"В случае новой волны финансовой паники ключевая ставка будет снова повышена". МНЕНИЕ
Впервые с 2014 года Центробанк повысил ключевую ставку. Это добавляет рынку неопределенности, — констатирует Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка. Что будет дальше?
— Впервые с 2014 года, на заседании 14 сентября, Центробанк повысил ключевую ставку — на 0,25 процентных пукнта, до 7,5%.
Напомним, что в декабре 2014-го уровень ключевой ставки достиг 10,5%, затем был резко повышен до 17%, а далее планомерно снижался.
Риторика пресс-релиза по итогам заседания была жесткой и прямо говорит о том, что ЦБ будет рассматривать необходимость дальнейшего повышения ставки.
Тем не менее, на пресс-конференции заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной звучали более сбалансированно. По ее словам, «за последние месяцы произошло существенное изменение внешних условий, вследствие чего усилились инфляционные риски», поэтому ЦБ принял меры, чтобы ограничить влияние этих факторов на ценовую и финансовую стабильность.
Похоже, что дальнейшие решения ЦБ скорее будут зависеть от рыночной конъюнктуры, чем служить якорем для рынка. Иными словами — ЦБ не готов предоставить рынку надежный ориентир, что говорит о росте неопределенности.
Сейчас монетарные власти ожидают, что инфляция ускорится до 3,8-4,2% к концу этого года, тогда как ранее прогнозировали 3,5-4,0%.
Центробанк повысил прогноз роста цен на 2019 год до 5-5,5% (при возможном ускорении инфляции до 6% в первом полугодии 2019-го). Ранее ожидалось, что рост цен временно превысит 4%.
Тем не менее, свой долгосрочный прогноз по инфляции ЦБ не изменил. Как и в прошлом пресс-релизе, он ожидает, что инфляция вернется к уровню 4% к 2020 г.
Поскольку повышение НДС отражено в официальном прогнозе роста цен еще до предыдущего заседания, и поскольку прогноз роста на 2019 год остается умеренным — на уровне 1,2-1,7%, то повышение прогноза ЦБ по инфляции в основном отражает трансмиссионный эффект ослабления курса.
Помимо решения по ставке ЦБ объявил об отказе от покупки валюты для Минфина по бюджетному правилу до конца этого года, а не до октября, как это предполагалось изначально.
Это заявление стало особенно важным для валютного рынка, который отреагировал на него укреплением рубля с 68,4 руб./$ до 67,6 руб./$. Это решение делает повышение ставки еще более странным: не понятно, почему оно было необходимо дополнительно к прямым мерам контроля за курсом.
Повышения ставки можно было бы избежать, если бы ЦБ подходил более последовательно к изменению интервенций по бюджетному правилу.
Мы считаем, что это решение Центробанка отражает его нервозность по поводу волатильности (колебаний) курса.
ЦБ отменил покупки валюты, как только рынок пострадал от волатильности на глобальных рынках, однако изначально регулятор заморозил покупку валюты всего на одну неделю. После возвращения на рынок на несколько дней ЦБ затем продлил отказ от покупки валюты до конца сентября, что также оказалось недостаточным.
Центробанку с самого начала следовало отказаться от покупки валюты до конца года. Но он просто недооценил масштаб волатильности курса с самого начала и сейчас чрезмерно отреагировал на это повышением ставки.
Мы ожидаем, что на следующем заседании (оно состоится 26 октября, а до конца года запланировано еще одно — 14 декабря) ЦБ сохранит ставку без изменений на уровне 7,5%.
Мы по-прежнему считаем, что ЦБ было бы целесообразно не добавлять волатильность рынку своими действиями и не менять ставку, тем более что незначительное повышение не окажет принципиального влияния на курс.
Сохранение ставки выглядит оптимальным сценарием.
В то же время проблема заключается в том, что ЦБ следует за рынком, а рынок остается подверженным высокой волатильности в условиях отсутствия жесткого монетарного якоря. Таким образом, в случае новой волны финансовой паники регулятор может вновь рассмотреть опцию повышения ставки.
Читайте также: кого коснется повышение ключевой ставки?