«Садился в «Жигули», ехал на завод, варил сироп, разливал напитки в стеклянные бутылки... Нужны были инвестиции, но денег ни у кого не было. Пришлось работать таксистом, чтобы наладить производство».
Как создать профилактический напиток на базе военных разработок и вывести его на рынок? Об этом DK.RU рассказал генеральный директор «ВИТАН-НН», член Совета ТПП Нижегородской области Константин Казаков.
Военные разработки на гражданских рельсах
— Идея по созданию полезного напитка для людей появилась после Чернобыльской катастрофы, которая произошла в 1986 г. Правительство Советского Союза поставило задачу — создать продукт для реабилитации населения, оказавшегося в зоне заражения. И тогда возникло предположение, что наиболее эффективный профилактический продукт — напиток на базе экстрактов отечественных трав, которые обладают радиопротекторными свойствами. Употребляя такие напитки, человек сможет помочь своему организму бороться с воздействием на него агрессивной внешней среды.
Со временем чернобыльская проблема поутихла — в основном, в связи с политическими преобразованиями, и правительство приняло решение о создании травяных настоек для аптек. Это было в конце 80-х — начале 90-х гг.
Я тогда работал в ЦНИИ «Буревестник», и нашему институту было предложено переходить на гражданскую тематику. Меня назначили главным конструктором проекта по разработке вертикальной шнековой экстракционной установки для получения высококачественных экстрактов из растительного сырья для изготовления травяных настоек в большом количестве. Я предложил ряду конструкторов принять участие в этой работе. Имея большой конструкторский опыт, мы разработали экстракционную установку, которая оказалась лучшей в своем классе.
Экстракты из растительного сырья можно было изготавливать, но они никому оказались не нужны. Страна начала все «получать» от западных фирм. Химия на западе всегда была хорошо развита, и западные товары вышли на отечественный рынок.
Чтобы не потерять имеющиеся наработки, я предложил разработать «травяные лимонады» как наиболее хорошо знакомый и легко употребляемый продукт с оздоровительными свойствами. В этой работе принял участие ряд специализированных институтов.
Также одним из главных факторов, который побудил меня к созданию полезных напитков из трав, стало поступление на рынок иностранных напитков. Они все были в красивых бутылках с яркими этикетками: зеленые, красные, всякие-разные, все стали брать их. Никто не задумывался, из чего они состоят, а ведь в их составе были различные химические ингредиенты, красители и консерванты.
То, что у нас сейчас в одном доме по четыре аптеки — это последствия питания в 90-е. Мы понимали, что иностранные напитки, в составе которых есть вредные вещества, покупать долго не будут.
Я со своей командой разработал концепцию наших напитков, их рецептуру. Задачу ставили не противостоять транснациональным компаниям, а дать сознательный выбор самому человеку.
Внутренние органы человека можно условно разделить на три части: это сердечно-сосудистая и бронхо-легочная системы, желудочно-кишечный тракт. Наши напитки разделены как раз на эти системы: один напиток — для одной, другой — для другой. Разный набор трав для разных напитков.
Хотя они созданы как напитки повседневного употребления и без всяких ограничений — как обычные лимонады, но они позволяют увеличить продолжительность жизни на пять-семь лет за счет того, что человек меньше болеет.
Адаптация к рынку
Опыт производства напитков на растительной основе в нашей стране уже был — это «Байкал», «Саяны», «Тархун» и другие. Но мы сделали уклон на то, чтобы напиток был не только освежающий, но и полезный для здоровья человека.
На этом этапе к нам подключилась Галина Филонова, сотрудник ВНИИ пивной, безалкогольной и винодельческой промышленности, которая является одним из основных разработчиков всемирно известного напитка «Байкал». Ее знания и наш опыт были перенесены на наши напитки — «Витан-1», «Витан-2», «Витан-3» и т.д. Тогда и была создана новая торговая марка «Витан», что означало ВИТамины и АНтиоксиданты.
