эксперты Федор Бобков директор ОАО «МТС» макрорегиона «Поволжье Северо-Запад» Андрей Еремкин генеральный директор ЗАО «Мобиком-Центр» (торговая марка «Мегафон») Наталья Лапшина директор Нижегородск
эксперты
Федор Бобков
директор ОАО «МТС» макрорегиона «Поволжье Северо-Запад»
Андрей Еремкин
генеральный директор ЗАО «Мобиком-Центр» (торговая марка «Мегафон»)
Наталья Лапшина
директор Нижегородского филиала UNITLINE (ЗАО «МедиаСети»)
Георгий Лашкин
директор филиала ОАО «Вымплеком» в Нижнем Новгороде (торговые марки «Билайн» и «Билайн Бизнес»)
Эльдар Муртазин
ведущий аналитик Mobile Research Group
Где будут искать клиентов интернет-провайдеры, если сократят темпы строительства сети в районах?
Будут ли интересны потребителям конвергентные услуги от операторов?
С середины 2008 г. сотовые операторы друг за другом запускали сети 3G в коммерческую эксплуатацию. Сейчас все три оператора «большой тройки» рапортуют о стопроцентном покрытии сетью третьего поколения территории Нижнего Новгорода. К концу года запуск 3G позволил операторам увеличить на треть количество потребляемого интернет-трафика. И этот показатель, по мнению игроков рынка, в 2009 г. будет только расти. Уже сейчас операторы предлагают возможности 3G не только как «приятное дополнение», но и как полноценную альтернативу проводному интернету — и для бизнеса, и для частных пользователей. Поставщики широкополосного проводного доступа (ШПД) в интернет также не сбавляют темпов и продолжают активно строить оптоволоконные сети по городу, параллельно развивая спрос на услуги Triple Play. Последние, правда, пока мало интересуют потребителя. Игроки рынка должны максимально охватить территорию города своими сетями и повысить процент подключений до того, как сюда придут «Комстар-ОТС», «Синтерра», а МТС и «Мегафон» запустят свои услуги.
Уровень проникновения сотовой связи, достигший 132%, не предел для рынка, уверены руководители сотовых компаний. Гонка за абонента не останавливается, а только усиливается. Однако, если в 2007 г. основным оружием борьбы была цена, то в 2008 г. операторы уже конкурировали допуслугами. ГЕОРГИЙ ЛАШКИН, директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» (торговые марки «Билайн» и «Билайн Бизнес»): «Конечно, цены на сотовую связь и в этом году не росли, а только снижались. Но за счет того, что абоненты стали больше разговаривать и пользоваться дополнительными услугами, ARPU (доход с абонента) не упал, а немного даже подрос, по сравнению с I кварталом 2008 г.».
Дополнительной услугой «номер один» во II квартале 2008 г. стал мобильный доступ к интернету с помощью сетей третьего поколения. «Сейчас мы занимаемся тем, чтобы разработать и запустить такие предложения, которые сделают возможности сетей третьего поколения привлекательными для всех», — говорит директор макрорегиона «Поволжье Северо-Запад» ОАО «МТС» ФЕДОР БОБКОВ. В частности, ОАО «МТС» заключило партнерское соглашение с крупнейшим оператором сотовой связи в мире Vodafone о разработке совместных предложений. Такой же стратегии, по словам генерального директора ЗАО «Мобиком-Центр» (торговая марка «Мегафон») АНДРЕЯ ЕРЕМКИНА, придерживается и его компания. «Мегафон» также перенимает опыт западных и восточных коллег по разработке контента в сетях третьего поколения и его последующего продвижения на рынок. Пока спрос на услугу 3G сдерживает крайне низкий уровень проникновения телефонов, поддерживающих эту технологию. По данным «Мобиком-Центра», телефонов, поддерживающих стандарт сети 3G, абоненты в Нижнем Новгороде купили чуть более 50 тыс. штук. ЗАО «НСС» в ответ на запуск сетей третьего поколения, ввела в коммерческую эксплуатацию свою сеть Wi-Fi, которая при распространении телефонов с поддержкой Wi-Fi может стать конкурентом сетям 3G.
