юридическому лицу "АльфаМобиль", которое осуществляет продажи розничным клиентам 2. Взаимодействие с регионом осуществляется через Москву/онлайн/через диллеров-агентов
Лидеры по заключенным сделкам в 2019 г.
|
№ |
Компания |
Кол-во заключеных новых сделок филиалом в на условиях финансового лизинга в 2019 г. |
Динамика в ср с 2018г., % |
Кол-во текущих сделок филиала |
|
1 |
ВТБ Лизинг |
667 |
-8,2 |
1184 |
|
2 |
Сбербанк лизинг |
598 |
36,5 |
1417 |
|
3 |
РЕСО - лизинг |
536 |
20,2 |
145 |
|
4 |
Элемент Лизинг |
490 |
62,7 |
687 |
|
5 |
Балтийский лизинг |
472 |
19,5 |
872 |
|
6 |
Альфа-Лизинг |
434 |
135,8 |
643 |
|
7 |
Carcade |
248 |
7,35 |
60 |
|
8 |
ЛК "Сименс Финанс" |
143 |
30 |
375 |
|
9 |
Ураллизинг |
133 |
8,7 |
41 |
|
10 |
Интерлизинг |
57 |
21,3 |
39 |
В таблице представлены компании, которые предоставили данные.
Лидеры по объему сделок по видам имущества
|
№ |
Компания |
Объем нового бизнеса филиала в Нижнем Новгороде в 2019г.,млн руб. НДС |
Динамика в ср. с 2018 г,% |
Средняя стоимость сделки филиала в 2019 г., млн руб. |
|
Легковой транспорт |
||||
|
1 |
ВТБ Лизинг |
1042,6 |
28,3 |
2,8 |
|
2 |
Сбербанк лизинг |
928 |
58,7 |
2,6 |
|
3 |
РЕСО - лизинг |
783,8 |
17,5 |
н/д |
|
4 |
Балтийский лизинг |
724,9 |
2,2 |
2,7 |
|
5 |
Carcade |
658 |
-0,8 |
3 |
|
6 |
Альфа-Лизинг |
516,8 |
90,5 |
2,4 |
|
7 |
Ураллизинг |
329,8 |
26,4 |
5,2 |
|
8 |
Интерлизинг |
41,4 |
181,3 |
2,4 |
|
9 |
Элемент Лизинг |
12,3 |
-3,4 |
2 |
|
10 |
ЛК "Сименс Финанс" |
6,5 |
- |
3,2 |
|
Грузовой транспорт |
||||
|
1 |
Альфа-Лизинг |
1149,8 |
310,7 |
5,9 |
|
2 |
Сбербанк лизинг |
890,2 |
-59,6 |
4,5 |
|
3 |
Элемент Лизинг |
929,8 |
99,9 |
2 |
|
4 |
ВТБ Лизинг |
688,3 |
-10,2 |
3 |
|
5 |
Балтийский лизинг |
344,2 |
42,7 |
5,3 |
|
6 |
РЕСО - лизинг |
244,6 |
18,7 |
н/д |
|
7 |
Ураллизинг |
139,9 |
-28 |
4,6 |
|
8 |
Интерлизинг |
43,7 |
338,3 |
5,4 |
|
9 |
Carcade |
25 |
-14,9 |
3,5 |
|
10 |
ЛК "Сименс Финанс" |
11,3 |
2 |
5,6 |
|
Ж/Д транспорт |
||||
|
1 |
Сбербанк лизинг |
1031,5 |
609,3 |
3,4 |
|
Автобусы |
||||
|
1 |
Сбербанк лизинг |
3390,6 |
125,4 |
2,1 |
|
2 |
Carcade |
143 |
1528 |
6,8 |
|
3 |
Элемент Лизинг |
58,2 |
-17,2 |
2 |
|
4 |
РЕСО - лизинг |
44,6 |
30,3 |
н/д |
|
Строительная и дорожная техника |
||||
|
1 |
Альфа-Лизинг |
302,6 |
202,2 |
10,8 |
|
2 |
ВТБ Лизинг |
286,5 |
100 |
|
|
3 |
Интерлизинг |
150,3 |
500,4 |
3,7 |
|
4 |
Балтийский лизинг |
141,5 |
-10,6 |
6,7 |
|
5 |
Ураллизинг |
48,3 |
-4,9 |
12 |
|
6 |
Сбербанк лизинг |
29,2 |
315,2 |
7,2 |
|
7 |
РЕСО - лизинг |