Мы стали предлагать наши разработки нижегородским заводам, чтобы наладить производство, но они отказывались. Потому что это все сложно и затратно, плюс надо продвигать продукцию…
В 1997-98 гг. был найден завод в Ситниках (Нижегородская область), который раньше производил советские лимонады. Мы с ними договорились, что будем привозить свои экстракты трав и на их базе выпускать наши напитки. В то время я садился на свои «Жигули», ехал на завод, вместе со своими сотрудниками варил сахарный сироп и разливал его в стеклянные бутылки, складывал в деревянные ящики и вез в магазины, где предлагал купить нашу продукцию. Где-то сразу отказывались брать наши напитки, где-то мне говорили: «Поставь, там посмотрим». Всех удивляла цена: наши напитки были в полтора-два раза дороже. Так началась первая адаптация к рынку.
Я стал предлагать людям работать со мной. Нужны были инвестиции, но денег ни у кого не было… Мне пришлось работать три года таксистом на собственном автомобиле, чтобы обеспечивать семью и наладить производство. Днем я разливал напитки, а вечером и ночью работал таксистом. В 90-е годы деньги были только у определенной группы населения. Об этом и в книгах, и в кино много сказано, а для меня это была жизнь. Попадались, конечно, и хорошие люди. Бывало, что ездил вместе со своим другом, так как таксистов в то время часто убивали… Ситуаций много было разных.
Расширение бизнеса
Поскольку спрос на нашу продукцию вырос, то возникла необходимость создания своего производства. В 2000 г. были организованы поставки сиропа «Витан-1» в московскую компанию «Родник здоровья». Мы за свой счет сделали продукцию, продали ей и получили первые большие деньги на развитие нашего производства. Но в то же время было понимание, что на сиропах далеко не уедешь, и мы стали создавать собственное производство.
Приобрели подержанное оборудование, арендовали производственные площади у ЦНИИ «Буревестник». Тогда мы и не представляли, чем все это может обернуться: или потерянным жизненным временем, или наш товар найдет своего потребителя. Потом, в связи с расширением, организовали производство в районе Гордеевки. В третий раз мы переехали на ул. Линдовская в Московском районе. Сейчас наше производство находится на Московском шоссе, на территории завода «Октябрь» в Нижнем Новгороде. В настоящий момент у нас площадь почти 700 кв. м, но этих площадей нам уже не хватает, при этом на предприятии работает всего 21 человек.
Рынки сбыта
В первую очередь наши напитки мы разрабатывали для детей и хотели наладить поставки в школы с целью сохранения здоровья подрастающего поколения. Совместно с НИИ детской гастроэнтерологии были проведены эксперименты: школьники делились на две группы, и мы наблюдали, как они проходят обучение, усвоение материалов и, главное, как себя чувствуют к концу учебного года. Те, кто пил наши напитки, лучше чувствовали себя по всем показателям.
В то время мы, конечно, приобрели огромный опыт по продвижению и реализации нашей продукции. Сейчас она продается более чем в 600 торговых точках. Это и сетевые магазины, и магазины у дома, спортивные оздоровительные центры, аптеки, АЗС и т.д.
Для сравнения, в 2000 г. мы продали 23 тыс. литров напитка, а в 2018 г. — 670 тыс. литров. Разница существенная, если учесть, что это первый функциональный напиток на нашем рынке.
Перспективы развития
Мы вышли на рынок как минимум на 100 лет. Сейчас разработали и изготавливаем напитки на растительном сырье с нулевым содержанием сахара и с минимальным содержанием сахара по рекомендации медицины. Мы считаем, что за такими напитками будущее. В то же время нельзя не отметить, что у нас «старый» коллектив и требуется его омоложение, чтобы новые идеи были адаптированы к современности. Хотим подготовить смену, чтобы новые люди заняли наши посты на предприятии и продолжали нашу работу.