Меню

Телеком гонится за скоростью

Многие аналитики считают, что отечественный телеком-сегмент в наименьшей степени был затронут кризисом. В условиях повального сокращения расходов, стало понятно, что мобильная связь и Интернет вошл

Многие аналитики считают, что отечественный телеком-сегмент в наименьшей степени был затронут кризисом. В условиях повального сокращения расходов, стало понятно, что мобильная связь и Интернет вошли в категорию товаров первой необходимости. Кризис ненадолго приостановил строительство сетей в Нижнем Новгороде, но как только ситуация начала стабилизироваться, крупнейшие операторы продолжили развитие инфраструктуры и активное продвижение своих услуг.

Иллюзии
Корпоративный сегмент обеспечит наибольшую прибыль
Ранее телекоммуникационный рынок четко разделялся на мобильную связь и Интернет. В 2008 г. одним из главных событий стало продвижение операторов сотовой связи в сторону универсальности. Кризис ненадолго остановил эти планы, но сам вектор движения уже не остановить. Операторы «большой тройки» выросли из оказания услуг по передаче голоса по мобильной связи и сейчас вторгаются во все сегменты рынка телекоммуникаций. Даже кризисный 2008-2009 гг. ознаменовались громкими покупками операторов фиксированной связи, став главными событиями на телекоммуникационном рынке в целом.
Операторы предлагали новые услуги как для частных лиц, так и для корпоративных клиентов. Для многих работа на корпоративном сегменте рынка казалась предпочтительней. Российские компании росли, им требовалось все больше трафика — и голосового, и Интернет. Об оптимизации расходов мало кто думал. Росло число бизнес-центров, каждый из которых надо было оснащать современным телефонным оборудованием и Интернет-сетями.
Ставка на корпоративный сегмент заметно ухудшила жизнь многих провайдеров в разгар кризиса.
Страхи
Малый и средний бизнес все-таки не умер
По мнению директора Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Дмитрия Проскуры, самый страшный прогноз — это возможное закрытие большого количества малых компаний во время кризиса. «В этом случае умерла бы деловая активность, и для нас встал бы вопрос — а что делать дальше», — поясняет г-н Проскура. Этот прогноз до конца не оправдался.
Многие компании действительно закрылись или разорились, но все же «пациент скорее жив, чем мертв». Конечно, многие провайдеры отметили уменьшение доходов. Компании сокращали затраты, и это не могло не отразиться и на величине среднего счета. Достаточно часто наблюдалось расторжение договоров вследствие того, что предприятия переезжали в более дешевые офисы или переживали банкротство. В результате цены на Интернет существенно снизились. Сегодня, по словам экспертов, они достигли допустимого минимума.
Сейчас одна из главных проблем телекоммуникационных компаний, ориентированных на работу с корпоративном сегментом, — дебиторская задолженность. Не все предприятия, пользующиеся Интернетом и телефоном, считают платежи за эти услуги обязательными. Эксперты иронизируют: сегодняшняя дебиторка — это плата за то, что во время экономического роста корпоративное направление приносило весьма неплохую прибыль.
Уроки
Кризис помог развиваться мобильным операторам
Нехватка денег привела к тому, что некоторые компании заморозили свои проекты. «В первом квартале 2009 г. мы приостановили строительство нашей сети: хотели посмотреть, как будет развиваться ситуация, — рассказывает Валерий Коляда, руководитель отдела маркетинга ЗАО «Компания «ЭР-Телеком». — Сейчас уже все в порядке, строительство возобновлено, и в 2010 г. мы проложим сети во всех районах Нижнего Новгорода».
Сотовые операторы, вовсю развивающие допуслуги и. в частности. мобильный Интернет, сворачивать свои программы в связи с кризисом были не намерены. Федор Бобков, директор филиала МТС «Поволжье Северо-Запад»: «Мы оставили на докризисном уровне инвестиции в сеть. С начала года МТС построила сети 3G в 26 городах России. Не уменьшали мы и количество наружной рекламы. Правда, эту статью мы пересмотрели и получили даже лучшие цен, чем были раньше». При этом в части внутренних расходов компании пришлось ужаться. По словам г-на Бобкова, МТС в первом полугодии 2009 г. сократила общие и административные расходы на 12,5% по отношению к первому полугодию 2008 г.
Развивал свои сети и нижегородский оператор — компания НСС. За 12 месяцев кризисного 2009 г. НСС установила 320 базовых станций. Михаил Петров, генеральный директор НСС: «Кризис играет нам на руку. Сейчас затраты идут в основном на стройку — большинство контрактов на поставку оборудования мы оплатили еще в конце 2008 г. А сегодня стоимость строительных материалов снизилась. В итоге затраты на возведение базовых станций сократились на 10-13%. Если у компании есть собственные средства, сегодня строить выгоднее, чем когда бы то ни было».
«МегаФон» в октябре 2009 г.осуществил запуск «Большого кольца ВОЛС» — волоконно-оптической линии связи, объединившей 11 городов России, тем самым расширив спектр возможностей для своих абонентов.
Заботясь о лояльности клиентов, «МегаФон» ввел постоплатные тарифы. Михаил Молотков, коммерческий директор Центрального филиала ОАО «МегаФон»: «Мы получили уникальный опыт работы в условиях жесткой экономии, а также получили исчерпывающую информацию о поведении и предпочтениях потребителя — урок, который невозможно пройти в период подъема».
Возможности
Будущее за безлимиткой и мобильным интернетом
Если говорить о частных пользователях, то здесь рост отмечают все операторы без исключения. Эксперты отмечают, что ADSL как технология уходит в прошлое. Операторы, имевшие серьёзную абонентскую базу среди абонентов ADSL, строят оптику.
Нижегородские частные пользователи, не избалованные большими скоростями, с радостью ждут подключений по оптоволокну. «Сейчас мы безусловные лидеры по приросту количества абонентов, — заявляет г-н Коляда. — На нижегородском рынке мы появились только в прошлом году и уже занимаем второе месте по количеству частных абонентов. Будем двигаться в этом направлении и дальше».
Конкуренция за частников жесточайшая, констатируют эксперты. В кризис все крупные провайдеры вывели на рынок настоящую безлимитку. До этого они практиковали так называемые «преанлимные» тарифы — с порогом отключения скорости при определенном количестве скачанной информации.
Отмечают игроки и другие условия успешной борьбы за клиента. «Сейчас необходимо понимать, какие компоненты сервиса являются важными, — отмечает г-н Проскура. — К примеру, вовремя доставленный счет за услуги, с информацией о том, за что начислены деньги — это тоже важный сервис». Провайдеры широко развивают дополнительные услуги, такие как кабельное телевидение и телефонию.
Эксперты сходятся во мнении о том, что будет востребован мобильные Интернет. А вот о том, на каких технологиях он будет развиваться, аналитики готовы поспорить. Многие говорят о востребованности 3G. По подсчетам специалистов, средства, потраченные на интеграцию сети третьего поколения, «вернутся» через 5 лет. «На фоне растущих объемов потребления мобильного трафика мы не исключаем, что наша сеть окупится и в более короткий срок, — рассжудает г-н Молотков. — В первом квартале 2009 г. объем потребления трафика абонентами Центрального филиала ОАО « МегаФон» увеличился на 20%».
В НСС также отмечают ежемесячное увеличение трафика на уровне 25%. Однако Михаил Петров ставку на 3G не делает: «Развитие сетей 3G прекратится из-за сокращения инвестиций с одной стороны, с другой — из-за падения продаж телефонов, поддерживающих данную технологию. Будет повышаться интерес к технологиям 4-го поколения и в частности LTE, которые смогут предоставить абонентам большие возможности».
Эксперты считают, что в недалеком будущем ландшафт телеком-рынка, скорее всего, изменится. Появятся новые игроки среднего уровня, которые смогут нарастить свою рыночную долю, существенно сократив разрыв с крупнейшими операторами.

