Владелец ОАО «Русполимет» и ЗАО «Автокомпозит» Виктор Клочай всегда четко знал,чего хочет и как этого добиться. По оценкам экспертов, в его активе более пяти спасенных производств и около 12 млрд руб
Виктор Клочай еще в детстве узнал, что такое ответственность. Его отец умер, когда мальчику было семь лет. «На похоронах отца дед мне сказал: «Теперь ты старший в семье» — с этих слов началась моя самостоятельная жизнь. Конечно, тогда я не осознавал в полном смысле всей ответственности, которая на меня ложится, но внутренний посыл был очень мощный», — вспоминает он.
Летом после восьмого класса Витя пошел работать на завод откатчиком кирпича. Заняться таким тяжелым трудом его заставили нужда и та самая ответственность, о которой говорил дед. 15-летнего парня оформили на работу как совершеннолетнего и даже вычитали с него налог за бездетность. «Маму это страшно расстраивало. Мне приходилось ей объяснять, что если сказать, что я несовершеннолетний, то меня уволят, а раз уж устроили, то и рассчитывать должны по правилам». Работал Виктор в несколько смен, как взрослый. После тяжелых вахт крепко спал и даже мысли не допускал о том, насколько ему плохо или хорошо, потому что другого выхода не было.
Когда пришло время поступать в институт, Виктор думал пойти по стопам дяди и стать ученым-физиком, связывать свою жизнь с металлургией он не собирался. Точку в его колебаниях поставил некий дядя Петя — старший мастер мартеновского цеха Донецкого металлургического завода. Виктор разговорился с ним о том, на кого и куда ему пойти учиться. Дядя Петя как отрезал: «Чего тут думать? Иди в металлурги!». Так и случилось: Виктор Клочай стал студентом металлургического факультета Донецкого политехнического университета по специальности «Металлургия черных металлов».
Строптивый хлопец
Окончив институт с отличием, он получил предложение остаться на кафедре и поступить в аспирантуру. Но остаться в науке помешал жилищный вопрос. На момент окончания вуза у Виктора Клочая уже были жена и маленький ребенок. Чтобы обеспечить их жильем, он попросил у научного руководителя комнату в аспирантском общежитии, но ответ был отрицательным. Тогда молодой глава семьи принял решение ехать по распределению в конверторный цех Череповецкого металлургического завода, позднее реорганизованного в ОАО «Северсталь».
На заводе молодого специалиста пытались устроить в агломерационный, доменный и электросталеплавильный цеха. Но он настаивал на распределении именно в конверторный. Руководство предприятия не сразу пошло навстречу: «Мне сказали, мало ли чего ты хочешь — много у нас таких желающих». После того как Виктор Клочай потребовал открепление на перераспределение, работники отдела кадров смягчились, и его направили к начальнику конверторного цеха. «Говорят, ты строптивый хлопец», — начал он разговор. «Разве хлопец может быть строптивым?», — удивился герой. В результате вожделенное место он получил. Его взяли в цех подручным сталевара. В 80‑е годы отдел кадров серьезно занимался молодыми специалистами с высшим образованием, и Виктора Клочая включили в различные программы трудовой стажировки, избрали неосвобожденным секретарем комитета комсомола цеха. Через какое‑то время избрали секретарем комитета комсомола завода, первым секретарем Череповецкого горкома комсомола.
Только через четыре года Виктору Клочаю удалось вырваться из «партийных объятий» и вернуться на завод. «Так как я был первым секретарем горкома, мне сразу предложили стать начальником одного из цехов, но я отказался и попросился в родной цех старшим мастером участка выплавки стали. Мне хотелось знать, что должен уметь делать каждый мой подчиненный», — вспоминает он. Позже он пройдет все ступени роста: от старшего производственного мастера конверторного отделения до директора по производству.
Руководить металлургическим комплексом Виктору Клочаю пришлось в 90‑е годы, одновременно он являлся председателем совета директоров ОАО «Карельский окатыш» и ОАО «Оленегорский горно‑обогатительный комбинат». С 2000 по 2001 г. Виктор Клочай руководил ОАО «Носта» Орско‑Халиловского металлургического комбината. Ушел он с ОХМК, когда акционеры начали выяснять между собой отношения. Буквально в день окончания работы на ОХМК его нашел председатель совета директоров ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов и предложил ему стать председателем совета директоров ЗМЗ. После осмотра площадки было принято решение о назначении Виктора Клочая на должность председателя совета директоров ЗМЗ. Так будущий бизнесмен сменил металлургию на автомобилестроение, а через два месяца он оставил должность председателя и был назначен гендиректором, потому что вверенное ему предприятие не выходило из убытка.
