Меню

"Значительное ослабление фунта стерлингов продолжится", - Наталия Орлова, Альфа-Банк

51,9% жителей Великобритании проголосовали за выход из ЕС, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подал в отставку. Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова пояснила, что это значит.

Наталия Орлова, Альфа-Банк:

Голосование за выход из ЕС в Великобритании означает, что теперь Шотландия может либо последовать за этим решением и в составе Великобритании выйти из ЕС, либо объявить референдум по поводу своей независимости. Опросы, проведенные недавно в Шотландии, показали, что в случае выхода Великобритании из ЕС население Шотландии считает необходимым принять независимое решение по этому поводу и, соответственно, выйти из состава Великобритании.

По оценкам, в 2017 г. темпы роста Великобритании теперь замедлятся с уровня около 2% до 0,5-1%. Значительное ослабление фунта стерлингов, которое уже наблюдается на рынке, продолжится, особенно если Шотландия, на которую приходится порядка 8% ВВП Великобритании, примет решение о выходе из ее состава. Аналогия с кризисом 1992 г., когда Джордж Сорос организовал спекулятивную атаку на фунт, демонстрирует потенциал девальвации на 30% от текущих уровней в среднесрочной перспективе. Этот сценарий тем более усиливается, что в Великобритании растут ожидания ослабления бюджетной политики и роста расходных обязательств британского бюджета.

Выход Великобритании из ЕС имеет значительные негативные последствия для банковского сектора страны в силу потери экономического роста и усложнения процедуры их работы на европейских рынках. Ухудшение конъюнктуры рынка недвижимости в Великобритании из-за снижения притока иностранного капитала в страну и ухудшение ситуации на рынке труда приведут к снижению кредитного качества. С другой стороны, вырастет стоимость фондирования для британских банков. Кроме того, британские банки теперь потеряют право работать во всех странах ЕС без получения соответствующих разрешений, что будет означать смещение финансовой активности из Лондона в  Париж или Франкфурт. На долю Лондона сейчас приходится порядка 75% оборота европейского инвестиционно-банковского бизнеса, доля иностранных банков в банковском секторе Великобритании составляет 30%.   

Позиция ЕС – сделать из Великобритании показательный пример ошибочного решения. Одной из причин первоначальной панической реакции рынков на результаты референдума в Великобритании является ожидание того, что это событие может запустить похожие референдумы среди других стран ЕС и привести к развалу ЕС. Однако этот риск пока выглядит преувеличенным. Наоборот, вероятно, что страны ЕС займут максимально жесткую позицию на переговорах с Великобританией, чтобы сделать из ее выхода из ЕС показательный пример неудачного решения. Таким образом, мы считаем, что риск подобных референдумов в ближайшее время возрастает незначительно, зато вероятность жесткой позиции ЕС на переговорах с Великобританией растет, и это может стать дополнительным ударом для дальнейшей динамики экономики Великобритании. Иными словами, решение о выходе является именно проблемой Великобритании, а не проблемой ЕС.

Первая реакция на результаты референдума в Великобритании – укрепление доллара до 1,1 и падение нефти до уровней $47-48/барр.  - была ожидаемой, но с большой вероятностью инвесторы будут воспринимать падение рынков как возможность для увеличения позиций. Это не относится к рынкам Великобритании (особенно банковским акциями и фунту стерлингов), которые останутся под давлением из-за рисков замедления экономики, возможного политического кризиса из-за отставки Кэмерона и роста неопределенности по поводу отделения Шотландии.

Но для мировых рынков ситуация вокруг Великобритании, с одной стороны, снижает вероятность того, что ФРС сможет перейти к устойчивому повышению процентной ставки, и, с другой стороны, повышает вероятность смещения экономической активности в континентальную Европу, что будет играть в пользу укрепления евро. Длительный и управляемый переходный процесс по трансформации отношений Великобритании и ЕС подразумевает, что ситуация на мировых рынках вряд ли будет развиваться по сценарию финансового кризиса 2008 г.