Меню

ВКТ добавит «Точек»

Оптово-розничная компания ВКТ начала развивать новый формат сетевых магазинов — магазины шаговой доступности площадью до 100 кв.м. В течение года она планирует открыть до 50 подобных магазинов в

Оптово-розничная компания ВКТ начала развивать новый формат сетевых магазинов — магазины шаговой доступности площадью до 100 кв.м. В течение года она планирует открыть до 50 подобных магазинов в городе и области. Эксперты считают, что формат будет востребован — администрация города собирается убрать 85% ларьков и мини-маркетов с городских улиц.
Торговый Дом «ВКТ» владеет сетью из 38 супермаркетов и дискаунтеров «Райцентр» в Нижнем Новгороде и области. Как рассказала генеральный директор ТД «ВКТ» ЕЛИЗАВЕТА ЗУДИНА, новая сеть магазинов шаговой доступности «Точка» будет развиваться параллельно с сетью «Райцентр» — конкурировать они не будут ни по ассортименту, ни по географическому расположению. Ассортимент «Райцентра» включает также товары для дома, и продуктовая линейка будет гораздо шире, чем в «Точках». Формат «Точки» предполагает небольшой ассортимент продовольственных товаров первой необходимости.
ВКТ уже открыла два магазина сети «Точка» в Нижнем Новгороде и Кстове. По мнению г-жи Зудиной, ниша магазинов шаговой доступности в городе абсолютно свободна. Компания будет строить сеть «Точка» не только самостоятельно, но и предлагать франшизу одиночным маленьким магазинам — клиентам своего оптового подразделения. Они смогут получить хорошие условия поставки, маркетинговую и информационную поддержку для организации перевода магазина на систему самообслуживания.
Развитию формата способствует распоряжение администрации Нижнего Новгорода об освобождении улиц от мини-маркетов и ларьков, занимающих примерно 25% розничного рынка города. Елизавета Зудина сообщила о планах ВКТ занять часть этой доли рынка. Инвестиции в сеть магазинов «Точка» составят около $3 млн, срок окупаемости — пять лет. Планируемая ежедневная выручка каждого магазина — 30–50 тыс. руб.
Эксперты положительно оценивают намерения компании. По мнению учредителя розничной сети «Ассорти» СЕРГЕЯ МИХАЙЛИНА, у ВКТ есть все ресурсы для реализации своей стратегии, в частности опыт «Райцентра». Генеральный директор ТД «Медведь» АНДРЕЙ ГОРБАТОВ называет владельцев магазинов формата «у дома» партизанами: «Нам сложно конкурировать с гипермаркетами, но при этом формат «у дома» в городе по-прежнему востребован». Г-н Горбатов приводит в пример собственную сеть — в его магазинах в выходные дни, когда теоретически продукты питания люди должны закупать в гипермаркетах, выручка, наоборот, увеличивается на 15%.
Вместе с тем эксперты считают, что формат «Точки» слишком сложен для сетевого развития. Клиенты магазина — жители одного-двух соседних с магазином домов — в такой сети невозможно поддерживать единую ассортиментную матрицу. Как сообщил независимый аналитик рынка, пожелавший остаться неизвестным, в магазинах вроде «Точки» ежемесячный оборот с квадратного метра составляет не более 15 тыс. руб., общая доходность сети не настолько высока, чтобы назвать бизнес высокомаржинальным. Главная же сложность, по его мнению, — ассортиментная матрица, которую в таких магазинах нель­зя унифицировать — необходимо учитывать специфику каждого района, где будет открываться «Точка». Сергей Михайлин подчеркивает, что в небольших магазинах сложно соблюдать стандарты торговли. Особенно это касается уровня обслуживающего персонала и систем автоматизации бизнеса. Сам г-н Михайлин отказался развивать подобную сеть.
Эксперты утверждают, что для развития небольших магазинов сейчас удачное время. В последние полгода в связи с закрытием мини-маркетов и ларьков количество предложений торговых площадей до 100 кв.м резко увеличилось — с поиском площадей у ВКТ проблем не будет. Как отмечает Сергей Михайлин, предложений по таким площадям много именно в тех районах, где невозможно построить супермаркет. Например, в районе Карповской церкви: здесь нужны магазины, но нет возможности открывать крупноформатные. Андрей Горбатов полагает, что у магазинов «у дома» есть в запасе еще лет пять, пока люди не привыкнут покупать товары на неделю вперед в гипермаркете, а докупать что-то в магазинах «у дома». В дальнейшем конкуренция усилится, и успех сети магазинов «Точка» будет зависеть от того, удастся ли ВКТ выстроить новый бренд.