«Я начал с обширного анализа ситуации — постарался разобраться с проблемами и их причинами. На тот момент одним из основных остро назревших вопросов было воровство. Нам удалось не только найти, но и перекрыть все каналы хищения», — рассказывает бизнесмен. Дальше Виктор Клочай начал заниматься оптимизацией процесса производственной системы. При этом Виктор Клочай приехал на ЗМЗ без команды, а директора по персоналу и финансам появились позднее. Спустя год, когда ЗМЗ вышел на рентабельный уровень, акционеры предложили взять в управление Ульяновский автомобильный завод.
Это был уникальный случай для российского автомобилестроения, когда двумя заводами руководил один директор. «Мне предоставили самолет, я жил между двумя городами: два дня проводил в Заволжье, три дня — в Ульяновске. На УАЗе у меня была спальня за стеной кабинета. Утром я вставал и попадал сразу на работу», — вспоминает он. Директор принял УАЗ в 20‑х числах августа 2001 г., когда убытки предприятия превышали 250 млн руб., а год предприятие уже закончило с прибылью свыше 50 млн руб. Именно в то время было сделано много того, за счет чего УАЗ живет и сегодня: создано производство раздаточных коробок, новых мостов, поставили новый окрасочный комплекс, но самое главное — запустили УАЗ Patriot.
Поднял «Русполимет»
К 2003 г. Виктор Клочай имел небольшой пакет акций предприятий «Северсталь» и «Северсталь‑авто», кроме того, получал несколько миллионов долларов в год, возглавляя крупные предприятия страны. Поэтому когда экс‑губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев обратился с предложением выкупить активы Кулебакского металлургического завода, а «Северсталь» отказалась от покупки, Виктор Клочай приобрел их на собственные средства. «Все, что я заработал, я вложил в завод, который был на грани ликвидации как металлургический актив», — рассказывает бизнесмен. Первое, что сделал будущий владелец, — выкупил у завода вексель на сумму 30 млн руб., чтобы погасить долги по зарплате. Но даже при этом банки не возобновили финансирование предприятия и потребовали реальных вливаний в активы. И тогда собственником было принято решение провести дополнительную эмиссию.
Чтобы повысить стоимость активов и иметь возможность грамотно направлять финансовые потоки, пришлось слить воедино Кулебакский металлургический и Кулебакский кольцепрокатный заводы. Объединенные активы получили новое имя — «Русполимет».
«Эти производства не могли существовать как два отдельных механизма, потому что изначально являлись частью одного технологического процесса. Их разделение привело к созданию искусственных, ничего не стоящих организаций, — объясняет Клочай. — Это сегодня, когда мы поставили новое производство с ковочным модулем и только 40% продукции идет на нужды «Русполимета», а 60% — удовлетворяет потребности рынка, вновь можно говорить о разделении этих заводов на два отдельных бизнеса. И то мы будем думать, стоит так делать или нет». Сегодня владелец современного многомиллиардного предприятия, производящего цельнокатаные и сварные кольцевые заготовки, оборудование для авиадвигателестроения и ракетостроения может себе позволить строить для своего детища амбициозные планы на будущее. Нижегородские бизнесмены называют Виктора Клочая человеком с бульдожьей хваткой. «У него очень точный аналитический склад ума и способность к предвидению. Он понимает, что металлургия — одна из отраслей, которая выиграет от вступления в ВТО. И та продукция, которую сейчас производят на «Русполимете», будет востребована и на внутреннем, и на внешнем рынках. Я не исключаю, что к своему 60‑летию он попадет в золотую сотню Forbes. Для этого у него есть все задатки», — высказывается президент концерна «Термаль» Владимир Буланов.
Губернатор попросил реанимировать «Дробмаш»
Одновременно с работой над восстановлением мощностей «Русполимета» Виктор Клочай продолжал работать в «Северстали». В августе 2005 г. его на беседу пригласил тогда только занявший пост губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев. После разговора с ним Виктор Клочай согласился стать вице‑губернатором. По его словам, за 3,5 года службы на одной из ключевых должностей в правительстве он не получил для своего предприятия ни единой преференции.
В ноябре 2010 г. он выкупил по открытому аукциону имущество выксунского ОАО «Дробмаш», который находился в банкротстве, за 240 млн руб. В то время одно из российских предприятий по выпуску дробильно‑сортировочного оборудования для переработки горных пород, гравийно‑песчаных смесей было банкротом. Поначалу бизнесмен не хотел покупать завод, у него был лишь интерес к его литейному блоку.