Основные события
февраль 09
1 | Компания «ЭР-Телеком» запустила услугу городской телефонии «ГОРСВЯЗЬ» в Нижнем Новгороде. На создание универсальной телекоммуникационной сети было потрачено до 800 млн руб. Оборот от услуги телефонной связи за первое полугодие 2009 г. составил 1,364 млн руб.
март 09
1 | Компания ЗАО «Национальные мультисервисные сети» направила $80 млн на строительство сетей широкополосного доступа (ШПД) в Интернет, в том числе для предоставления услуг интерактивного телевидения, голосовой и видеотелефонии, в Нижнем Новгороде. Охватить весь город сетями компания предполагает к 2014 г. Ранее это планировалось сделать в 2010 г., но из-за экономической ситуации сроки сместились. На сегодняшний день услугами ЗАО «НМС» можно воспользоваться лишь в двух районах города.
сентябрь 09
1 | Компания «ЭР-Телеком» в сентябре 2009 г. приступила к строительству сети в Верхней части города. Сумма инвестиций составила 200 млн руб. На сегодняшний день сеть проложена во всех районах г. Нижнего Новгорода (где-то целиком, где-то частично). По словам представителей компании, к 1 июля 2010 г. будет покрыт весь город. Напомним, что первые продажи компания начала в марте 2008 г.
октябрь 09
1 | Компания ТТК-Нижний Новгород приступила к строительству волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), которая соединит IT-парк, создаваемый в Казани, с магистральной цифровой сетью компании ТТК. Общий объем инвестиций ТТК-НН в первый этап строительства МСС в Казани в 2009 – начале 2010 г. составит около 13 млн руб.
2 | В октябре 2009 г. сотовый оператор МТС приобрел 51% контрольного пакета акций «Комстар — ОТС» за 39 млрд руб. В Нижнем Новгороде компания представлена дочерней фирмой «Комстар Регионы», которая в свою очередь была образована при покупки компании ЗАО «СТРИМ-ТВ» (объединение двух компаний «ТСН» и «СЕНДИ») в 2008 г. Эксперты полагают, что в ближайшее время можно ожидать 100% покупки.