22,3 |
147,3 |
н/д |
|
8 |
Элемент Лизинг |
17 |
- |
1,5 |
|
9 |
ЛК "Сименс Финанс" |
6 |
-93,5 |
6 |
|
Сельхозтехника |
||||
|
1 |
Балтийский лизинг |
41 |
200 |
1,8 |
|
2 |
Сбербанк лизинг |
21,5 |
-56 |
1,9 |
|
3 |
Интерлизинг |
15,2 |
- |
3,7 |
|
4 |
ЛК "Сименс Финанс" |
6,4 |
- |
6,4 |
|
5 |
Элемент Лизинг |
4,4 |
- |
2,2 |
|
6 |
Ураллизинг |
2,9 |
53,8 |
1,4 |
|
Оборудование |
||||
|
1 |
ЛК "Сименс Финанс" |
2353,9 |
96,8 |
17,8 |
|
2 |
Балтийский лизинг |
368,2 |
0,6 |
3,7 |
|
3 |
Ураллизинг |
118,7 |
46,8 |
7,4 |
|
4 |
Сбербанк лизинг |
24,2 |
-88,6 |
8,06 |
|
5 |
Интерлизинг |
16 |
-92 |
2,6 |
|
6 |
Элемент Лизинг |
3,7 |
-32,6 |
1,8 |
|
Другая спецтехника (лесозаготовительная/добыча ископаемых,складская) |
||||
|
1 |
ЛК "Сименс Финанс" 1 |
47,4 |
- |
9,8 |
|
2 |
Сбербанк лизинг 1,2 |
25,5 |
3,2 |
3,1 |
|
3 |
Элемент Лизинг 2 |
7,6 |
- |
7,6 |
|
Недвижимость |
||||
|
1 |
Балтийский лизинг |
20 |
- |
20 |
1. Лесозаготовительная техника, 2. Техника для добычи полезных ископаемых,складская техника.
Лидеры по объему нового бизнеса в Нижнем Новгороде на конец 2019 г.
|
№ |
Компания |
Объем лизингового портфеля филиала |
|
1 |
Сбербанк лизинг |
14564,4 |
|
2 |
ЛК "Сименс Финанс" |
3160,7 |
|
3 |
ВТБ Лизинг |
1604,4 |
|
4 |
Балтийский лизинг |
1212 |
|
5 |
Альфа-Лизинг |
1140 |
|
6 |
Carcade |
833 |
|
7 |
Элемент Лизинг |
707,2 |
|
8 |
Ураллизинг |
588,3 |
|
9 |
Интерлизинг |
255,6 |
Прогнозы рынка лизинга в Нижегородской области:
Всеволод Евстигнеев, директор Волго-Вятского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг»:
— В 2019 году обострилась конкуренция на рынке лизинга. Это привело к улучшению условий для клиентов: сокращение сроков рассмотрения, снижение аванса, уменьшение годового удорожания и др. по приобретаемым в лизинг автомобилям и оборудованию. В части корпоративного лизинга расширился как перечень предприятий крупного и среднего бизнеса, пользующихся лизингом, так и ассортимент приобретаемых в лизинг основных средств.
Предприятиям пострадавших отраслей был пересмотрен график лизинговых платежей. В текущей ситуации клиентам предлагаются продукты с государственной поддержкой, в частности, лизинг с субсидией на определенные виды спецтехники в рамках Программы Минпромторга.
Проведенная ранее работа по удаленному рассмотрению заявки и электронному подписанию договоров, позволила компании обеспечить соответствующий сервис нашим клиентам в части рассмотрения и заключения договоров лизинга. Более 80% заключаемых договоров сейчас заключается электронно.