Однако бывший министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев позвонил Виктору Клочаю и сказал, что Валерий Шанцев просит реанимировать завод. Ситуация была непростая: на «Дробмаше» была серьезная задолженность по заработной плате, которую могли возместить за счет продажи имущества завода. Кроме того, что людей надо было обеспечивать работой, для Виктора Клочая решающую роль сыграл тот факт, что выксунский «Дробмаш» был по сути единственным в стране производством, занимающимся комплексной поставкой дробильно‑сортировочного оборудования. Так «Дробмаш» возродился в «Автокомпозите».
За год была проведена серьезная работа по восстановлению завода. В эту площадку вложили более 1 млрд руб. За это время удалось добиться того, что первичное оборудование на производстве было приведено в порядок и уже работает на выполнение заказов. Дробильно‑сортировочное оборудование, которое будет производиться на ОАО «Автокомпозит», планируется поставлять для отрасли нерудных материалов, использовать в металлургии, строительстве, в добывающих отраслях. Продукция литейного производства завода может быть использована в энергетическом, специальном и металлургическом машиностроении, а также для нужд вагоностроения и ОАО «Российские железные дороги».
В июне прошлого года «Автокомпозит» заключил договор с немецкой компанией Posch о приобретении ноу‑хау по производству целой линейки дробильно‑сортировочного оборудования. Сам господин Пош подписал контракт сроком на четыре года на работу в должности главного конструктора по новой технике. «Мы сами себя удивили — сегодня уже вырисовываются первые контракты на поставку нашей техники в Европу и Африку. Уже в апреле в соответствии с контрактом на 280 млн руб. мы начнем поставлять дробильно‑сортировочное оборудование на Кубу. Также проект заинтересовал ряд региональных правительств и металлургических и горнодобывающих предприятий. По его словам, перспективы перед предприятием открываются колоссальные, но необходимо вложение дополнительных ресурсов.
Превратил хобби в бизнес
Есть и другие проекты, в которых Виктор Клочай участвует сегодня, например проект по производству оцинковки: одна на Украине, другая в Нижегородской области. Есть достаточно сложный агропроект. «Я называю его «чемоданом без ручки»: и нести тяжело, и бросить жалко. Жалко не только потому, что в него за несколько лет существования было вложено около 300 млн руб., но и потому, что чувство ответственности за работающих там людей не позволяет это сделать», — делится Виктор Клочай. Тут же начинает нахваливать пока убыточный проект: «Здесь шесть или восемь тысяч гектаров земли, John Deere — комбайны класса «А», стадо из Голландии, вислобрюхие вьетнамские свиньи, кролики — как такое бросить?».
Заняться сельским хозяйством у Виктора Клочая получилось ненамеренно: он просто приобрел 1000 га земли на реке Узоле. А когда все его владенья нанесли на карту, выяснилось, что рядом находится девять деревень, жителям которых нужны рабочие места. Тогда председатель районной администрации предложила построить ферму. Виктор Клочай уверен, что превратить это убыточное дело в прибыльный бизнес со временем получится. Развивать его пригласили молодого потомственного немецкого фермера. Когда тот закончит учебу, приедет в российскую глубинку применять полученный опыт с поправкой на местную ментальность.
Сегодня Виктор Клочай также является председателем попечительского совета по реставрации церкви Знамения Божьей Матери и святых Жен‑Мироносиц в Нижнем Новгороде. Благие дела владелец заводов делает не на показ, тихо. «Когда речь заходит о помощи детским домам или оплате дорогостоящей операции ребенку, я сразу вспоминаю свое детство, как мне было тяжело. Поэтому я сердцем понимаю человека, попавшего в беду», — рассуждает Виктор Клочай. Возможно, он оказывает поддержку нуждающимся, потому что его на протяжении всей жизни окружали близкие люди, готовые подставить плечо. Он счастливо женат, имеет трех детей и скоро в четвертый раз станет дедушкой. Когда он рассказывает об увлечениях своих внуков, невольно забываешь, что перед тобой владелец заводов: «Мой внук занимается тэквондо, играет на пианино, на гитаре и может с легкостью проплыть 1 км; внучка занимается спортивными танцами и сильно любит лошадей». Эта любовь передалась к ней от деда. При его участии в Чкаловском районе создан конный клуб, где занимаются ребята из Чкаловска и Заволжья. На вопрос, зачем ему все это, Клочай, задумавшись, отвечает: «Моя жизненная философия — созидать. Сломать может каждый, а вот что‑то построить дано единицам».
Екатерина Мясникова