Одной из мер, стимулирующих спрос на возможности сетей третьего поколения, стало появление телефонов iPhone 3G. В ночь на 1 октября 2008 г. операторы «большой тройки» начали продажи этих устройств в России. Каждый из них подписал контракт на реализацию в РФ от 1 до 1,5 млн устройств в течение года-полутора. Несмотря на то, что с момента существования iPhone они впервые появились в стране легально, темпы продаж начали падать уже через месяц после официального старта кампании. Прогнозы от Mobile Research Group в этом вопросе неутешительны: до конца 2008 г. на территории страны не удастся продать и 100 тыс. iPhone 3G. Однако операторов это сподвигло на разработку и продвижение новых тарифных планов, где на первый план выходила не цена минуты разговора, а стоимость интернет-трафика.
Тем не менее, операторы все отчетливее стремятся в этот сегмент: в 2009 г. эксперименты по продаже телефонов под собственным брендом, которые «Мегафон» и «Билайн» развернули на Дальнем Востоке, в 2009 г. могут дойти и до Нижнего Новгорода. Ставка сделана на недорогие модели телефонов, поддерживающие работу 3G. Кроме того, уже начались продажи субсидированных телефонов от операторов. В этом направлении лидирует «Мегафон». Андрей Еремкин уверен: несмотря на «несовершенство банковской системы» в стране, субсидированные телефоны будут востребованы, и их продажи станут еще одной точкой роста для бизнеса.
А вот проект под названием «получи свою розницу», в котором «Билайн» и МТС активно делили между собой мобильный ритейл, нельзя однозначно назвать точкой роста для операторов. С одной стороны, еще месяц назад можно было говорить о безоговорочной победе «Вымпелкома» на этом рынке: оператор получил привилегии при продажах контрактов и в «Евросети», и в «Связном». С другой стороны, последние полторы недели сам оператор предлагает долю в «Евросети» своим же конкурентам — ОАО «МТС» и ОАО «Мегафон». «Розница действительно нужна операторам — это и новые подключения, и лояльность покупателей. Но какая именно розница — пока вопрос», — отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group ЭЛЬДАР МуРТАЗИН. Пока ощутимых изменений на рынке сотовой связи после розничных приобретений игроки не чувствуют. Однако, по прогнозам г-на Муртазина, они станут очевидны уже во II квартале 2009 г.: «Дружеские отношения МТС с «Евросетью» в свое время приносили оператору до 50% новых клиентов. Поэтому тот, кто сможет выстроить самые выгодные отношения с розницей, покажет в следующем году глобальный рост».
На рынке широкополосного доступа 2008 год стал «прорывным», как по количеству построенных провайдерами сетей (уже сейчас можно говорить почти о 70-процентном охвате домохозяйств города оптоволоконными сетями), так и по количеству частных пользователей (уровень проникновения ШПД в 2008 г. составил 18–20% против 5–7% в 2007 г.) В отдельных районах уже можно говорить о высокой конкуренции между игроками», — отмечают эксперты. Цены по сравнению с прошлым годом на услуги ШПД снизились на 20–25%. Правда, до сих пор не увеличилась скорость передачи данных — пользователи до сих пор «довольствуются» средними скоростями в 256–512 Кбит/сек. По мнению игроков рынка, этот рубеж будет не скоро пройден. Причина в том, что рынок пока не насыщен. Только когда уровень проникновения ШПД в регионе достигнет отметки хотя бы 40%, можно будет говорить о переходе на следующий уровень предоставления услуг.
Тем не менее, провайдеры уже сейчас стараются предоставить абоненту полный комплекс услуг от одного поставщика, запуская услугу Triple Play. Эксперты признаются, что пока она не пользуется высоким спросом, но в следующем году они ожидают роста продаж телекоммуникационных пакетов.
По данным директора Нижегородского филиала UNITLINE (ЗАО «МедиаСети») НАТАЛЬИ ЛАПШИНОЙ, сегодня порядка пяти операторов предоставляют услуги беспроводного широкополосного доступа, в число которых входит UNITLINE. По словам эксперта, технологии ШБД в Нижегородском регионе развиваются быстрыми темпами. Это актуальное решение для организации связи в сложных ландшафтных условиях, в случае, когда ресурсы существующих проводных сетей практически исчерпаны или офис компании расположен вдали от районов с развитой кабельной инфраструктурой.