Развитие рынка лизинга будет непосредственно связано с общей экономической ситуацией в стране, проводимыми мерами стимулирования экономики со стороны государства. Можно утверждать, что лизинг с учетом его преимуществ для клиента продолжит наращивать свою долю в программах обновления основных средств предприятий и частных предпринимателей.
Евгений Татаринов, коммерческий директор ГК ВТБ Лизинг:
— В 2019 году мы отмечали увеличение интереса к лизингу у предпринимателей разного масштаба – от крупных корпораций до малого и микробизнеса. У российского бизнеса вслед за представительствами международных компаний вырос спрос на операционный лизинг.
В марте 2020 г. Лизинговый бизнес ощутил высокий спрос именно в digital-среде. ВТБ Лизинг принял на 40% больше онлайн-заявок по сравнению со средними значениями января-февраля 2020 года. В качестве приоритетного сегмента рассматриваем автолизинг. За 5 лет этот сегмент рос высокими темпами 15-30% в год, пользовался популярностью у предпринимателей. Мы видели, что деловое сообщество постепенно осознает преимущества, которые он дает. Из-за принятых мер по борьбе с пандемией в апреле и мае количество сделок на рынке резко упало, по нашим оценкам, более чем в два раза, и это не может не сказаться на итогах 2020 года. Тем не менее, мы будем продолжать фокусироваться на развитии своего продукта в автолизинге, переводя его постепенно в онлайн среду. Мы считаем, что в ситуации экономического спада и недостатка средств, необходимых для развития бизнеса, инструмент лизинга становится ещё более востребованным среди клиентов.
Спецтехника – очень перспективный сегмент в силу того, что государственное финансирование национальных проектов предполагает и строительство дорог, и улучшение городской инфраструктуры, и большие инвестиции в программу по утилизации бытовых отходов. Важно, что национальные проекты не останавливаются. В январе-марте на их реализацию было потрачено 16% от годового плана. И пока решений о пересмотре в Минфине нет.
Сергей Пережогин, директор филиала ЛК «Европлан» в г. Нижний Новгород:
— Первое полугодие 2020 года связано с пандемией короновируса: на первый план вышла готовность лизинговой компании работать в дистанционном режиме и оказывать услуги онлайн. Компания «Европлан» по всей России перешла на дистанционный режим быстро, на 100% с учетом всех требований местных властей в регионах. IT-инфраструктура была готова к этому.
Мы развиваем дистанционные сервисы - они удобны для клиентов, помогают экономить время, гарантируют отсутствие ошибок в документах и качественное выполнение работ. Компания регулярно выводит на рынок новые автоуслуги, которые можно получить дистанционно.
Результаты первого полугодия 2020 г. показывают рост. В июне-июле 2020 «Европлан» вышел на докризисные объемы оформления лизинговых сделок. При этом рост во многомсвязан с отложенным спросом и ситуация продолжает во многом оставаться неопределенной.
Важным фактором устойчивости нашей компании является качественный портфель.Мы отметили, что большинство клиентов, даже те, кто обратился с запросом на снижение финансовой нагрузки, продолжили платить по графику. При этом в компании были значительно смягчены условия лизинга: аванс был снижен до 0% для легкового транспорта и LCV и до 10% для грузового транспорта. Даже в самое трудное время мы продолжали наши маркетинговые акции и держали цены. Так компания и будет развивать дальше.
Ничепуренко Нина, директор представительства ЛК "Сименс Финанс", г. Нижний Новгород
— 2019 год был очень активным в части различных инвестиционных программ у компаний всех отраслей промышленности. Разрабатывались крупные долгосрочные проекты, требующие длинных сроков и низких авансов. Конкуренция по таким проектам была очень большой, при этом не все ЛК смогли профинансировать сложное оборудование на длительные сроки (5-7-10 лет) с авансами от 10% как требовалось клиентам. При этом наблюдалась устойчивая тенденция снижения стоимости финансирования транспорта, спецтехники и ликвидного оборудования.
В перспективе в 2020-2021 гг. компании будут откладывать (или уже отложили) крупные инвестиционные проекты до стабилизации ситуации. На рынке лизинга с большой долей вероятности будет наблюдаться значительное снижение объемов финансирования. При этом ожидается усиление конкуренции в сегменте мелких и средних сделок.
