Меню

Вениамин Архангельский

Дворец купцов Рукавишниковых считается дорогой жемчужиной архитектурного наследия Нижнего Новгорода XIX века. Впрочем, таковым он был и в позапрошлом веке: владелец строил палаццо с намерением уте

Те, кто говорит, что выжившим в советскую эпоху памятникам истории и архитектуры повезло, правы лишь отчасти. Настенная роспись и колеровка были спрятаны под разными видами побелок, итальянские мозаичные полы— под линолеумом, а паркет— под масляной краской. И на то, чтобы вернуть все это к жизни, нужны годы и сотни миллионов рублей.

Вернул городу архитектурную жемчужину

Дворец купцов Рукавишниковых считается дорогой жемчужиной архитектурного наследия Нижнего Новгорода XIX века. Впрочем, таковым он был и в позапрошлом веке: владелец строил палаццо с намерением утереть нос другим богатеям, не скупился ни на что. И утер— смешение всех стилей, роскошь отделки, обилие лепнины, позолота, кариатиды и атланты, расписные плафоны, дорогой паркет и мрамор превратили дворец Рукавишниковых в самый шикарный особняк города.
В советскую эпоху здание с кариатидами на фасаде стало музеем, который в 1994 году закрыл свои двери и был законсервирован. Эксплуатировать дворец было уже небезопасно, а денег на научное восстановление не было. С тех пор прошло 16 лет, за которые в Нижнем Новгороде выросло целое поколение горожан, которые никогда не были в залах с роскошной лепниной и не поднимались по парадной лестнице.
Вениамин Архангельский стал директором Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в 2003 году, получив весьма беспокойное хозяйство. Хотя некоторые эксперты сравнивали музей с «культурным погостом» -- то ли потому, что им не хватало громких культурных мероприятий, то ли потому, что в залах главной его жемчужины замерла жизнь. Великолепный памятник архитектуры умирал, бюджет не имел столько средств, сколько требовала бережная научная реконструкция. В адрес молодого директора раздавалась критика музейного сообщества, подкрепленная еще и тем, что г-н Архангельский не имел до прихода в музей подобного опыта работы.
Впрочем, директору было не до выслушивания критики. Он занялся обследованием состояния дворца. И результаты повергали в состояние шока, которое Вениамин Архангельский до сих пор не может забыть: «Мы чуть не заплакали, когда глубокое исследование конструкций главного здания показало, до какой степени разрушены несущие балки. Третий этаж в любой момент готов был рухнуть. Дворец уничтожали 24 вида грибков». Особняк давно открыл счет своим потерям: мозаика и паркет были застелены крашеным линолеумом, нежная колеровка залов закрашена краской, погибли росписи плафонов, в буквальном смысле теряли лица лепные амуры и нимфы. Каким был центральный плафон, музейщики так и не узнали из-за отсутствия свидетельств. Не помогли в этом вопросе даже специалисты из Академии художеств. Крыша особняка была худая как решето, так как рабочие сколачивали лед с крыши ломами, пробивая покрытие. Вода и влага угрожали собраниям и фондам. Сейчас Вениамин Архангельский уже может говорить страшные слова о том, что, промедлив еще пять лет, нижегородский маленький Эрмитаж можно было бы записывать в утраты.
Эксперты считают, что руководить музеем и быть поглощенным только высокими культурными материями в нынешних условиях нельзя. Необходимо еще и быть грамотным администратором, а также уметь обивать властные пороги, скрупулезно считать деньги и уметь объяснить роль и значимость культурных объектов. Судя по всему, г-н Архангельский объяснить смог. И первыми посетителями палаццо в августе 2010 года стали значимые гости значимого мероприятия — инаугурации губернатора Валерия Шанцева.

Нижегородские столичные амбиции если и не соответствуют бюджету и инфраструктуре города, то вполне оправданны благодаря количеству и качеству культурных проектов.

Еще классик позапрошлого века в своем бессмертном «Горе от ума» упоминал смешение французского с нижегородским. И в 2010 году город продолжал мешать недостаток финансирования культуры, разваливающиеся ДК, отсутствие общественных туалетов и намерения властей лишить охранного статуса деревянный Нижний с целой плеядой знаменательных событий и просто удачных находок. К тому же в Нижнем Новгороде нельзя с точностью сказать, кто же именно опутан тонким эфиром культуры— все опять перемешалось: выставки организовывали представитель МИД и почетные консулы, а директоров музеев и галерей чаще можно было увидеть на стройках.
Уходящий год останется в культурной жизни Нижнего Новгорода периодом подарков публике. Великими подлинниками решил в 2010 году потчевать зрителей областной Художественный музей, придумавший проект «Картина месяца». Ежемесячно в доме купца Сироткина выставлялись шедевры европейской живописи из запасников музея.
Кстати, о смешении французского с нижегородским. Филармония под руководством Ольги Томиной не просто открыла новый 74-й сезон и очередной XI Международный фестиваль имени Андрея Сахарова, но и «Французский сезон» в рамках этого статусного мероприятия. В гости Нижний Новгород заполучил Национальный симфонический оркестр города Лилль под управлением всемирно известного дирижера Жана-Клода Казадезюса. Удивил даже постоянный участник фестиваля — камерный ансамбль «Солисты Москвы». Равеля и Гайдна, Чайковского и Моцарта исполняли на исторических инструментах, изготовленных в конце XVIII века знаменитым французским мастером Жаном-Батистом Вильомом, который считается гениальным имитатором главным образом скрипок Страдивари и Гварнери. Инструменты не принадлежат оркестру, они хранятся в Государственной коллекции уникальных инструментов, и, по словам руководителя ансамбля Юрия Башмета, привезти их в Нижний Новгород было весьма сложно из-за высокой стоимости их безопасности. И тем не менее этот подарок нижегородцам тоже состоялся.
Программа мероприятий Года Франции в Нижегородской области вообще представляет собой яркую мозаику культурных событий: демонстрация программы современных французских фильмов «Французская литература в кино», конкурсы французской песни и театральных постановок и многое другое. И представительство МИД России в Нижнем Новгороде традиционно не смогло остаться в стороне, организовав выставку работ нижегородских художников, в которых авторы передают свои чувства и эмоции по отношению к Франции.
Интересно, что в 2010 году творчество в Нижнем Новгороде впервые украсило не только внутренние стены зданий, но и внешние. Абстрактное яркое панно было спроецировано на фасад элитного дома по улице Нижегородской, который к тому же находится на прекрасной видовой точке. Это совместный проект компании «Жилстрой-НН», известной нижегородской художницы Натальи Панковой и Творческой мастерской архитектора Быкова. Пока о желании повторить этот оригинальный шаг не заявил ни один из застройщиков.
И уж если вспоминать стройки, то стоит отметить, что именно в строительной пыли родилось главное культурное событие уходящего года— окончание реставрации дворца купцов Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной после почти двадцатилетнего забвения. И также в хаосе ремонтно-восстановительных работ рождается событие будущего года— открытие в апреле части «Арсенала», расположенного в Нижегородском кремле.
Петр Зайцев

Сколько тратим на культуру?
88,5 млрд руб.
общие расходы региона на 2011 год
0,7 млрд руб.
на культуру и кинематографию в 2011 году
0,81 млрд руб.
на культуру в 2010 году
300 млн руб.
стоило восстановление дворца Рукавишниковых
Источник: данные «ДК»