«По итогам 2019 г. в России в формате «жесткий дискаунтер» работали 2934 объекта торговой недвижимости. Это на 44% больше, чем годом ранее», — Екатерина Гресс.
Поведение потребителей меняется: рост интернет-торговли спровоцировал падение трафика в офлайн-магазины. А среди последних покупатели предпочитают форматы «у дома». Об этих и других трендах в сфере торговой недвижимости в колонке для NN.DK.RU рассказала генеральный директор компании IDEM Екатерина Гресс.
Гипермаркеты исчезают
— Около двух лет мы, как эксперты рынка торговой недвижимости, говорим о системном кризисе гипермаркетов. X5 Retail Group повсеместно сворачивает свой формат гипермаркетов «Карусель», «Ашан» штормит, «Лента» фактически замерла в своем развитии, а «Магнит» избавляется от гипермаркетов.
Мы сейчас много работаем над проектами по реконцепции объектов в разных городах, в некоторых торговых центрах закрывается «Карусель», высвобождая площади, а на рынке не так много операторов, готовых занять образовавшиеся площади.
Системный кризис гипермаркетов может привести к изменению концепции торговых центров. Роль якорей будут выполнять не огромные магазины, а форматы развлечений и досуга, такие как фитнес-центры, семейные развлекательные центры, рестораны, концертные залы, кинотеатры и др.
За последние полгода почти половина разработанных нами новых концепций ТЦ связана с изменением формата и размера якорных арендаторов
Рост «жестких дискаунтеров»
«Жесткий дискаунтер» — магазин с низкими ценами, характеризуется политикой экономии на персонале, выкладке продукции (преимущественно паллетная выкладка) и узким ассортиментом товаров.
По итогам 2019 г. в России в формате «жесткий дискаунтер» работали 2934 объекта торговой недвижимости. Это на 44% больше, чем годом ранее. Их общая площадь по стране по итогам 2019 г. превысила 1,9 млн кв. м, а общее количество точек достигло 3 тыс., что почти в два раза превышает показатель предыдущего года.
Так, «Светофор» в прошлом году удвоил свое присутствие и по площадям, и по количеству магазинов в России. «Доброцен» тоже достаточно активно развивается. Финансовые возможности людей не растут, поэтому такие форматы магазинов становятся востребованными.
Тренд растущий, думаю, что в ближайшие пару лет этот формат будет развиваться. Конечно, те, кто вел переговоры с подобными сетями знают, что цена аренды у них тоже в формате «жесткого дискаунтера».
Ритейлеры меняют свои форматы
«Лента» анонсировала активный уход в развитие супермаркетов и дополнительных сервисов, таких как доставка, зоомаркет, целевые промокампании.
«Ашан» заявил о переходе к новому концепту и о развитии таких бизнесов, как ресторан, dark store («магазин без покупателей», предназначенный для обслуживания онлайн-торговли), click&collect (онлайн-заказ с самовывозом) и доставка.
Меtro сосредоточилась на продвижении франчайзингового проекта «Фасоль» (в 2019 г. было открыто более 1,5 тыс. таких магазинов в России) и планирует развитие компактных объектов площадью 1-2 тыс. кв. м.
IKEA открывает городской формат в «Авиапарке» и «Европолисе» в Москве. Leroy Merlin уже открыл в ТРЦ Columbus магазин в формате «Леруа Мерлен Городской».
Эти компании — глобальные сети, которые ранее всегда работали в формате «убийц категорий». Ради ассортимента люди приезжали со всего города, чтобы что-то купить.
Но сегодня в связи с изменением потребительского поведения, все меняется и на рынке. Во-первых, покупатель экономит время, а, во-вторых, деньги.
Многие владельцы продуктовых сетей отмечают, что чек стал меньше, как и число позиций в нем, а походы в магазин чаще. То есть покупатели больше не хотят закупаться впрок, а предпочитают ежедневные покупки в магазинах у дома. Потому и ритейлеры стремятся быть ближе к потребителю.
Рост электронной торговли
Пожалуй, самый главный и значимый тренд — рост электронной торговли. Оборот рынка электронной торговли в России оценивается в $20,6 млрд. Наш рынок имеет большой потенциал, в ближайшие 3-4 года он может удвоиться, достигнув доли 10% от общего оборота торговли в стране.
В формате FMCG за предыдущий год продажи через интернет выросли в два раза.
В России хорошее покрытие интернета, доступ к нему есть практически везде, следовательно, и делать покупки мы можем в любом месте. Даже совершая покупки в традиционных магазинах, мы предпочитаем предварительно сделать выбор в сети. Этот тренд очень серьезно влияет и продолжит влиять на развитие всех форматов торговой недвижимости.
Победа формата «у дома»
Федеральные сети уже несколько лет вытесняют местных игроков в регионах. Кроме того, сетевой ритейл проникает все глубже, сеть становится плотнее, покупатели уже привыкли ходить в небольшие магазины рядом с домом. Такие точки стали доступными, удобными и комфортными. Больше нет смысла ехать в огромный гипермаркет, если те же продукты можно купить в соседнем доме.
Однако во время активной экспансии федеральные сети, стремясь захватить рынок, открыли много магазинов. В то время как спрос не растет. Конкуренция на рынке серьезная. То есть какие-то форматы и магазины все-таки будут сокращаться в ближайшие годы.
Вымирание региональных сетей
За последнее время мы попрощались с сетью Spar в Санкт-Петербурге, сетями «Эссен» и «Камилла» в Казани, «Ижтрейдинг» и Spar — в Удмуртии и «Холидей» — в Новосибирске.
Реальность такова, что федеральные сети побеждают регионалов, мало у кого в регионах есть достаточные ресурсы для борьбы.
Наш регион — счастливое исключение, местный Spar развивается и активно осваивает соседние регионы.
Что будет востребовано?
В ближайшее время в тренде будет все, что связано с коллаборациями, взаимным проникновением одного формата в другой: продуктовый магазин с большой линейкой кулинарии и пунктами выдачи товаров, книжные магазины со встроенной кофейней, Сбербанк с Макдональдс, Альфабанк с кофейней Starbucks, даже Почта России планирует продавать на своих площадях лекарства и алкоголь.
Интересная тенденция — развитие фудхоллов и фудмаркетов, коворкингов и многофункциональных центров.
Текст подготовлен на основе выступления Екатерины Гресс на «Форуме о недвижимости: тренды и возможности – 2020», организованном «Деловым кварталом».