Меню

Виктор Тятинькин подсадил нижегородцев на Volkswagen

Деловое кредо владельца автосалонов «АвтоКлаус Центр», «Автоцентр Злата» и «Форд Центр Нижний Новгород» Виктора Тятинькина — «везет тому, кто везет».

Он беспрекословно следует этому правилу, мастерски совмещая процесс управления автобизнесом и финансами одного из крупнейших промышленных предприятий Нижнего Новгорода.

В юности Виктор Тятинькин хотел стать строителем, поэтому в 1995 г. окончил Горьковский инженерно строительный институт по специальности «гражданское строительство». Говорит, что кроме основной специальности «инженер строитель» он также получил специальность каменщика и плотника. Как сейчас модно говорить, прошел все рабочие профессии.

Однако начало 90 х в России было не лучшим временем для того, чтобы начинать карьеру на стройке. «Когда я окончил институт, строители никому были не нужны, отрасль находилась в упадке. Поэтому я решил работать там, где открывались новые большие возможности — в банковской сфере», — вспоминает Виктор Тятинькин.

За шесть лет работы в «Нижегородпромстройбанке», по признанию г на Тятинькина, на связи своего отца Виктора Тятинькина, который до сих пор возглавляет ОАО «Теплообменник», он не опирался. Он самостоятельно вырос с должности экономиста кредитного отдела до заместителя управляющего одного из отделений банка. Однако вскоре Виктор Викторович потерял интерес к банковской деятельности, потому что он всегда хотел найти применение своим знаниям в секторе реальной экономики, на производстве, как его отец. Так в 2000 г. он устроился работать на «Теплообменник» заместителем директора по финансам. По его словам, до сих пор, несмотря на собственный успешный бизнес, «Теплообменник» остается для него основным местом работы.

«Безусловно, на «Теплообменнике» мне было проще получить высокую должность и освоиться, потому что мой отец уже тогда был генеральным директором предприятия. С другой стороны, и я к нему пришел уже готовым специалистом, который знал, что и как делать», — рассказывает герой.

Работать с родственниками, по признанию г на Тятинькина, сложно — все потому, что на плечи ложится колоссальная ответственность за принятые решения. «Конечно, не всегда удается не переносить рабочие моменты за пределы кабинета, но мы стараемся», — рассказывает Виктор Тятинькин. Несмотря на сложности совместной работы, отец остается беспрекословным кумиром и примером для сына. Поэтому, когда он решил создать собственный бизнес, за советом он обратился к главе семьи.

Начал бизнес в кризис

Виктор Тятинькин рассказывает, что свой первый автосалон — «АвтоКлаус Центр» — они с братом Александром, который руководит Торговым домом «Теплообменник» в Москве, открыли, полагаясь исключительно на собственное предпринимательское чутье. «В 2007 г. мы обратили внимание на то, что нижегородский автомобильный рынок показывал рост, поэтому именно в него решили вложить средства. Volkswagen выбрали потому, что эта марка практически не была представлена в Нижнем Новгороде, из конкурентов был всего один автосалон — «Артан». В то время, как, например, японцы — Toyota и Nissan — уже закрепили свое положение. Сроки окупаемости проекта нас устроили, и мы решили строить салон», — вспоминает Виктор Тятинькин.

Сложности возникли на стадии заключения договора с концерном Volkswagen. Изначально компанию не устроило место расположения будущего салона. Г н Тятинькин вспоминает, что раньше там был неиспользуемый участок, принадлежащий заводу. Однако им с братом удалось убедить представителей марки в том, что игра стоит свеч. Для представителей Volkswagen было важно сотрудничать с теми, у кого не было опыта работы в автобизнесе.

«Это отличительная черта немецкого менталитета, им проще научить заново, чем переучить. Объясняется это тем, что на тот момент состояние рынка автомобильного ритейла в России было далеко от европейского представления об эффективной работе», — предположил Виктор Тятинькин. Кроме того, уверенности придавало и то, что автосалон открывался при поддержке «Теплообменника».

«АвтоКлаус Центр» обошелся учредителям в 150 млн руб.

Строительство автосалона закончилось в 2007 г. в разгар финансового кризиса, когда автомобиль для большинства нижегородцев из средства передвижения снова превратился в роскошь. Это был отличный шанс проверить бизнес идею на выживаемость. «Я раньше не имел навыков антикризисного управления. Думал, что бизнес пойдет, как у нормальных людей, в соответствии с бизнес планом. Но в 2008 г. все рухнуло, у салона начались проблемы, а я не знал, что делать, не было никакой бизнес стратегии», — рассказывает г н Тятинькин.
Первое решение, которое принял бизнесмен, — взять управление автосалоном в свои руки. Он стал директором и самостоятельно сформировал команду, которая работает до сих пор.