Алексей Козин, директор Филиала "Балтийский лизинг" в Нижнем Новгороде:
— В самом начале пандемии компания "Балтийский лизинг" направила ресурсы на организацию рабочего процесса online, с переводом компании в режим удаленной работы мы справились всего за неделю. Мы оценили преимущества заключения сделок в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), и вскоре в список приоритетных целей компании вошла задача по вовлечению большего числа клиентов и партнеров в систему ЭДО. Для этого разработали и запустили специальное предложение, в рамках которого для клиентов, заключающих электронные сделки, ставка по договору будет снижена. Кроме того, для тех своих клиентов, которые пострадали от пандемии, мы предусмотрели два варианта поддержки: кому-то мы дали отсрочку, для кого-то реструктуризировали платежи. Все эти заявки мы отрабатывали в индивидуальном порядке.
С учетом того, что прогнозировать восстановление и развитие экономики на сегодняшний день нереально, могу сказать только одно: в наиболее выигрышном положении окажутся компании с гибкой стратегией, способные в короткие сроки перестроить бизнес-процессы таким образом, чтобы они соответствовали и запросам клиентов, и постоянно меняющейся обстановке.
Лыбин Василий, директор филиала Ураллизинг в Нижнем Новгороде:
— В 2019 г. многие лизинговые компании расширили свое присутствие, возросла конкуренция, стали предлагать выгодные и интересные предложения для клиентов.
Мы перешли на удаленный режим работы, разработали и внедрили сервис - личный кабинет клиента, в котором без звонков и ожиданий можно получить доступ к информации в два клика и сделать расчеты по лизину.
Даже на фоне всех негативных факторов, доступность и популярность лизинговых услуг продолжает расти. Поскольку у бизнеса всегда будет потребность в обновлении и расширении автопарка, компании будут выбирать лизинг как оптимальный механизм для развития бизнеса. Мы всегда выбираем самый оптимистичный подход! В 2020 г. мы рассчитываем сохранить свои позиции на рынке.
Малов Сергей, директор филиала РЕСО – лизинг в Нижнем Новгороде:
— Уже несколько лет подряд основным драйвером лизинговой отрасли выступает автолизинг. Рост автолизинга в сегменте малого и среднего бизнеса обусловлен экономическими выгодами для лизингополучателей. Быстрота принятия решения по одобрению сделки способствовала притоку новых клиентов, которые переориентировались с кредитных продуктов. Специальные продукты «РЕСО-Лизинг» удовлетворяют потребности лизингополучателей благодаря своей гибкости и прозрачности. Возможностью частично-досрочного погашения, выкупа предмета лизинга на физическое лицо.
Реалии 2020 года не позволяют спрогнозировать развитие ситуации на рынке лизинговых услуг в регионе. Мы не можем спрогнозировать развитие пандемии, которая, в свою очередь, сильно влияет на бизнес и финансовое состояние потенциальных лизингополучателей.
Татьяна Антипова, директор по стратегии и внешним коммуникациям АО "Росагролизинг":
— Для того, чтобы спрогнозировать краткосрочную перспективу аграрного лизинга нужно понимать, что дефицит техники никуда не пропал (а значит и емкость рынка осталась прежней). Поэтому "среднегодовые" темпы сильно не изменятся – в период пандемии мы существенно нарастили свою долю, во второй половине восстановятся объемы других игроков сегмента. Лизинг по-прежнему будет важной важным инструментом обновления парка техники и оборудования, поэтому значительных изменений в период конца 2020 и начала 2021 года мы не прогнозируем.
Если говорить в целом о рынке лизинга, то тут мы тоже прогнозируем тренд на восстановление, но особенно заметно это будет в сегментах, где есть меры государственной поддержки, например, субсидии на оплату лизинговых платежей будут выплачиваться пассажирским компаниям для восстановления и превышения показателей пригородных железнодорожных перевозок прошлого года; вводится субсидия в размере до 25% стоимости транспортного средства, приобретаемого по программе "Доступная аренда" Минпромторга, а также для каршеринговых компаний.






