Меню

Возврат к развитию

Интеграторы утверждают: они не почувствовали спада, и скромно добавляют: просто рост рынка был не настолько высок.

Кризисный год позади, и обсуждать показатели периода спада стало уже банальным. Эксперты утверждают: кризис коснулся всех сфер. Все рынки к началу 2010 г. недосчитались ряда игроков. Однако на общем грустном фоне в Нижнем Новгороде отличился рынок информационных технологий.

Интеграторы утверждают: они не почувствовали спада, и скромно добавляют: просто рост рынка был не настолько высок.

А был ли кризис?
В конце 2008 года, по словам экспертов ИТ, многие просто перепугались. Это и стало причиной некоторого смятения на рынке в 2009 году. Светлана Егорова, директор ООО «Апрель-Cофт», рассказывает: «В 2009 г. у нас не было значительного роста, но не было и падения. Более того, мы можем сказать, что работали с перспективой на будущее. Мы всегда стараемся ориентироваться на долгосрочный период. Поэтому база, которую мы наработали в 2009 г., приносит нам преимущества сейчас». Отложенный спрос никто не отменял— добавляет г-жа Егорова. Схожую ситуацию отмечает и Дмитрий Шапошников, директор ООО «Теком». По его словам, в кризисный для многих сфер год его организация демонстрировала рост в 15%. Подобная ситуация отмечалась и в нижегородском филиале компании «1С-Рарус», и в ЗАО «Крок Поволжье». В этих организациях цифры росли и по массовому клиенту, и по промышленным предприятиям. Подобные показатели действительно выглядят феноменально на фоне общего спада. Более того, причины их достижения оказываются достаточно просты.
Секрет успеха
В кризис все организации независимо от сферы деятельности прибегали к одним и тем же мерам: оптимизация расходов, снижение цен, новые управленческие стратегии. Однако ни в одной сфере эти меры не принесли подобного результата, как это произошло в ИТ. Интеграторы не изобретали велосипед, они просто действовали как менеджеры, заинтересованные в успехе. Г-жа Егорова называет три основные причины непотопляемости рынка ИТ в период кризиса. «Во-первых, это ряд новых решений и технических разработок в сфере 1С, во-вторых— это захват новых сегментов. И в-третьих— это опять же влияние отложенного спроса». Алексей Малышев, ген. директор ООО «Сонет-НН», перечисляет другие меры: наращивание компетенции и, как следствие, осуществление комплексных проектов по строительству инфраструктуры, а также выход в другие регионы. Соглашаясь со всеми этими причинами Станислав Архипов, директор ЗАО «Крок Поволжье», называет еще один существенный компонент— усилия отдельных менеджеров и управленцев, которые в кризисных условиях смогли максимально грамотно оптимизировать расходы и направить деятельность предприятия в прибыльное русло. «Чтобы справиться с кризисом,— рассказывает Александр Смирнов, глава ООО «Внедрение», — нам пришлось пересмотреть внутренние процессы и уделить внимание развитию новых направлений, таких так проектные внедрения и управленческий консалтинг. Принятие этих управленческих решений позволило достичь нам определенного успеха».
Логично, что кризис, который мог в любую минуту потопить предприятие, заставил управленцев приобрести неоценимый опыт. И на данный момент интеграторы непосредственно ощущают его влияние на свою работу.
Клиент изменился
Андрей Шишкин, глава ООО «Константа», отмечает, что 2010 г. принес с собой качественно новый тип клиентов. Теперь они ясно понимают, чего именно они хотят. Они не намерены безоглядно и бесцельно тратить деньги, только исходя из уверений, что внедрение системы принесет им качественную прибыль. Они хотят заведомое подтверждение результата». По словам г-на Шишкина, требования к интегратору стали значительно выше. Стали ставиться более конкретные цели, задачи приобрели комплексность. Кроме того, точка принятия решения взлетела вверх от топ-менеджеров и директоров по интеграции до генеральных директоров и непосредственных владельцев бизнеса. Подобную же тенденцию приводит и Оксана Клинюшина, ген. директор ООО «1С-Рарус НН». «Сейчас диалог между клиентом и интегратором стал более открытым и динамичным. Закладывая определенный бюджет, клиент ясно дает понять, какие бизнес-задачи требуют решения и каких результатов он ждет по завершению проекта». Более того, несмотря на то, что эффективность принятия управленческих решений зачастую рассчитать практически невозможно, в коммерческие предложения стали чаще включать расчет окупаемости.
Новый 2010 год
