Меню

В Нижнем Новгороде состоялся форум «Время экспорта». ФОТООТЧЕТ

18 декабря на площадке технопарка «Анкудиновка» предприятия-экспортеры и представители власти обсуждали первые плоды реализации нацпроектов и поддерживающих госпрограмм и делились планами по развитию.

По общему мнению, задача по увеличению объемов экспорта, обозначенная на федеральном уровне, «сложна, но выполнима».

Достичь поставленных президентом целей — увеличения объемов экспорта несырьевых неэнергетических ресурсов в два раза — можно только кропотливой системной работой, — напомнила замминистра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Альбина Разина.

Для нашего региона плановый показатель экспорта к 2024 г. должен составить 5,2 млрд долларов США.

Чтобы его достичь, по ее словам, требуется новый подход к поддержке экспортеров.

Альбина Разина

Директор практики оказания услуг государственным органам и институтам развития KPMG Светлана Чекмазова напомнила, что основная цель всей страны — добиться роста несырьевого неэнергетического экспорта, его объем к 2024 г. должен составить 250 млрд долларов США:

На данный момент преобладает сырьевой экспорт. Несырьевой и неэнергетический набирает обороты, идет хороший прирост, но структура экспорта пока не изменилась».

Альбина Разина добавила, что в Нижегородской области доля «несырьевого» экспорта достигла 59%. «Опыт прошлого года показывает, что увеличение объемов экспорта в целом было достигнуто крупными единоразовыми поставками (участие в таких мировых инфраструктурных проектах, как «Северный поток 2» и «Турецкий поток» — ред.), без гарантии сохранения таких объемов в будущем. Поэтому для предприятий и правительства одной из основных задач станет обеспечение стабильности», — заявила она.

По ее словам, «у нас достаточно много продуктов, которые могут быть востребованы наравне с продуктами зарубежных конкурентов».

Светлана Чекмазова

* * *

Экспорт Нижегородской области
за январь-сентябрь 2019 г. (в долларах США)

3,2 млрд — совокупный объем

>2 млрд — несырьевой и неэнергетический экспорт (в общем объеме)

Максим Черкасов, министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:

— По итогам 9 месяцев 2019 г. нижегородские предприятия при содействии регионального Центра развития экспорта заключили 68 экспортных контрактов на сумму 9,5 млн долларов США. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился более чем в четыре раза. Выросло и количество выездных мероприятий — в этом году нижегородские экспортеры смогли принять участие в 15 бизнес-миссиях и выставках по всему миру (Сербия, Армения, Страны Прибалтики, Китай, Турция, Вьетнам).

* * *

70% экспорта из Нижегородской области сейчас обеспечивают крупные предприятия. Определенный вклад в рост объемов могут внести представители малого и среднего бизнеса (сегодня уже экспортируют более 1300 предприятий, по сравнению с 2018 г. число субъектов МСП — экспортеров увеличилось на 10%). Господдержка нужна и тем, и другим.

На сегодняшний день порядка 70 МСП заключили экспортные контракты при содействии Центра развития экспорта Нижегородской области.

Конечно, суммы контрактов у малого и среднего бизнеса не гигантские — порядка 10 млн долларов США. Но главное, что они уже вышли на новые рынки. И мы ожидаем прогресса в будущем, как от этих компаний, так и от тех, кому это большое дело только предстоит», — резюмировала Альбина Разина.

В рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» в Нижегородской области реализуются региональные проекты — «Промышленный экспорт», «Экспорт услуг», «Экспорт продукции АПК», системные меры по поддержке и развитию международной кооперации и экспорта. Консолидация усилий на региональном и на федеральном уровнях позволила предоставить экспортерам такую меру поддержки, как корпоративные программы повышения конкурентоспособности, — рассказала Альбина Разина.

Руководитель территориального управления Российского экспортного центра по ПФО Николай Ереев обратил внимание на то, что количеству одобренных заявок (для предприятий регионального и федерального значения) на участие в этих программах регион разделил четвертое место с Москвой.

Николай Ереев

Руководитель проекта по стратегическому развитию Российского экспортного центра Гульнара Агамова рассказала о программе акселерации для экспортеров. За компанией закрепляется личный менеджер, который помогает оценить потенциал будущего экспортера и его готовность к работе на внешнем рынке, определить зоны роста, с которыми необходимо работать. В итоге формируется комплекс мер, с помощью которых предприятие наладить экспортную деятельность:

Разработано семь программ акселерации, чтобы покрыть разные сегменты бизнеса, в зависимости от отрасли и готовности к экспортной деятельности».

