Светлана Булгакова директор компании «Место под солнцем» Александр Глазунов генеральный директор ООО «СМЦ «Приоритет» Алла Кознова руководитель направления тренингов компании «Место под солнцем» Та
Светлана Булгакова
директор компании «Место под солнцем»
Александр Глазунов
генеральный директор ООО «СМЦ «Приоритет»
Алла Кознова
руководитель направления тренингов компании «Место под солнцем»
Татьяна Лапаева
управляющий партнер нижегородского офиса Human Factors
Валентина Соболева
генеральный директор ЗАО «Нижегородская консалтинговая компания» («Мэйнстрим»)
Жанна Чувствина
директор Центра психологического сопровождения бизнеса «Чувствина и Буденная»
Зачем бизнес-тренеры приходят к заказчику под видом клиентов?
Какие сертификаты выдают тренинговые компании?
По оценкам управляющего партнера нижегородского офиса Human Factors Татьяны ЛапАевой, на нижегородском рынке работает чуть более 30 тренинговых компаний. Группа лидеров по сравнению с 2007 г. не изменилась: «Чувствина & Буденная», СМЦ «Приоритет», Human Factors, «Мэйнстрим», «Системное мышление», Upgrade; лишь группа Score сократила количество образовательных программ. Как утверждают эксперты «Делового квартала», эти компании делят между собой более 50% рынка. Директор Центра психологического сопровождения бизнеса «Чувствина & Буденная» Жанна Чувствина рассказала, что ее компания заинтересована в появлении сильных игроков и компетентных тренеров: «Конечно, мы замечаем появление новых игроков на рынке и отслеживаем, с какими ценами и услугами приходят эти компании». При этом эксперты отмечают, что рынок пока не насыщен. Татьяна Лапаева: «Последние полтора года мы полностью загружены, тренинги некоторых клиентов приходилось даже переносить из-за нехватки специалистов». По оценкам экспертов, спрос ежегодно растет на 40–50% за счет появления новых компаний и запросов на дополнительное обучение со стороны бизнеса. Но предпринимателей уже не устраивают одинаковые не только по названию, но и по наполнению «тренинги по продажам» или «тренинги по эффективному управлению». Заказчики хотят, чтобы тренер учитывал специфику рынка и ориентировался в особенностях их бизнеса.
В ходе подготовки материала в редакцию «Делового квартала» пришло письмо от руководителя направления тренингов компании «Место под солнцем» Аллы Козновой. В статье «Как испортить тренинг», начинающейся словами: «Рука сама взялась писать — не могу молчать», г-жа Кознова поведала о типичных ошибках руководителей компаний-заказчиков при проведении тренингов. Несколько позже эта статья спровоцировала бурное обсуждение среди бизнес-тренеров и предпринимателей на одном из нижегородских интернет-порталов. Эксперты соглашаются с участниками интернет-дискуссии в том, что топ-менеджеры нередко неверно ставят задачу бизнес-тренеру, применяют различные карательные меры для сотрудников, плохо проявивших себя на занятиях, приносят видео- и звукозаписывающие устройства, чем усложняют процесс обучения. Игроки ранка уточняют, что это проблемы устаревающих растиражированных универсальных решений, спрос на которые падает. Эксперты утверждают, что неадаптированные под бизнес заказчика тренинги не вовлекают сотрудников в процесс обучения, они слишком абстрактны и оторваны от каждодневной деятельности коммерсантов. Как рассказала Жанна Чувствина, чтобы избежать упомянутых сложностей, подготовка к проведению тренинга должна проводиться усилиями тренинговой компании и службы по персоналу компании–заказчика. Г-жа Чувствина: «Одновременно, HR-служба компании–заказчика должна провести работу по позиционированию тренинга в компании». Генеральный директор ЗАО «Нижегородская консалтинговая компания» («Мэйнстрим – Нижний Новгород«) Валентина Соболева добавляет: «Мы собираем информацию о бизнесе заказчика, приходим в его компанию под видом клиентов, выявляем слабые стороны и зоны для улучшения, затем разрабатываем кейсы на основе полученных знаний». Таким образом, тренинговые компании готовят специализированные, отраслевые образовательные продукты, «заточенные» под конкретную компанию.
Генеральный директор СМЦ «Приоритет» Александр Глазунов рассказал об отраслях, в которых можно применять универсальные модели тренингов, к примеру, получение стандартов качества ISO. Не важно, какая компания получает стандарт, подготовка практически одинакова. «В то же время, тренинги для производителей автокомпонентов имеют яркую отраслевую специфику, — подчеркнул эксперт, — необходимо учитывать стандарты качества, которые приняли сборочные производства и навязывают их своим поставщикам».