Кроме того, поставщики ШБД в интернет активно идут в область, где пока нет конкуренции с проводными провайдерами. В частности, UNITLINE планирует расширить свою зону покрытия в области под корпоративных клиентов.
По прогнозам iKS-Consulting, в 2009 г. стоит ожидать сокращения инвестиций в строительство оптоволоконных сетей. Для провайдеров это означает только одно: более жесткие продажи в тех районах города, где сети уже есть. Лимит для них еще не исчерпан. Подключая к сети дом, где проживает до 100 семей, провайдер может обслуживать только три из них. Тем более что поводов не сбавлять темпы подключения домохозяйств у работающих на рынке игроков немало. В 2009 г., если позволят финансовые возможности, в регион могут прийти не меньше пяти федеральных поставщиков как проводного, так и беспроводного доступа в интернет.
Главной тенденцией уходящего года на телекоммуникационном рынке стал начавшийся между игроками процесс слияния и поглощения с целью создания единого поставщика телекоммуникационных услуг. Процесс этот затронул всех участников рынка. В сентябре 2008 г. сотовый оператор ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») закончил присоединение крупнейшего в России интернет-оператора и оператора фиксированной связи «Голден Телеком». ГК «Вымпелком», таким образом, стала первым в России телекоммуникационным холдингом, предоставляющим полный комплекс услуг связи под двумя брендами: «Билайн» и «Билайн Бизнес». Сразу после сделки руководители ГК «Вымпелком» заявили, что она может стать стартом для подобных слияний в других холдингах. К концу 2008 г. стало очевидно, что и другие операторы готовятся к подобным формам работы на рынке. ОАО «МТС» и ОАО «Мегафон» пока активно достраивают собственную инфраструктуру. Однако в АФК «Система», куда входят и несколько других операторов связи, не исключают, что в следующем году компания будет объединять поставщиков телекоммуникационных услуг под одним брендом.
Руководство ОАО «Мегафон» буквально месяц назад заявило о том, что рассматривает возможность приобретения одной из дочек «Связьинвеста». По мнению Андрея Еремкина, финансовая нестабильность серьезнее всего скажется на региональных игроках, поэтому у крупных компаний есть шансы приобрести конкурентов с дисконтом. Однако руководство «Связьинвеста», которое сейчас принимает новый стратегический план развития компании, не исключает возможности создания на базе своих МРК единого оператора. Таким образом, к концу 2009 г. на рынке могут образоваться несколько мощнейших телекоммуникационных холдингов с полным комплексом услуг связи.
Несмотря на то, что еще не все операторы вступили на тропу M&A, практически все они уже готовы предоставлять конвергентные услуги. Правда, пока только корпоративным абонентам. По словам Георгия Лашкина, продажи услуг Агентства деловой связи под новым брендом «Билайн» для частных лиц и новые пакеты предложений будут сформированы в ближайшее время. Пока компания продает услуги FMC только своим корпоративным клиентам. По данным «Вымпелкома», они очень востребованы, особенно в условиях, когда компании активно оптимизируют свои затраты, включая и телекоммуникационные услуги.Пакеты FMC планируют предлагать и другие игроки рынка: «Мегафон» для этого достраивает оптоволоконные сети, МТС предоставляет эти услуги с помощью партнеров.
В следующем году, прогнозируют игроки рынка, стоит ожидать роста спроса на FMC: кризис заставляет бизнесменов пересматривать свои расходы на связь. А получить значительную скидку на пакет телекоммуникационных услуг у одного оператора гораздо проще, чем договариваться с несколькими.
Fixed-Mobile Convergence — специальная услуга для корпоративных клиентов.
FMC — корпоративная телефонная сеть, объединяющая мобильные и стационарные номера. Технология позволяет использовать единые номера для мобильных и офисных телефонов, что значительно повышает эффективность коммуникаций крупных компаний и торговых сетей.
федор бобков: «В следующем году мы прогнозируем снижение потребления интернет-трафика, но незначительное».
георгий лашкин: «За счет того, что абоненты стали больше говорить, мы удержали ARPU и даже повысили этот показатель».
андрей еремкин: «Не исключено, что в ближайшее время «Мегафон» начнет покупать региональных операторов».