2010 г. дал вздохнуть IT-феномену полной грудью: наконец-то проявилась привычная динамика. Эксперты в один голос заявляют о росте. Г-н Малышев приводит данные: к концу 2010 г. в ООО «Сонет-НН» прогнозируется превышение показателей 2008 г. на 10%. Владислав Башаримов, коммерческий директор Волго-Вятского филиала ЗАО «АйТи», также отмечает, что в первом квартале 2010 финансового года его организация вышла на докризисный уровень. Сейчас показатель динамики достигает 50% по отношению к 2009 г. Подобная динамика— не ошибка в расчетах. Например, ООО «Теком» демонстрирует показатель в 80%, ООО «Внедрение»— 50%. Налицо увеличение активности на рынке. Любой экономист средней руки скажет: создается благоприятная почва для развития конкуренции.
Г-н Архипов отмечает, что сейчас на нижегородском рынке ИТ идет борьба управленческих технологий и стратегий. Системные интеграторы стали более агрессивными на рынке. Чтобы привлечь новых клиентов, они зачастую снижают цены. От этого непременно страдает качество.
Однако в то же время игра на ценах— это стратегия 2009 г. Главное, на что сейчас все чаще делают акцент заказчики,— это соотношение цены и качества. Более того, за высокую цену клиенты стремятся получить комплекс услуг: программное внедрение и настройка инфраструктуры под него.
Наглядный пример— комплексные проекты ГК «Апрель». Входящие в нее компании «Апрель Софт» и «Сонет-НН» могут обеспечить готовое IT-решение «под ключ». Однако слияние этих услуг в рамках одной организации— крайне редкое явление. Г-жа Клинюшина считает, что для франчайзингового бизнеса на текущий момент партнерские отношения с фирмами, профилирующимися на системной интеграции, более экономически оправданы, чем поднятие нового полноценного направления «с нуля» внутри компании. На нижегородском рынке существуют холдинги, которые включают в себя и франчайзинг, и системную интеграцию, но это больше лежит в области «исторического происхождения», нежели в области стратегии. Г-н Архипов считает, что интегратор должен быть достаточно крупным, быть способным одинаково хорошо и внедрять систему, и строить под нее инфраструктуру. Эксперты сошлись на мнении, что наибольшую выгоду и наименьшую головную боль приносит все-таки партнерство, а не слияние.
Предоставление комплекса услуг является весомым конкурентным преимуществом. Однако конкурентная борьба в рамках одного региона— это как переливание из пустого в порожнее. Деньги переходят от одной организации к другой. Возникает замкнутый круг. Денег же в регионе не прибавляется. В итоге, чтобы развиваться, предприятие вынуждено расширять границы.
Покоряя новые горизонты
Г-жа Клинюшина рассказывает, что один из ключевых моментов прогрессирования организации как в кризисное время, так и сейчас— это продуманная стратегия, от географии ведения бизнеса до ценообразования и профессионального обучения сотрудников всех уровней. «Деятельность нашей организации не ограничивается Нижегородским регионом. Конечно, там есть свои интеграторы, но в большей географии есть более высокая вероятность найти клиентов». Г-н Архипов отмечает, что выход в другие регионы достаточно сложен, но перспективен. Там свои правила игры, свои национальные особенности. С другой стороны, интеграторы из других регионов также пытаются завоевать нижегородский рынок. Проникновение начинается со случайных продаж, которые в дальнейшем чаще всего перерастают в постоянные. Сергей Тюнин, генеральный директор компании МАЙ, также отмечает тенденцию смещения рынка ИТ в регионы. Однако эксперт выделяет и главную сложность: набор предложений продуктов и услуг системных интеграторов одинаков в любом регионе, поэтому трудно привлечь клиентов, не используя инновационные решения.
Вечный 1С
Прогнозы на 2011 г. вполне оптимистичны. Эксперты закладывают прирост регионального рынка в 7–15% по отношению к 2008 г. По мнению г-на Малышева, в 2011 году на Нижегородском рынке ИТ многое будет зависеть от бюджетов, выделяемых государством. Если придут деньги из федерального бюджета, то появятся новые проекты и новые решения; если не придут, то динамика роста ИТ рынка будет меньше. Тут уже никто не спрогнозирует. Однако игроки нижегородского рынка ИТ утверждают: 1С— это продукт, который монополизировал все бухгалтерские функции. Г-н Шапошников отмечает, что эра этого феноменального программного обеспечения, которому и кризис не страшен, закончится лишь тогда, когда система бухгалтерского учета в России упростится. Для сравнения: в США бухгалтерский учет намного проще, поэтому сложность бухгалтерских программ и их стоимость значительно ниже.
Что ж, упрощение системы бухгалтерского учета в нашей стране, и в частности в Нижегородской области, пока не прогнозируется. Следовательно, и интеграционный бизнес пока не собирается упускать свои позиции.
Бизнес тратится на ИТ
7,4 млрд руб.
затраты нижегородских организаций на информационные и коммуникативные технологии в 2009 г.
3753
нижегородские организации использовали специальные программные средства в 2009 г.

Источник: Нижегородстат. Интеграторы идут в гору
От 40% до 80%
динамика ведущих IT-организаций Нижегородской области по сравнению с 2009 г.
Источник: Эксперты ДК.