В Нижнем Новгороде существует проблема: публика прикрывает свое нелюбопытство по отношению к искусству тем, что оно для нее недоступно.
«Вот если бы цены были демпинговыми, если бы нам посещение выставочного зала ничего не стоило, то может быть, мы бы посмотрели представленную экспозицию», - рассуждают жители. Но поскольку приобщение к искусству стоит денег (что естественно, потому что это услуга), люди отдают предпочтение другим развлечениям. Поверьте, никакая выставка современного искусства не окупается за счет продажи билетов, у музеев по определению не образуется прибыли.
Однако поддержать выставочную деятельность может бизнес. Выбрав зону собственного интереса, он может вкладываться в нее целевым образом. И тогда в библиотеке, например, может появиться табличка с благодарственной надписью, что фонд книг по искусству развился благодаря вложениям такой-то компании. Это очень почетно. Без меценатской деятельности невозможно в странах исконно буржуазных попасть в целый ряд закрытых клубов. В России нет таких ограничений, но их стоило бы ввести.
В купеческом Нижнем Новгороде была развита благотворительность в сфере искусства. У нас были известные меценаты Федор Щукин и Савва Морозов, которые вкладывали в развитие культуры немалые средства. После революции эти традиции были утрачены. После почти векового затишья мы все начинаем взращивать вновь.
Основная сложность в том, что в Нижегородской области нет концепции культурной политики. У нас есть существование культуры в привычных форматах, а стратегических целей, осмысленного развития нет.
Например, Пермь пыталась стать столицей современной культуры в России. Процесс, похоже, закончился из-за смены губернатора Олега Чиркунова. Он хотел видеть город в таком качестве и вкладывал в это немалые средства, а новый глава края поставил перед собой другие задачи и инвестировать в продолжение развития культурной истории не собирается. Культурную политику, проводимую господином Чиркуновым, можно критиковать, она была не во всем оптимальна, но она была и имела очень яркое лицо. В их театрах ставятся экспериментальные постановки, которые становятся не только общегородскими, но и международными событиями, они заставляют публику обсуждать и рассуждать.
То, что происходит сейчас в Нижнем Новгороде – это проблема всей страны: культура не стала двигателем развития общества, а должна бы. Для этого необходимо разработать оптимальную стратегию государственного управления, которая будет опираться в своей деятельности на культуру как основополагающий стержень. Новая государственная концепция развития общества должна включать понимание того, что именно мы хотим изменить с помощью культуры. Это осмысление должно быть векторным. Например, мы выбрали направление преобразований – улучшение качества городской среды. Так вот, на этот вектор должны работать все музеи, библиотеки, театры и лектории города. К сожалению, со сменой власти у нас обычно сразу меняются тренды. А культура – это такой тренд, который требует последовательного развития.
Я бы посоветовала начать с дискуссии власти и общества. Обсуждать стоит и формат музеев, и объекты культуры, которые должны появиться в городе. Например, Зачатьевская башня Нижегородского кремля в момент разработки проекта ее восстановлениям явно недостаточно обсуждалась со специалистами и общественностью. В результате стены будут, а внутри пространство не используется. Если бы обсуждение состоялось, башня могла бы стать выставочным или музейным пространством, послужить площадкой для развития искусства. В том состоянии, в котором объект находится сейчас, он представляет собой лишь знак замкнутости кремлевского ансамбля, некий макет башни. В нем не предусмотрено других функций, по сути – это деньги, замурованные в кирпич. Поэтому очень важно проводить мозговые штурмы уже на стадии согласования концепций значимых для Нижнего Новгорода проектов.
Колонка написана специально для «Делового квартала»