Меню

Урбанистика «новых хрущевок» бесчеловечна и некомфортна

 

 

Сергей Тирских генеральный директор Архитектурной мастерской Тирских (Санкт-Петербург), член Гильдии архитекторов и инженеров Санкт-Петербурга
Строительная отрасль и градостроительная политика России нуждаются в серьезных переменах. Гонка застройщиков за право выжимать квадратные метры на небольших земельных участках приводит к снижению потребительских свойств новых зданий в угоду дешевому, но крайне низкокомфортному жилью. С другой стороны, огромные территории селькохозяйственных земель, деревень, малых и средних городов не осваиваются и приходят в запустение.
Начиная с эпохи правления Екатерины II, все частные владения и государственные земли были размежеваны. Уже в то время были заложены предпосылки формирования комплексного подхода в градостроительной и экономической политике государства. Для губерний были разработаны альбомы образцовых фасадов. Невзирая на масштабы преобразований и требуемых для этого материальных ресурсов, жесткая государственная градостроительная политика Екатерины II улучшила облик городов России. По принципам, заложенным в ту эпоху, города развивались вплоть до 1917 г. За достаточно короткий период, чуть более 100 лет, города приобрели абсолютно новый — гармоничный, стройный вид.
В годы советской власти взгляд на градостроительную политику страны кардинально изменился. Особенно в послевоенный период — при восстановлении городов в европейской части страны. За 1945—1950гг. основная часть этих городов была отстроена заново. Надо отдать должное коллегам: они строили масштабные уютные кварталы, соразмерные городам и поселениям, но самое важное— они в короткий период создали завершенную среду для полноценной жизни.
Тем не менее жилищная проблема в стране все равно оставалась очень острой. С начала 1960-х годов по всему СССР создавались домостроительные комбинаты для произ­водства домов панельных серий. Была принята новая градостроительная доктрина микрорайонного строительства. По прошествии полувека можно сказать, что она пол­ностью себя оправдала. Хотя без перегибов не обошлось— Ппд одну гребенку были причесаны и большие, и малые города. Вне зависимости от того, каким был город— крупным, как Москва, или малонаселенным, как Ивангород,  — с 1960-х гг. их строили по принципам микрорайонной застройки. Появилась новая система формирования городской среды, которая для малых населенных пунктов стала пагубной. Например, города в Ленинградской области, которыми мне пришлось заниматься (Ивангород, Приозерск, Гатчина), из-за таких перегибов не сформированы в полноценную жилую среду до сих пор — на протяжении 30—50 лет! А ведь это целая жизнь.
Необходимо признать: сегодня развитие градостроительной политики в малых городах практически отсутствует. Моногорода стоят на грани расселения. Даже при наличии жилья людям негде работать. А в мегаполисах все наоборот: приходится строить здания высотой в 16—25 этажей и более, что не придает человечности новым районам. Перенаселенность, транспортные коллапсы— результат отсутствия четкой градостроительной политики и нежелания понимать процессы формирования городов в угоду интересам отдельных застройщиков. К сожалению, за последнее время такое отношение заказчика к застройке связано с удорожанием энергоносителей, стоимости земли. Все это ведет к тому, что мы возвращаемся в 60-егоды ХХ столетия. Хрущевки на новый лад, только гораздо хуже: выше и бесчеловечнее. Несом­ненно, их будут раскупать, как горячие пирожки на рынке. Но сложно говорить, что они создадут нормальную жилую среду для человека.
Архитектурное сообщество проектирует такие торговые комплексы, которые могут вместить в себя помещения площадью до 170 тыс.кв.м, где гаражи на 3 тыс. авто размещены в три яруса. Необходимо ли нам стремиться к урбанизированным пространствам? Спроектировав и построив за последние десять лет более 300 тыс. кв. м жилья, я отвечу, что, скорее всего, нет. Сегодня крупные города перенаселены, все хотят жить в мегаполисе, а ближайшие земли пустуют. Нам нужно думать о создании более комфортных условий для жизни человека, о его приобщении к земле и природе. Стоит признать, что осуществить это политически даже в рамках одного города пока сложно. Требуются жесткая градостроительная политика и большие денежные вливания в развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Здесь сталкиваются интересы разных субъектов Федерации и отдельных землевладельцев. Без серьезной поддержки и сбалансированной грамотной градостроительной политики со стороны государства это решить будет практически невозможно. Урбанизация в стране неизбежна— это факт, но архитектура должна создавать комфортное пространство для полноценной жизни человека.
Колонка подготовлена на основе выступления на круглом столе в рамках строительной выставки «Мосбилд-2011»