Меню

В 2010 г. не менее 100 страховых компаний уйдут с рынка - 17.07.2006

Дмитрий Маркаров первый вице-президент, первый заместитель генерального директора компании «Росгосстрах» Страховой рынок более инерционный, чем другие финансовые рынки. Из-за этого он вошел в кри

Дмитрий Маркаров первый вице-президент, первый заместитель генерального директора компании «Росгосстрах»
Страховой рынок более инерционный, чем другие финансовые рынки. Из-за этого он вошел в кризис более плавно, чем, например, банковский, но и задержался в нем дольше. Отношу себя к числу тех экспертов, которые уверены, что страховым рынком дно кризиса еще не пройдено. Я не единственный, кто считает, что в этом году еще не менее 100 компаний уйдут с рынка.
Взять, к примеру, хотя бы ОСАГО. Компании теряют лицензии на этот вид деятельности практически еженедельно. Причем это достаточно крупные компании, у которых долгов на сотни миллионов рублей. А так как долги эти закрывает РСА, уход таких компаний почувствует рано или поздно все страховое сообщество. На сколько хватит резервов РСА, не знает никто.
Очень заметны явления нарастающего демпинга, причем по всем направлениям страхования. Элементы демпинга допускают даже лидеры рынка из первой двадцатки. У компаний не хватает средств на выполнение обязательств, и они идут на любые ухищрения, чтобы закрывать обязательства и привлекать новые средства. Возникает финансовая пирамида, которая в дальнейшем неминуемо рухнет. В силу особенностей нашего законодательства регулятор не может заранее увидеть эти явления, поэтому санкции, как правило, применяются уже с опозданием.
Сейчас Федеральная служба страхового надзора (ФССН) планирует увеличить капитал страховых компаний. От страховщиков этого требуют уже не в первый раз. Начиналось все с 2 млн руб. Сегодня базовая цифра 30 млн, собираются повышать до 90 млн руб. Я считаю, что это необходимо, и в первую очередь для общества. Чем выше капитал компании, тем больше у нее возможностей для предоставления качественного сервиса, а самое главное — для выполнения своих обязательств перед клиентами.
Сейчас капитал половины компаний недотягивает до новых требований. У них есть несколько вариантов выхода из этой ситуации. Например, увеличить капитал за счет прибыли или за счет акционеров. Другой вариант — слияния. Но, на мой взгляд, самое простое для таких компаний — просто перестать притворяться страховыми компаниями. Есть другие способы работать на страховом рынке — быть брокером, агентом, которые также выполняют страховые функции, но не несут ответственности, как компании. А чтобы нести ответственность перед клиентами, нужно быть сильным. Или кто-то считает, что лучше десять слабых, чем один сильный? За последние 20 лет в России было создано более 8,5 тыс. страховых компаний. Сейчас их меньше 700. Кто-нибудь помнит скандалы в связи с их уходом? Нет. Все спокойно. И очередной уход пары сотен мелких компаний на рынке никак не отразится. Мое личное мнение — столько компаний и не нужно. Сегодня первая сотня страховщиков обеспечивает более 90% страховых сборов. А значительная доля из 700 существующих компаний занимается обязательным медицинским страхованием.
Помимо увеличения капитала планируются и другие инициативы регулятора. В Госдуме обсуждается законопроект об усилении требований к страховым организациям в части ответственности менедж­мента и акционеров. Мое мнение: политика консолидации рынка путем повышения капитализации и увеличивающегося осмысленного ограничения действий руководства бизнеса заставит всех играть честно. Мы часто сталкиваемся с такой картиной. Управленцы проворовались; нарисовали новую компанию или прикупили какую-нибудь слабенькую; отработанные схемы мошенничества перекинули туда; а потом еще раз проворовались. И ничего сделать по сути нельзя, потому что законы не позволяют. Есть один жулик в Москве, который несколько раз проделывал эту операцию. Но он же еще и в суд подает на то, что его в СМИ оскорбили. Сейчас у него есть прикрытие в силовых структурах, поэтому он и работает так легко. А был бы принят закон об увеличении ответственности менеджмента и акционеров, этого человека не допустили бы ни к управлению компанией, ни к участию в составе акционеров. И я лично считаю, что такие мошенники не должны работать на страховом рынке. Потому что, помимо прямого вреда, они наносят урон имиджу рынка в целом.
Колонка написана специально для «Делового квартала»