«Это четвертый кризис на моей памяти. Он сложнее, но и из него найдем выход»

Алексей Малышев
Алексей Малышев. Иллюстрация: из личного архива

Генеральный директор компании «Сонет» Алексей Малышев — о самых востребованных IT-решениях, перестройке бизнес-процессов, разумной экономии и будущем IT-отрасли.

Федеральный системный интегратор «Сонет» вошел в топ-100 крупнейших IT-компаний России по объему выручки, увеличив этот показатель на 30% в 2019 г. При этом компания оказалась единственным системным интегратором из Нижнего Новгорода, вошедшим в список крупнейших поставщиков IT для промышленных предприятий. В то же время нынешний кризис отразился на всех сферах, не обойдя стороной и IT. NN.DK.RU поговорил с генеральным директором «Сонет» Алексеем Малышевым о том, куда движется отрасль, и с какими сложностями столкнулась компания.

Существовало общее мнение, что коронакризис затронул IT-сферу в меньшей степени. Однако президент в своем обращении озвучил и меры поддержки и для этой отрасли. Все-таки, как на самом деле обстоят дела в IT?

— Каждая отрасль столкнулась со своими трудностями. В целом обстановку сложно назвать благоприятной. Мы, например, работаем в сегменте B2B. И, конечно, IT-отрасль чувствуется себя так же, как и экономика России в целом. Если ВВП падает, значит и спрос на IT падает.

Спрос есть лишь там, где есть необходимые средства на IT, возможность компаний инвестировать в свое развитие. IT-решения используются в глобальных процессах: оптимизации, повышении продуктивности, а также надежности и безопасности. Чем больше компания автоматизируется, тем важнее становится надежность IT-инфраструктуры.

IT-проекты — это проекты для развития. А сейчас все-таки многие компании находятся в режиме энергосбережения, так скажем. Как это влияет на работу компаний-системных интеграторов?

— В сегменте малого бизнеса спрос практически остановился, и реализуются только инцидентные потребности: что-то сломалось, нужно заменить. Средний бизнес в состоянии неопределенности замораживает или пересматривает свои инвестиционные проекты — оставляют только то, что является жизненно необходимым.

Деньги на IT остались только у крупных федеральных компаний, госкорпораций и национальных проектов. Но даже гиганты пересматривают каждую свою инвестицию, внимательно изучают проекты на предмет того, насколько они актуальны в новой реальности, насколько быстрый и ощутимый эффект можно получить от их реализации. И, наверное, это правильно.

А что сейчас компании относят к таким, жизненно важным проектам?

— В условиях спада экономики компании еще больше внимания уделяют разного рода оптимизации: потребления ресурсов, фонда оплаты труда. Все это невозможно без качественного учета. Если заказчики видят, что внедрение IT приводит к экономии, то проекты будут реализованы, несмотря на непростые времена.

Большое внимание стало уделяться эффективности сотрудников, растет спрос на системы управления персоналом, которые контролируют присутствие сотрудника на удаленном рабочем месте.

Так или иначе, чтобы компания оставалась на плаву, развивалась вместе с рынком, ей требуется определенная реорганизация. Что у вас произошло?

— Системная интеграция — это не только решения в части IT-инфраструктуры, но и в части инженерных систем, зданий и сооружений, технологических линий. Однако строительный комплекс и работы на объектах капитального строительства были приостановлены. И значительная часть наших сотрудников, которая занималась этими функциями, осталась без работы.

К счастью, у ряда наших сотрудников за предыдущие годы было накоплено большое количество неотгуленных отпусков, и мы смогли отправить их в оплачиваемый отпуск. Но часть штата пришлось оптимизировать, поскольку в ближайшее время, увы, задач для них не будет.

С апреля также был заморожен подбор нового персонала. И совсем недавно мы его возобновили. Мы начинаем подбор на вакансии, которые будут востребованы, под которые мы видим проекты и контракты в ближайшем будущем.

В прошлом году «Сонет» отметил 20 лет, это четвертый кризис на моей памяти. Из всех мы выходили и достигали новых рекордов по финансовым результатам. Данный кризис — один из самых непростых по многим причинам, но я уверен, что мы найдем выход и из него.

Какие выводы вы сами для себя сделали как собственник и предприниматель?

— В апреле я поработал по совместительству на должности финансового контролера, и меня неприятно удивил большой объем неэффективных расходов. Такой простой пример: «мертвые» мобильные телефоны на корпоративном тарифе. По отдельным платежам это где-то сто, где-то тысяча рублей, но в сумме эти расходы составляют сотни тысяч рублей. Совокупно в апреле я смог на постоянных издержках сэкономить 200-300 тыс. руб.

Я продолжаю работать финансовым контролером, и каждый платеж утверждаю лично. Это позволило мне увидеть неэффективных руководителей, или тех, кто относился к учету и контролю внутренних расходов невнимательно. Мы, предприниматели, обычно контролируем самые крупные статьи затрат и можем быть уверены, что в них все нормально, но по мелочи очень много средств тратится бесполезно. Это стало для меня неприятным открытием.

Что нового во взаимоотношениях и подходах вы для себя узнали?

