«Говорите ребенку, что деньги — не главное? Когда он станет взрослым, у него так и будет»
«Донесите до детей, что деньги — это ваши наемные сотрудники, которые работают на вас, когда вы отдыхаете. И только вы отвечаете за то, насколько качественно они это делают».
Управляющий директор агентства недвижимости «Монолит» Алексей Козлов, воспитывающий троих детей, в колонке для NN.DK.RU рассказал, почему важно с самого раннего возраста развивать в ребенке финансовый интеллект.
— На мой взгляд, сегодня просто необходимо учить ребенка правильному отношению к деньгам. И уж точно родителям в 21 веке стоит избегать фраз, что деньги не главное. Если так говорить, то у ребенка, когда он станет взрослым так и будет.
Теперь про то, чему учить. Как бы это странно ни звучало — основам бухгалтерского учета, целеполаганию, принципам формирования стартового капитала, тому, как работает сложный процент, и принципам инвестирования.
Основы бухгалтерского учета пригодятся для понимания того, как деньги отражаются в строках активов, пассивов, доходов и расходов. Здесь же объяснение понятий актива и пассива.
Формирование стартового капитала. У ребенка, на мой взгляд, должны быть карманные деньги. И принципиально важно, чтобы за часть из них он не отчитывался. Ведь если ему придется постоянно спрашивать у родителей разрешения на траты, как-то их оправдывать, он так и не ощутит, что у него есть свои деньги, не поймет связанную с этим фактом ответственность.
Беспокоитесь, что деньги пропадут зря? Как вариант, можно предложить ребенку во что-то их инвестировать. Я, например, говорю так: «Давай, я займу у тебя сейчас твои 1000 руб., а потом верну с процентами через две недели?».
Что еще мы, как родители, можем сделать, для объяснения ребенку «копить — лучше, чем тратить»? Я лично стараюсь ставить детей перед выбором получить желаемое прямо сейчас или подождать некоторое время и получить чуть больше. Хвалю их, если выбирают второй вариант. Например, когда ребенок в магазине говорит «мне нужны джинсы», предлагаю ему альтернативу: купить их на следующей неделе, а вместе с ними — еще и рубашку, так как тогда у папы будет больше средств. Воспитываю у него картину мира «плохо сейчас — хорошо потом». Трюк простой, но он очень сильно развивает и позволит в будущем тому, кто обладает таким мышлением, стать много успешнее сверстников. Так как давно доказано, что те люди, которые готовы жертвовать сегодняшним днем ради лучшего будущего в разы эффективнее противоположного типа людей.
Теперь про сложный процент. Это не так сложно, как кажется. Это доход на стартовый капитал в степени «n», при условии неизъятия базового капитала, а также процентов и где «n» — это количество циклов или периодов инвестирования. Теперь проще: если вы вложите один млн руб. со ставкой капитализации 10% годовых, то через 53 года у вас будет уже 156 млн руб. А если увеличить ставку доходности до 15%, то при том же стартовом капитале через 53 года он вырастет до более чем 1,5 млрд руб. Тогда в течение всей жизни необходимо искать активы, которые дают такую доходность. А они есть. И второе, чтобы ни случилось, никогда не забирать деньги из этого фонда. Ключевое слово: никогда.
Принцип инвестирования отражает, прежде всего, отношение ребенка к риску и расширение области решений в этой сфере. Привлекайте к совместному расчету альтернативной доходности. Как пример, спрашивайте у него, что лучше: купить коммерческую недвижимость, которая приносит определенный доход в месяц или новостройку, или акции. Вместе посчитайте.
И далее гарантируйте, что после этого возьмете его в долю от прибыли от выбранного решения. А в такие игры дети очень любят играть, как и взрослые.
В дополнение постоянно рассказывайте, как работает бизнес, каким образом там формируется прибыль, что получает собственник и акционеры. Приводите в пример кейсы известных предпринимателей. К примеру, я одного из детей подписал на страницы Олега Торбосова, Аяза Шабутдинова. Обращал неоднократно его внимание на историю Илона Маска. Обсуждаю и то, как и какие решения принимают успешные люди, ведь их логика часто отличается от большинства людей. Ну и конечно, если вы сами — предприниматель — дети будут копировать вас, так что считаю, что стоит нам самим быть примером для подрастающего поколения.
Самое важное, что ребенок должен усвоить, это то, что деньги — это не что-то метафорическое или абстрактное. Это инструмент, с помощью которого вы получаете возможность заниматься любимым делом, тем, что вам нравится, независимо от внешних обстоятельств.
Деньги — это ваши наемные сотрудники, которые работают на вас, когда вы отдыхаете. И только вы отвечаете за то, насколько качественно они это делают.
И самое сложное во всем этом обучении, по моему опыту, добиться не только ментального понимания проблемы, но и эмоционального. Ведь чтобы понять, как применять все эти формулы в жизни, надо стать другим человеком эмоционально. Не все готовы себя перестраивать, обуздать свое внутреннее эго. Мозг первым делом рассматривает безопасные сценарии развития события и отдает им приоритет. Ты думаешь: нет, незачем это делать, это же рискованно. Лучше не думать ни о каких инвестициях, а потратить деньги на любимый бургер и порадовать себя. Научить с этим справляться для ребенка сложно, но необходимо.
Увы, сегодня всему этому вынуждены учить детей родители. В классической общеобразовательной школе такое не преподают. Почему? Мне кажется, что проблема в системе образования. В том числе в ее консервативности, хотя согласитесь, нелогично. Ведь система образования должна быть на передовой и внедрять самые современные практики и чувствовать, что необходимо сейчас обществу и бизнесу. А происходит наоборот. И дети остаются без необходимых для современной жизни знаний.