Также важный аспект, который подкосил автодилеров в 2008 г., — это неадекватно раздутый склад и невыполнимые планы по реализации авто. «Если запастись автомобилями впрок на два три месяца, ничего рационального из этого не выйдет. Следует вычислить оптимальное количество автомобилей, которое продает автосалон, и не заказывать больше», — рассуждает бизнесмен.

По признанию Виктора Тятинькина, даже во время кризиса у него не было соблазна, как у многих новичков, заходящих на рынок, демпинговать или продавать машины с заоблачными скидками. Но и от сверхприбыли пришлось отказаться: «В сложное время у меня не было никаких финансовых аппетитов, в первую очередь надо было спасать дело», — рассказывает он.

Приход в компанию новых эффективных менеджеров, грамотный маркетинг и незакредитованность бизнеса помогла уже в первом квартале 2009 г. вывести «АвтоКлаус Центр» на безубыточный уровень. Теперь, если случится новый кризис, директор и его команда к нему готовы.

В настоящее время у «АвтоКлаус Центра» уже два конкурента по продаже автомобилей Volkswagen. Виктор Тятинькин относится к ним с уважением, даже учится у более опытных игроков.


Снижает продажи, чтобы заработать

В целом с шоковым периодом кризиса Виктор Тятинькин и его команда справились без потерь. Однако, по его признанию, тогда он допустил серьезную ошибку. «Мы не понимали структуру бизнеса, поэтому, когда Volkswagen предложил нам открыть еще один салон в Нижнем Новгороде, мы отказались. Такое решение было принято из за нестабильной ситуации на автомобильном рынке, и прогнозов, когда она нормализуется, никто не давал. Поэтому инвестировать такие серьезные средства бизнесмены не рисковали. Сейчас я понимаю, что надо было действовать», — рассуждает герой.
Однако, несмотря на сложное кризисное время, Виктор Тятинькин продолжил развивать бизнес. Он реконструировал неиспользуемые заводские площади и открыл в 2009 г. «Автоцентр Злата» — официальный дилер автомобилей Skoda в Нижнем Новгороде. По словам г на Тятинькина, решение представлять автомобили именно этой марки в нашем городе было основано исключительно на анализе эффективности бизнеса.
Начинали с продаж двух-семи машин в месяц, за три года эта цифра выросла до 120 авто. По итогам 2012 г. «Автоцентр Злата» стал лучшим по продажам и сервисному обслуживанию в центральном регионе России.

Несмотря на то, что автосалонам Виктора Тятинькина нет еще и десяти лет, они занимают весомую долю рынка автодилеров. Например, в «Автоцентре Злата» продается более 50% автомобилей Skoda в Нижегородской области, а также в нем оказывается более 70% сервисных услуг этого бренда. Что касается «АвтоКлаус Центра», в 2012 г. там было продано более 50% автомобилей Volkswagen в регионе. Но эти результаты не удовлетворяют руководство: «По итогам года мы продали столько же авто, сколько продали два других салона марки. Тем не менее прибыль осталась на уровне прошлого года, а трудозатраты увеличились. В настоящий момент принято решение снизить долю «АвтоКлаус Центра» по продажам автомобилей этой марки в регионе до 40%».

«Потенциал продавать больше машин есть, но нам этого не нужно. Сейчас мы ищем баланс экономической эффективности, поэтому приняли решение снижать объемы продаж автомобилей во всех салонах и повышать качество их обслуживания. Конкурентов на нашем рынке становится все больше, поэтому брать надо не объемами продаж, а сервисом», — рассуждает г н Тятинькин.

Эта работа, по мнению героя, приведет к увеличению прибыли и снижению издержек, например, не придется содержать большой штат сотрудников, чтобы справиться с большим количеством продаваемых авто.
Кроме новой концепции развития уже имеющихся автосалонов, у Виктора Тятинькина есть идеи о диверсификации своих активов в другие виды бизнеса. «Уверен, что не стоит зацикливаться только на автобизнесе. Я готов осваивать новые рынки, ведь и продажей автомобилей мы не собирались заниматься, работая на авиапромышленном предприятии. Хочу снова найти что то новое, может быть, подамся в фармацевтику», — шутит он.

Однако пока Виктор Тятинькин придерживается выбранного пути. В апреле этого года он приобрел у ГК «Агат» автосалон Ford. По словам героя, сейчас на российском рынке не самое лучшее время для марки Ford. Их продажи после кризиса 2008 г. сильно снизились. Связано это с тем, что за последнее время очень сильно выросла культура потребления автомобилей. И потребители начинают предъявлять к ним больше разных требований. Товар сегментируется, появляются разные вариации моделей. Если раньше для того, чтобы быть успешной, марке достаточно было представить две три модели, то теперь наиболее успешны те марки, в модельном ряду которых порядка 10 моделей автомобилей. Этот путь уже прошли ведущие японские, корейские, немецкие производители.

На своем американском рынке его прошла и компания Ford, но в Россию пока они не завезли такого количества автомобилей в разных ценовых сегментах, которые были бы интересны отечественному потребителю. В связи с тем, что модельный ряд автомобилей марки Ford пока мал, компания переживает не лучшие времена.