Для специализированных тренингов компании либо приглашают зарекомендовавших себя в определенной отрасли специалистов, либо сами изучают специфику компании–заказчика. Татьяна Лапаева: «Мы используем интернет, СМИ и беседуем с экспертами». По словам Жанны Чувствиной, задача ее «школы тренеров» — подготовить квалифицированных тренеров с правильным пониманием методологии проведения тренинга. Александр Глазунов утверждает, что для специализированного тренинга подбирается команда преподавателей, имеющих опыт в отрасли, схожей с отраслью заказчика: «Специалист должен понимать принципы работы производства, но не должен знать, к примеру, технологии литья металла под давлением». Как рассказала Валентина Соболева, тренинг, подготовленный для конкретного автосалона, можно в дальнейшем тиражировать для других заказчиков этого рынка с большей рентабельностью. По словам Александра Глазунова, перед тем как разработать уникальный отраслевой тренинг, специалисты формируют список потенциальных заказчиков, оценивают рентабельность.
Подготовка к отраслевому тренингу занимает у специалистов тренинговых компаний от нескольких часов до нескольких дней. Эти трудозатраты, разумеется, стоят денег. По словам Валентины Соболевой, в Москве стоимость подготовки равна стоимости одного тренингового дня. «В Нижнем Новгороде пока не готовы платить за работу вне тренинга, — констатирует она. — Специализацию мы рассматриваем не как дополнительный доход, а как конкурентное преимущество». Татьяна Лапаева отмечает, что работы по сбору информации о рынке и составлению кейсов специально для заказчиков включены в стоимость тренинга.
По данным «ДК», средняя стоимость одного тренингового дня у компаний–лидеров составляет 37,5 тыс. руб. По сравнению с 2007 г. цены выросли на 20%. Игроки рынка утверждают, что рост связан с увеличением постоянных расходов, в частности на аренду помещений. При этом стоимость тренингов для топ-менеджеров сегодня колеблется в районе 45–50 тыс. руб. в день, а для сотрудников — 25–30 тыс. Александр Глазунов замечает, что некоторые преподаватели просто пересказывают какую-нибудь книгу в ходе занятия — в этом случае затраты небольшие. «Мы же потратили 10 лет, чтобы отработать методы подготовки моделей тренингов для автомобильного рынка — эти вложения, естественно, отражаются на стоимости», — подчеркивает эксперт. Как рассказала Валентина Соболева, игрокам, работающим в высоком ценовом сегменте, основную прибыль традиционно приносят торговые и сырьевые компании, за последние два года эксперты отмечают также увеличение количества заказов от банков и промышленных предприятий.
Средний ценовой сегмент представлен типовыми корпоративными тренингами, стоимость которых составляет от 5 до 25 тыс. руб., и открытыми отраслевыми тренингами, которые может посетить любой желающий. Последние активно используют кадровые агентства как инструмент для продвижения. Стоимость участия в открытом тренинге, как правило, составляет 7000–8000 руб. с одного участника, а стоимость тренера колеблется в районе 2000–4000 руб. в час. По словам директора компании «Место под солнцем« Светланы Булгаковой, рынок специализированных тренингов среднего ценового сегмента «слабоват» и должен в ближайшее время рухнуть: «Ввиду отсутствия лицензирования, это сплошной фриланс, и выбрать достойного тренера довольно сложно». Эксперты называют основные критерии при выборе тренера: «умение продать себя аудитории» и наличие практического опыта по тематике тренинга.
Образовательная деятельность, как и многие другие, подлежит в нашей стране лицензированию. Тем не менее, нижегородские тренинговые компании работают без лицензий и получать ее не собираются. По итогам занятий тренинговые компании выдают сертификаты негосударственного образца. Александр Глазунов: «Мы изначально развиваем бренд для того, чтобы клиенты ценили наши сертификаты больше, чем любые другие». На рынке труда вес имеют сертификаты зарекомендовавших себя компаний. Как рассказала Светлана Булгакова, при наличии у кандидата сертификатов, подтверждающих участие в специализированных тренингах, нередко шансы получить желаемую должность увеличиваются на 50%. По словам экспертов, на нижегородском рынке происходит качественный рост. Игроки рынка утверждают, что на следующем этапе останется несколько крупных компаний, которые по-прежнему будут предоставлять разнообразные тренинги, а остальные сфокусируются на том, что у них лучше всего получается, например, на тренингах в одной отрасли.
Александр Глазунов: «Специалист должен понимать принципы работы производства, но не должен знать, к примеру, технологии литья металла под давлением».
Татьяна Лапаева: «Работы по сбору информации о рынке и составлению кейсов специально для заказчиков включены в стоимость тренинга».
Валентина Соболева: «В Нижнем Новгороде пока не готовы платить за подготовку тренинга».