— Мы также провели аудит наших внутренних процессов. Предприниматели, опять же, больше концентрируются на коммуникации с заказчиками. И многие отделы в управляющей компании — юристы, финансисты, маркетинг, HR, бухгалтерия — «заболачиваются» без должного внимания, возникают «паразитные» процессы, которые не приводят к развитию компании и получению финансовых результатов. Никого не хочу обидеть, но всем предпринимателям советовал бы обратить внимание на свои финансовые и юридические службы. Иногда процесс согласования создается для самого процесса согласования, а не для того чтобы облегчить работу. В процессе разбора ошибок мы смогли эти процессы упростить и сделать более удобными.

То есть вам пришлось перейти к оперативному управлению, взять финансовый контроль на себя. Долго вы планируете продолжать эту практику?

— Думаю, что еще пару месяцев. Цель моей вовлеченности в текучку в том, чтобы все внутренние процессы были ориентированы именно на внутреннего клиента, чтобы их можно было передать в управление людям, которые будут их контролировать качественно, со смыслом и пользой.

Вы говорили, что сначала сократили часть сотрудников, а теперь снова ведете набор. Что произошло?

— Несмотря на высокую степень неопределенности, которая царит в нашей стране и экономике, мы видим, что большое количество заказчиков начинает формировать понятные для нас потребности и бюджеты для их реализации.

Мы также понимаем, что ближайшее время для нас будет горячим, поскольку появится отложенный спрос, на который нам нужно будет адекватно реагировать: быстро, качественно, экспертно. А для этого нужны профессиональные, обученные сотрудники.

Вероятно, загрузка изменится с точки зрения компетенций, востребованных на рынке. Думаю, в недалеком будущем мы восстановим свою численность, но состав будет немного другой по профессиям и экспертизе.

На чем бы вы посоветовали сосредоточиться вашим клиентам?

— Если говорить о крупнейших предприятиях и госкорпорациях, то они фактически идут по своему плану, пусть с некоторыми сбоями, связанными с организационными трудностями и удаленной работой. У них есть глобальные планы по оптимизации и цифровизации. Тут мне сложно им что-то рекомендовать.

Среднему бизнесу я бы посоветовал сосредоточиться на оптимизации всего потребления и автоматизации бизнес-процессов, что позволит сократить фонд оплаты труда. Автоматизация — важнейший драйвер для эффективной работы компании. На основании этой оптимизации уже можно принимать решение о замене того или иного оборудования, тех или иных сотрудников, об изменении организационной структуры.

Важный момент: при цифровизации компании необходимо иметь качественную инженерную и IT-инфраструктуру, чтобы те данные, которые вы каждый день собираете, храните и анализируете, никуда не исчезли и были доступны в любое время.

Тут мы как интегратор чувствуем себя уверенно, потому что в текущей ситуации я не вижу другого способа для развития компаний заказчиков, кроме как повышать свою эффективность, в первую очередь, через цифровизацию.

А как вы перестроили свои процессы в продажах?

— Продажи у нас всегда были реализованы через встречи. И в апреле ситуация с коронавирусом заставила нас полностью отказаться от личных встреч и перейти на телекоммуникационные способы взаимодействия. Это психологически и эмоционально было непросто и для нас, и для наших заказчиков.

Но есть и свои плюсы. Если до кризиса мы работали только там, где есть наши офисы (московский и нижегородскоий регионы), то с начала года география продаж существенно расширилась — от Мурманска до Дальнего Востока. Теперь неважно, откуда ты выходишь на связь с заказчиком, важно, есть ли у тебя интересное предложение.

Конечно, онлайн-переговоры — это подпорки, костыли взамен утраченной возможности общаться лично. Возможно, в будущем встречи будут выстраиваться комбинированно, но, конечно, первые и финальные переговоры всегда удобнее и приятнее проводить лично, видя глаза и реакцию собеседника.

Какие выводы вы лично для себя сделали в этот период?

— Самый неприятный вывод во всем этом — состояние неопределенности сохраняется, и нас ждут еще сложные месяцы. Во втором квартале года будет самое большое снижение ВВП.

Однако ситуация неоднородна, даже в рамках одной отрасли эффективные компании проходят кризис более спокойно, неэффективные — теряют больше, чем в среднем по рынку. Поэтому результат каждой компании в своей отрасли сильно будет зависеть от того, насколько лидеры и топ-менеджмент эффективны, насколько мобилизована и сплочена команда, насколько она понимает важность каждого контракта, каждого заказчика, каждой своей работы. И насколько люди готовы отвечать за качество своей работы своим именем и репутаций.

Я ожидаю, что наша компания пройдет этот год с небольшим падением к прошлому году, но надеюсь, что оно будет незначительным.

А в вашем распорядке дня, организации свободного времени что-то за это время изменилось?

— В моей семье есть школьники, и последние месяцы учебного года были крайне тяжелыми. Большое спасибо моей супруге, которая в большей степени взяла эту нагрузку на себя.

Весь апрель мы провели в жесткой самоизоляции: работа-дом-работа. И мне очень сильно стало не хватать спорта и движения. В конце концов, я плюнул на все и пошел учиться кататься на роликовых коньках. Тренировки были пять дней в неделю, и я достиг определенных успехов, смог скинуть четыре лишних килограмма. Это был для меня новый опыт, организм требовал чего-то еще, кроме дома и работы.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.