Однако Виктор Тятинькин не стал бы приобретать непрофильные активы, от которых просто хотят избавиться. Напротив, он верит в марку с историей: «Ford — это идеолог автомобилестроения, с него начался автобизнес. Уверен, что компания будет развиваться в ногу со временем и выйдет в лидеры продаж».
Тем более что сейчас стратегия Ford такова, чтобы в ближайший год два модельный ряд концерна в России увеличился.

Служит примером

Кроме возросшей культуры потребления автомобилей Виктор Тятинькин обозначил ряд других значимых тенденций развития рынка авторитейла. В частности, по итогам 2012 г. каждый третий проданный автомобиль в России — это кроссовер. «В первую очередь, такой выбор связан с низким качеством отечественных дорог, особенно в зимний период. Кроме того, внедорожники в нашей стране до сих пор остаются атрибутом успешного человека, поэтому очень часто их приобретают, чтобы подчеркнуть свой статус», — комментирует г н Тятинькин.

Следующий тренд развития российского авторынка — появление в модельном ряду всех ведущих производителей автомобилей сегмента «эконом». До 2010 г. иностранные автоконцерны позиционировали себя как производители недешевых, но качественных машин, ниша же недорогих авто оставалась, в основном, за «АвтоВАЗом». «Зарубежные компании поняли, что в России еще долго будет большой процент людей с невысокими доходами, которые хотят иметь собственное средство передвижения, и включились в активную конкуренцию в сегменте автомобилей до 500 тыс. руб.», — рассказывает Виктор Тятинькин.

Можно говорить и о том, что в Нижегородской области снижается количество «серых автокомпаний», которые занимались реализацией б/у машин, перепродажей новых автомобилей, купленных у дилеров из других регионов, и их неофициальным ремонтом. По словам г на Тятинькина, эта тенденция понятна: «Техника становится сложнее, ремонтировать ее в неофициальном сервисе, где нет специального оборудования, практически невозможно».

С вступлением России в ВТО бизнес Виктора Тятинькина кардинально не изменился. «Мы представляем марки европейские, произведенные в зоне ВТО, получаем и продаем мы автомобили по той цене, которую рекомендует представительство этой марки в нашей стране. Все вопросы, решающиеся на уровне таможни, регулируются не нами — дилерами, а поставщиками. А мы точно знаем, что импортер заинтересован сохранить текущую цену и положение».

Отличительной чертой рынка отечественного авторитейла Виктор Тятинькин считает тенденцию строительства автосалонов, где есть всё для удобства и комфорта клиента.

«Автопредприятия в погоне за требованиями автоимпортеров строят не центры продаж, а дворцы. Вообще Россия является лидером по строительству самых красивых и больших автоцентров. При этом Нижний Новгород находится на четвертом месте в РФ по их количеству. В Европе салонов такого качества вы не найдете, потому что их основная цель — снизить затраты», — рассказывает герой.

Естественно, автосалоны такого уровня увеличивают сроки окупаемости и затраты владельца, однако для клиента это — большой плюс.

Также эксперты авторынка говорят о том, что зачастую нижегородцы, определившись с маркой автомобиля, отдают ей предпочтение на протяжении всей жизни, переходя из сегмента в сегмент. Однако Виктор Тятинькин считает, что это лишь «сладкий сон производителя». На самом деле марки меняют так же часто, как и страну — производителя авто. Он сам и его семья отдали предпочтение Volkswagen. По его словам, он как владелец автосалона должен служить примером успешного обладателя этой марки. «Кроме того, я точно знаю, кому предъявить претензии, если с автомобилем что то случится», — шутит герой.

Что касается семьи, Виктор Тятинькин хотел бы, чтобы его дети — Виктор и Никита — продолжили семейный бизнес, как они с братом продолжают дело отца. Однако пока они с женой о бизнес будущем сыновей не думают, мальчики еще учатся в лицее и занимаются хоккеем в детской команде «Торпедо». Спорт, по словам героя, нужен для того, чтобы воспитать в детях лидерские качества и научить их выживать в конкурентной среде. Отличные качества для будущих бизнесменов. Сам герой занимается теннисом и горными лыжами.

Действительно сложно совмещать работу на «Теплообменнике» и развитие собственного бизнеса. Однако Виктору Тятинькину помогает справляться команда профессионалов. В подчиненных он ценит, прежде всего, эффективность и порядочность. Г н Тятинькин признается, что является слишком мягким руководителем: «Если я поверил в человека, то буду работать с ним до конца».

Сам он тоже идет до конца в любом деле. А если случится форс мажор и ему снова придется поднимать бизнес с нуля, он не опустит руки, а начнет собирать хорошую команду.

Виктор Тятинькин пообещал, что в ближайшее время он представит свой новый проект. Но ни сферу деятельности, ни время старта не обозначил: «Скоро все сами увидите…».