Меню

Транспорт минус. Нижегородские перевозчики саботируют работу мэрии

Условия для более-менее качественной работы общественного транспорта в Нижнем Новгороде есть. Однако перевозчики саботируют требования закона, уклоняясь от возможности стороннего контроля.

19 марта на заседании транспортной комиссии Гордумы Нижнего Новгорода выступил директор МКУ «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» Владимир Некрасов. Доклад муниципального служащего был посвящён перспективам внедрения спутниковой системы ГЛОНАСС в общественном транспорте. Это был рассказ о возможностях использования существующих ресурсов для более эффективной работы муниципальных и частных автобусов, троллейбусов и трамваев. Из отчёта г-на Некрасова следовало, что современные, удобные для пассажиров сервисы типа «Яндекс. Транспорт» могут функционировать в Нижнем Новгороде уже сейчас. Нужна лишь воля, которая прекратит многолетний «пещерный бунт» частных перевозчиков.

Железная база

По словам Владимира Некрасова, основные требования к организации пассажирских перевозок регулируются федеральным законом №220, региональным законом №517 и решением Городской думы Нижнего Новгорода №3 от 2 февраля 2017 г. (утверждено положение об организации пассажирских перевозок).

Согласно пункту 5.2.1 положения, перевозчик обязан оснастить транспортные средства исправной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS, подключённой к городской системе мониторинга. Это оборудование должно круглосуточно передавать информацию о работе транспортных средств на маршрутах, отмечает муниципальный служащий.

Чтобы обеспечить работу городской системы мониторинга, исполнение условий муниципальных контрактов, свидетельств об осуществлении перевозок, в ноябре 2017 г. было создано МКУ «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта». Муниципальное учреждение использует аппаратный комплекс «АСУ-Навигация».

ДЕТАЛИ

 
Система даёт возможность передавать водителям текстовые и голосовые сообщения, получать учётные данные о работе (по одному транспортному средству, маршруту, перевозчику, в целом по транспортной сети: время в работе, пробег, интервал и так далее), отклонение фактических параметров от графика. В аппаратуре есть возможность голосовой связи с водителем - тревожной кнопки для передачи информации диспетчеру о ЧС: ДТП, пострадавших) - и вызова экстренных служб.
 

«АСУ-Навигация» отображает на карте в режиме реального времени местоположение транспортного средства, скорость его движения, количество автобусов, интервальность, отклонение от установленного маршрута, историю движения за определённый промежуток времени – в общем, все данные, необходимые пассажирам.

Закон суров, но не здесь

Несмотря на требования законодательства, перевозчики не исполняют их, тем самым не давая пассажирам пользоваться качественным, удобным сервисом.

По данным главы МКУ «ЦДС», в настоящее время к «АСУ-Навигация» в Нижнем Новгороде подключены 470 автобусов МП «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ), работающих на 50 маршрутах, и 720 автобусов частных перевозчиков, которые обслуживают 47 маршрутов. Однако в МП «НПАТ» порядка 40 машин ездят с неисправным навигационным оборудованием. «По заверению руководства, в мае проблема будет устранена», - отметил г-н Некрасов.

Ещё 150 частных автобусов не подключены к городской «АСУ-Навигация». Это транспортные средства с маршрутов Т-21, Т-25, Т-60, Т-69, которые обслуживают ООО «Автосфера», и ИП Комраков (он работает на Т-71). «Несмотря на неоднократные обращения и письма, перевозчики на контакт не идут, мотивируя тем, что у них заканчиваются контракты и они не желают тратить деньги на установку оборудования», - добавил директор МКУ.

Не имеют датчиков ГЛОНАСС 95 автобусов с маршрутов Т-45, Т-90, А-88 (перевозчик - ООО «Мещеряков и К») и Т-67 (ИП Мещеряков). По словам Владимира Некрасова, перевозчик предоставил график замены подвижного состава, согласно которому в середине мая все вновь закупленные автобусы будут подключены к городской навигационной системе.

Рубли и пассажиры

15 марта в Нижнем Новгороде прошёл конкурс на поставку, установку оборудования ГЛОНАСС на 460 троллейбусов, трамваев. По подсчётам директора МКУ «ЦДС», к маю к городской системе контроля и мониторинга будет присоединено около 1750 единиц городского наземного общественного транспорта. Во время ЧМ-2018 система будет задействована для контроля маршрутов спортивных соревнований и шаттлов.

Одно из перспективных направлений эксплуатации системы ГЛОНАСС – совместное использование с оборудованием автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП), полагает Владимир Некрасов. Она позволит в режиме реального времени передавать оператору АСКОП информацию о проведённых транзакциях, сократить время на обработку информации и исключить ручное вмешательство в её работу.

Совместное использование ГЛОНАСС и АСКОП позволит проводить зональное и полное обследование пассажиропотока маршрута и определять его востребованность. Однако сейчас эта опция также отсутствует. Напомним, лишь один из множества частных перевозчиков Нижнего Новгорода – ИП Каргин – подключился к системе АСКОП. Однако он не имеет возможности получать компенсации за перевозку льготников.

По опыту Питера и Москвы

Одной из наиболее острых проблем в «ЦДС» считают информирование пассажиров о транспортном процессе в городе, в частности, времени прибытия транспортных средств на остановки. Сейчас МКУ тестирует передачу навигационных данных из городской системы мониторинга в информационные системы «Яндекс. Транспорт» и «ДубльГИС», чтобы можно было отображать на картах расчётное время прибытия транспорта.

«В 2GIS в тестовом режиме процесс планируется запустить к концу марта. По «Яндексу» проблемы с взаимодействием. Несмотря на неоднократные обращения, «Яндекс» не определяет (местных представителей) для решения вопроса о передаче данных», - добавил г-н Некрасов и попросил у депутатов помощи.

У системы «АСУ-Навигация» много возможностей, полагает Владимир Некрасов. Сейчас МКУ эксплуатирует базовый модуль программы. Перспективное продолжение – подключение автоматизированной системы информирования пассажиров (АСИП). Она  включает комплекс прогноза и расчётов прибытия автобусов на остановки, интернет-портал информирования пассажиров, мобильную версию портала (для смартфонов), программное обеспечение для функционирования информационных табло на остановках. Общая стоимость АСИП составляет 610 тыс. руб.

Учитывая, что (информационное) обеспечение… пассажиров могло бы снять, как минимум, 50% жалоб на транспорт, работу в этом направлении считаю крайне актуальной», - отметил руководитель МКУ.

Даже существующая инфраструктура позволила бы частично улучшить работу общественного транспорта. В начале 2010-х гг. в Нижнем Новгороде были закуплены 49 информационных табло, установленных на остановках. Производителем табло является нижегородская компания – ООО «Трансдеталь». В региональном центре они не работают, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга.