Застывший бизнес быстро теряет свою ценность
Непростые времена в бизнес-образовании — а я веду речь не только о России — начались задолго до мирового финансово-экономического кризиса. Кризис лишь обострил старые проблемы. Ключевой момент— биз
Непростые времена в бизнес-образовании — а я веду речь не только о России — начались задолго до мирового финансово-экономического кризиса. Кризис лишь обострил старые проблемы. Ключевой момент— бизнес-образование отстает от требований и динамики развития бизнеса. Симптомов множество.
Во-первых, это несфокусированность и нетехнологичность программ— а как оценить программы, если не известно, на кого они направлены и что в итоге должны дать? Во-вторых — слабая связь всех этих курсов между собой и низкий уровень требований к слушателям. Между тем в серьезном бизнесе никто не занимается отдельно менеджментом, маркетингом, финансами, управлением персоналом— все это тесно спаяно и переплетено. И ошибок никто не прощает. В-третьих — отсутствие или слабость научно-исследовательского и консалтингового фундамента, неразвитость партнерской сети. Таким образом, нередко устаревшие знания лишь транслируются, а новое актуальное знание не производится.
Это не говоря уже об откровенных подделках и халтуре, когда отдельные вузы, откровенно демпингуя, выдают дипломы MBA вместе с дипломами о высшем образовании. Все это не могло не вызывать недовольства как самих слушателей бизнес-школ, так и бизнес-сообщества в целом. Заговорили даже о «смирительной рубашке образования». Понятно, что, затрачивая средства и время на образование, и фирма и отдельный человек рассчитывают получить конкретный результат, определенную выгоду. Выбора нет — бизнес-образование должно измениться. Но в какую сторону?
По моему мнению, перемены должны коснуться самых основ. Во-первых, надо кардинально изменить соотношение теоретиков и практиков. Не менее половины профессорско- преподавательского состава должны составлять люди из бизнеса. Не просто имеющие достаточный (не менее 5–7 лет) бизнес-опыт, но и продолжающие реально заниматься бизнесом. Формы привлечения таких людей могут быть самыми разными.
Во-вторых, бизнес есть нечто целое, и главенствовать в обучении должен системный подход. Курсы должны быть взаимоувязаны, а их результаты— измеримы, прогнозируемы и воспроизводимы. Обучение (в паре с консалтингом, экспертным и процессным) должно стать технологичным. Только в этом случае оно сможет выступить в роли катализатора для технологизации бизнесов. И надо избавиться от восприятия обучения как легкой прогулки. «Звездные» преподаватели, устраивающие «шоу»,— это зачастую эффектно, но чаще всего нерезультативно и неэффективно. Слушатели должны не отдыхать в бизнес-школе, а «вкалывать»— выполнять задания, сдавать (не для галочки!) серьезные зачеты и экзамены, готовить практически полезные отчеты и документы.
Я уверен, что крайне важны стажировки, создание центров компетенции, приглашение ведущих отечественных и зарубежных специалистов— но это не замена самостоятельного труда слушателей, а полезное дополнение к нему. Этот инструментарий имеет смысл использовать тем, у кого уже накоплен опыт, есть конкретные вопросы и желание расти.
Экспресс-моделирование возможных последствий бизнес-решений, вариативное планирование, умение своевременно переключаться с автоматического, процедурно-регламентного управления на ручное и обратно— вот что волнует сегодня бизнес. Сами по себе знания мало что дают. Даже если они доведены до навыков. Бизнес-образование должно содействовать новому пониманию себя и бизнеса, а самое главное— действиям, рожденным новым пониманием.
Нельзя оставаться неизменным в изменяющемся мире. Застывший бизнес быстро теряет свою ценность и конкурентоспособность. Не в меньшей степени это относится и к бизнес-школам. Без налаживания потока инноваций, без тесной связи с ведущими фирмами и помощи в решении их актуальных проблем бизнес-образованию будет трудно ответить на вызовы времени. Как любит говорить один мой коллега, будущее обязательно наступит. Либо на нас, либо для нас. Очевидно: второй вариант предпочтительнее.