«Люди не тратили в самоизоляции, нас ждет отложенный спрос. И это возможность заработать»
«Наши потребители воспринимают коронакризис менее серьезно, чем в других странах. Возможно, у россиян в этой области есть определенный иммунитет». Гости прямого эфира DK — о перспективах для бизнеса.
Есть ли бизнес после самоизоляции? Так мы поставили вопрос перед спикерами очередного онлайна «Делового квартала». В прямом эфире наши гости рассказали о том, какие сферы быстрее всего восстановятся после коронакризиса, как чувствует себя бизнес, и что нужно сделать прямо сейчас, чтобы дело жизни не прогорело.
«Надо действовать быстро, эффективно и жестко»
С одной стороны, многие сегодня потеряли работу и остались практически без средств. С другой, есть большое количество людей, которые работают удаленно из дома. У них есть возможность сформировать подушку ликвидности, потому что деньги особо тратить некуда. Кажется, что в ближайшие пару месяцев, когда люди выйдут из домов, будет отложенный спрос. Это хорошая возможность заработать для предпринимателей, — считает директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев.
Он также обратил внимание, что для формирования привычки нужен 21 день, и многие наши сегодняшние предпочтения мы возьмем в жизнь после окончания режима самоизоляции.
В то же время, по словам Сергея Негодяева, сокращение спроса вызвало снижение производства и проблемы и с поставщиками производительных компаний, и с цепочками поставок. По данным McKinsey, снижение промышленного производства составило от 4 до 12%.
Сейчас важно очень быстро двигаться и не бояться рисковать. Старые цепочки поставок разрушены, что-то перестраивается. Прямо сейчас можно занять свою нишу там, где что-то плохо делается поставщиками или цепочка сломана. В другое время это было невозможно. И уже через полгода такой возможности не будет, — рассказал Сергей Негодяев.
Он дал предпринимателям следующие рекомендации:
1. Аккуратно работать с клиентами в части уточнения их задач и болей.
2. Повысить уровень планирования и управляемости.
3. Стараться брать деньги с клиентов быстрее, а поставщикам платить дольше.
4. Так, где растет ниша, — нужно искать инвесторов. Прямо сейчас они готовы в это вкладывать.
«Сейчас не время полумер. Надо действовать быстро, эффективно и жестко», — подытожил Сергей Негодяев.
Как трансформируется бизнес?
Заместитель начальника Управления по работе с МСБ банка «Центр-инвест» Мария Христолюбова рассказала о том, как бизнес трансформируется в условиях дистанционной экономики.
Основной вектор банка «Центр-инвест» — это работа с малым бизнесом. Мы провели глобальное исследование, к которому привлекли предпринимателей и клиентов банка. Было опрошено более 400 респондентов из 20 различных отраслей экономики. Мы попросили их посмотреть на свой бизнес со стороны, проанализировать его и определить текущее состояние, — сообщила представитель банка.
По ее словам, большая часть респондентов заявила о сокращении основных финансовых показателей в краткосрочной перспективе. Однако на долгосрочную перспективу предприниматели смотрят с оптимизмом: они планируют занимать новые ниши и рынки, а также увеличить выручку и маржинальность.
«Отвечая на вопрос о производственном капитале, большинство предпринимателей отдали голоса за приобретение оборудования, машин, зданий, сооружений и земли. Источниками инвестиций больше половины респондентов считает собственные и кредитные средства, но по истечении 3-5 лет, этот тренд меняется в сторону венчурных фондов, портфельных инвесторов и так далее», — добавила Мария Христолюбова.
Результатом этого исследования стала специальная программа для поддержки малого бизнеса «Трансформация бизнеса». По ней можно получить кредит 1 млн руб. на затраты, связанные с цифровизацией и переходом на онлайн-торговлю, без залогов и поручительства. Решение банк принимает за один день.
Выводим компанию из кризиса
Своим опытом по выходу из кризисной ситуации поделилась директор департамента развития компании-производителя мебели для ванных комнат Velvex Юлия Кузнецова.
Российские потребители воспринимают коронакризис менее серьезно, чем жители других стран. Наверное, дело в том, что мы часто сталкиваемся с кризисами и проблемами. У россиян в этой области есть определенный иммунитет. При этом большинство все-таки пессимистично оценивает российскую экономику, — отметила спикер.
Как рассказала Юлия Кузнецова, компания Velvex в этот кризис столкнулась с ростом спроса на первом этапе самоизоляции, замедлением спроса по мере того, как люди начали понимать, что ситуация с коронавирусом серьезная, и последующим падением.
«Сейчас мы развиваем онлайн-продажи через интернет-магазин. Нашему производству дали возможность работать и принимать заказы. Но, конечно, когда произошел рост курса доллара и евро, мы столкнулись с удорожанием европейских материалов. Сейчас мы будем менять их на российские аналоги. В этом плане для российских производителей есть возможность роста», – подчеркнула она.