«Люди вряд ли будут массово ходить в рестораны и спортклубы. Бизнесу придется меняться»
«Неофициальный сектор в очень сложной ситуации. Ничего нельзя поделать, если нет ОКВЭД или предприниматели не обращали внимания, есть они в реестре МСП или нет».
Бизнесу нелегко работать в текущей кризисной ситуации, вызванной коронавирусом. Нужно сохранить команду, переформатировать деятельность и удержаться на плаву, не накопив долгов. В День предпринимателя, 26 мая, «Деловой квартал – Нижний Новгород» поговорил с заместителем губернатора Андреем Саносяном о мерах поддержки для предпринимателей, этапах снятия ограничений, розничной торговле и салонах красоты.
Предприниматели — это настоящие герои. Они рискуют деньгами, многие работают в ноль, лишь бы сохранить коллектив, кто-то вообще был вынужден продавать свое имущество, чтобы выплатить зарплаты. Эти люди принимают ответственность не только за себя и свои семьи, но и за своих сотрудников. Так способны поступить только настоящие лидеры, — заявил замгубернатора.
Андрей Григорьевич, давайте подведем итоги этих двух месяцев работы в новых условиях. Какие главные тенденции и события вы можете отметить?
— Экономика впервые столкнулась с таким вызовом. Этот кризис нельзя сравнить ни с ситуацией 2014 года, ни с 2008-м. Прошлые рецессии были вызваны политическими и экономическими причинами, а сегодняшний кризис — бактериологический.
Даже если бы мы открыли все предприятия, люди вряд ли бы массово стали ходить в рестораны, спортивные клубы и так далее. Восприятие уже изменилось, потребители психологически не готовы. Очень многие бизнесы, скорее всего, будут вынуждены трансформироваться. Если не менять сферу и направления деятельности, то придется изменить подходы.
Второй важный момент, который хотелось бы отметить: сейчас необходимо работать со всей цепочкой предприятий. То есть можно открыть производство, но если где-то не функционирует одно звено его цепочки, то это скажется на всех процессах. Так, например, произошло с одним из промпредприятий: завод возобновил работу, но его поставщик в другом субъекте не работал.
Немаловажная тенденция, что неофициальный сектор в очень сложной ситуации. У многих предпринимателей не те ОКВЭД, либо их нет, нет данных о средней зарплате и т.д. Этим людям приходится тяжело.
Да, есть случаи, когда я мог помочь: организовать прием документов, внести в список дополнительный ОКВЭД — эти вопросы решаемы. А есть ситуации, когда ничего нельзя поделать: нет ОКВЭД, предприниматели не обращали внимания, есть они в реестре МСП или нет.
И государство, и сам бизнес поняли, что в нынешнем кризисе все сложнее, чем казалось. Думаю, мы все сделаем выводы.
Если говорить о плюсах, то, наверное, все мы намного лучше друг друга узнали, стали проще и плотнее общаться.
Это дискуссионный вопрос, кому сейчас тяжелее… С началом пандемии у серого сектора была возможность снизить затраты, уволив или распустив сотрудников. А есть те, кто работал честно, и не попал под программу поддержки.
— Это две истории, их надо разделять. Есть так называемые «надомники», которые полностью в серой зоне, а есть предприниматели, которые не обращали внимание на свой ОКВЭД или регистрацию в реестре МСП.
Особенно много тех, кто работает «в серую» в бьюти-индустрии. Этим вопросом сейчас занимаются.
В первую неделю ограничений вышел из подъезда, у меня объявление на двери: «Я Маша, живу там-то. Ногти, брови, волосы — все ко мне». Люди сориентировались мгновенно. Зачастую, такую подпольную деятельность ведут те, кто работает в салонах красоты. Причем, думаю, что еще и инструмент используют рабочий.
И есть предприниматели, честные, но в силу определенных обстоятельств они работали, как работалось. Например, не обращали внимания, что их убрали из реестра МСП.
У регионального правительства есть полномочия снизить налог по УСН до 1%. По этому пути, например, уже пошла Кировская область. Планируется ли пойти на такие меры в Нижегородской области?
— Изначально мы отметили пять основных расходов бизнеса: ЖКХ, налоги, оплата труда, аренда и кредиты. И по каждому из этих пунктов были приняты определенные решения. При этом на уровне региона мы поддерживаем не только пострадавшие отрасли.
Что касается снижения налогов, мы рассматривали две схемы: снижение УСН и снижение налога на имущество. Это решение обсуждается, в том числе с депутатским корпусом. Но здесь нужно учитывать нагрузку на бюджет. Наш регион один из немногих в стране, где помимо федеральной бизнесу была предложена и региональная поддержка.
Предлагаю поговорить об индустрии красоты, раз уж вы затронули эту тему. Расскажите, по какому принципу открываются салоны. Сколько салонов сообщили о готовности установить камеры?
— Решение об открытие предприятий принимается на основании эпидобстановки. Руководство региона согласовывает свое решение о переходе на тот или иной этап с федеральным Роспотребнадзором.
Что касается камер, то сейчас из 1600 салонов заявки подали 200. Было принято решение в стопроцентном объеме субсидировать расходы на приобретение и установку камер.
Непросто складывается ситуация и в рознице. На первом этапе было разрешено открывать магазины площадью до 400 кв. м с отдельным входом, но открылись и некоторые магазины в торговых центрах.
— Да, на первом этапе разрешено открывать магазины площадью до 400 кв. м, на втором — до 800. Действительно, есть нарушения, с предприятиями сейчас ведется работа.
При этом не нужно сбрасывать со счетов тот факт, что системообразующие предприятия могут продолжать работу на законных основаниях. Например, многие спортивные магазины функционируют по-разному: те, кто попал в список системообразующих, работают в стандартном режиме, те, кто нет, — только на доставку и на вынос.
На втором этапе снятия режима ограничений предварительно планируем открыть фитнес-клубы. Массажные салоны, бани и так далее — нет, поскольку риск распространения коронавируса в таких местах велик.
Какие вы для себя лично сделали выводы из этой ситуации? Какими наблюдениями и выводами можете поделиться?
— Предприниматели — это настоящие герои. Они рискуют деньгами, многие работают в ноль, лишь бы сохранить коллектив, кто-то вообще был вынужден продавать свое имущество, чтобы выплатить зарплаты. Эти люди принимают ответственность не только за себя и свои семьи, но и за своих сотрудников. Так способны поступить только настоящие лидеры.
Мое личное знакомство с направлением, которое я сейчас курирую, было стремительным. Не успел приступить к работе, как уже перезнакомился со всеми.
Я уверен, что как только мы пройдем эту историю, также вместе будем работать над развитием.