«Ручной труд пока дешевле робота. Но робот не ошибается, не пьет, не болеет и не устает»
«В случае покупки сервиса робоячейки, вы можете работать на стотысячных роботах, но не покупать их, а платить за час действия. Качество изделия будет как у робота, а затраты — в разы меньше».
Основатель Национальной Ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), Национальной Ассоциации участников рынка промышленного интернета (интернета вещей), а также спикер IX Ежегодного бизнес-форума «Будущее региона» Виталий Недельский рассказал NN.DK.RU о том, как растет рынок сервисных роботов и где механизмы будут выгоднее человека.
— Первая ассоциация, которая появляется у человека после того как он слышит слово «робот» — устройство, похожее на человечка, такое, как в фантастических фильмах и мультфильмах. А между тем, вселенная сервисных роботов растет на наших глазах.
«Кто работал с роботом-хирургом, тот скальпель в руки не возьмет»
Рынок сервисных роботов растет на 30% в год. То есть, он удваивается каждые три года. А это — экспоненциальный рост.
Люди находят ниши, где труд становится либо дорог, либо опасен — от тушения пожаров, до ликвидации последствий промышленных аварий. Применимо это и в случае, если процессы повторяются. Например, в медицине. Медицинские роботы с мощными микроскопами и тонкими инструментами позволяют на порядок снизить количество ошибок и летальных исходов.
Как мне сказал один из знакомых хирургов: «Кто с “da Vinci” (один из самых распространенных роботов-хирургов в мире) работал, тот уже скальпель в руки не возьмет».
Плотность компаний на рынке в России меньше, чем на Западе
В России существует несколько сотен компаний, которые занимаются производством роботов для бизнеса. Конечно, их плотность на рынке меньше, чем в более развитых технологически странах: США, Южной Корее, Японии, Германии и в Израиле. Это объясняется ещё и тем, что экосистема стартапов в России не очень развита.
Но есть несколько ярких кейсов. Например, «Promobot» из Перми — сервисные роботы для проведения промоакций, общения с клиентами. Недавно их «научили» еще и измерять температуру человека, а также дезинфицировать помещения. Подобное решение предложили и в «Сбербанке» — робот на колесах с обеззараживающими воздух ультрафиолетовыми лампами. Есть роботы, которые позволяют мониторить состояние электросетей на обширных территориях. И они работают эффективнее, чем ремонтная бригада.
Все-таки в России хорошая инженерная школа, хорошие программисты. Роботы — это ведь не только «железо», но и «мозги».
Часть компаний, которые работают на этом рынке, выходят на экспорт: в США, в страны Персидского залива. Другие — смотрят на то, какие решения есть в других странах, и копируют их. В конце концов, когда ещё в регионы доберутся зарубежные игроки?
Бизнес сравнивает затраты
Если говорить о применении роботов бизнесе, то предприниматели всегда сравнивают затраты со стоимостью труда человека.
Особенность нашей страны в том, что, в среднем, стоимость труда в России низкая. Она выше, чем в Бангладеш и в Индии, но уже ниже, чем в Китае. Поэтому, в большинстве случаев, ручной труд человека оказывается дешевле работы робота. Особенно, если этот человек готов трудиться за очень маленькие деньги. В то же время, за робота не надо платить налоги, покупать ему рабочую одежду, и обустраивать рабочее место. Робот не ошибается, не пьет, не болеет и не устает.
Кроме того, всегда есть опасные работы или работы, которые лучше выполняют роботы. Например, в автопроме машины красят с помощью роботов-манипуляторов, сварочные операции также делают роботы.
В последнее время в России развивается модель «роботы как сервис», робоячейки (например, компания Abagy). Такие ячейки очень быстро способны сканировать необходимые детали и могут перепрограммироваться на новое изделие сами за счет специального софта.
Также хорошо развивается коллаборативная работотехника или коботы. Они дешевле, чем манипуляторы, за счет того, что им не нужна сверхвысокая точность, они действуют как руки людей. Грубо говоря, коллаборативный робот может стоить $1000-2000, в то время как промышленный — $100 000: $30 000 сам манипулятор, плюс интеграция, плюс программирование…
В случае покупки сервиса робоячейки вы можете работать на стотысячных роботах, но не покупать их, а платить за час действия. И это будет обходиться значительно дешевле. Вы сможете получить качество работы как у робота, но, при этом — платить вы будете даже меньше, чем человеку.
Возьмем, например, сварочные работы. Робот сделает шов без ошибок, свойственных человеку. Кроме того, сварщики, сами по себе — дефицитные специалисты. Если у компании резко увеличилось число заказов, она не сможет так же резко увеличить число сварщиков.
В этом смысле, возможности использования робототехники в бизнесе, даже в малом, расширяются. Просто мало кто этим интересуется. Пока петух не клюнет… А вот как только наступает кризис, маржа уходит в отрицательную зону, все начинают думать, как уменьшить расходы и не потерять качество работы. И тут роботы могут помочь.
***
Издание «Деловой квартал» проводит IX Ежегодный бизнес-форум «Будущее региона». Одна из сессий, «Будущее региона: искусственный интеллект в действии», будет посвящена новым технологиям. 30 июня федеральные и региональные эксперты обсудят, как разработки меняют бизнес, города и процессы управления.