«Нижегородская область — первая, где мы пилотируем программы акселерации. И если говорить про результаты 2019 г., то в различных программах акселерации участвуют более 50 нижегородских компаний, и 11 компаний уже заключили экспортные контракты. Это высокий результат, это правильная отлаженная работа правительства Нижегородской области, Российского экспортного центра в регионе, регионального Центра поддержки экспорта», — отметила г-жа Агамова.

Гульнара Агамова

По словам Николая Ереева, от предприятий поступает все больше запросов на консультации по вопросам субсидирования, кредитования и страхования. «С целью поддержки экспортеров был запущен еще один продукт — кредитование российских экспортеров под 5% годовых без залогов, только под поручительство. Этой возможностью уже воспользовались шесть нижегородских предприятий», — добавил он.

«Также в 2020 г. планируется открытие за рубежом первого российского торгового дома, который позволит компаниям избавиться от некоторого неразвитого у них функционала. Задача торгового дома — активно продавать товары российского производства, включая его хранение, распаковку, сборку и так далее. Первый торговый дом будет открыт в Китайской Народной Республике», — рассказал г-н Ереев.

Руководитель управления маркетинга компании «ГАЗ Интернешнл» Александр Щербаков высказал несколько предложений по господдержке экспорта. Среди них — необходимость заключения соглашений между странами о зонах свободной торговли, субсидирование логистики, поставок демонстрационных образцов, затрат на маркетинг и продвижение продукции, а также поддержка развития системы послепродажного обслуживания.

Поддержка со стороны государства не обязательно должна заключаться в виде субсидий или финансирования, — сказал он.

«Например, для нас одна из основных проблем — высокие таможенные пошлины. В некоторых ключевых странах они могут достигать 50%. Заключение соглашений о зонах свободной торговли позволит увеличить ценовую конкурентоспособность продукта».

Александр Щербаков

По завершению форума стало понятно, что при поддержке со стороны Центра развития экспорта многим компаниям удалось достичь определенных успехов, но предстоит еще много работы по разработке дополнительных инструментов господдержки.

Правительство и представители предприятий выразили свою готовность к долгой и кропотливой совместной работе по продвижению отечественной продукции на мировом рынке.

В рамках форума прошла торжественная церемония вручения премии «Экспортер года» в Нижегородской области.

Награждается научно-производственное предприятие «Гиком»

Были награждены нижегородские предприятия, которые по итогам минувшего года показали наиболее значимые результаты в экспортной деятельности. Критериями определения лучших в каждой номинации стали данные таможенной статистики, значимость достижений для нашего региона; учитывались объем и количество заключенных контрактов, и количество стран, в которые компания поставляет свою продукцию.

Этот конкурс проводится с 2013 г., но впервые с этого года победитель регионального уровня будет представлен на федеральном уровне. Победителям вручены сертификаты на приобретение поездки в целях бизнес-обучения.

В номинации «Экспортер года в сфере промышленности» победителем стало научно-производственное предприятие «Гиком». Компания экспортирует комплексы для электронно-циклотронного нагрева плазмы в установках управляемого термоядерного синтеза. Объем поставок в ЕС и такие страны, как Индия, КНР, Япония, Южная Корея, составил с начала года почти 7 млн долларов США.

Награждается торговый дом «Поспел»

В номинации «Экспортер года в сфере АПК» (организации, занятые экспортом продукции сельского хозяйства и сопутствующих отраслей) стал торговый дом «Поспел», который поставляет замороженные продукты питания — полуфабрикаты и мороженое — в Монголию, Казахстан и Узбекистан. С начала года отправлено продукции на 860 тыс. долларов США.

Кстати, недавно Нижегородский масложировой комбинат стал победителем федеральной премии «Экспортер года» в номинации «Крупный бизнес: экспортер года в сфере АПК».

В номинации «Экспортер года в сфере высоких технологий» (организации, экспортирующие высокотехнологичную, наукоемкую продукцию и услуги) награды удостоена компания «РМТ», которая поризводит термоэлектрические охладители. Продукция отправляется в страны СНГ и Евросоюза, в Азию и в США. Объем поставок составил с начала года почти 10 млн долларов.

Награждается компания «РМТ»

Напомним, что всестороннюю информационную и консультационную поддержку компаниям-экспортерам оказывают специалисты Центра развития экспорта Нижегородской области.

Это маркетинговые исследования, поиск и подбор зарубежных партнеров, программы акселерации, участие в выставках и международных бизнес-миссиях, образовательные программы и многое другое (подробнее читайте здесь).

С 2020 г. работа и услуги Центра будут ориентированы не только на представителей малого и среднего предпринимательства, но и на крупный бизнес.

Подготовила Виктория Рафальсон.

Фото: Кира Мишина, Роман Игнатьев